Общество и телевидение
Одной из важнейших граней сущностно-содержательной модели является взаимоотношения общества и телевидения в 1970-е гг. С одной стороны, телевидение – мощнейший инструмент влияния на массовое сознание. Но с другой, оно напрямую зависит от общества, являясь средством отражения общественной жизни.
Одной из причин выбора для исследования программы телепередач именно 1975 г явилось установление связей телевидения и общества к данному году. К сер. 1970-х телевизионное вещание уже охватывает территорию, на которой проживает 70 процентов населения СССР. Приемная сеть насчитывает 35 миллионов телевизоров и быстро растет. (сноска: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4624). Таким образом, взаимосвязь ТВ-общество начинает работать. Основные стороны этой взаимосвязи:
1. Особенности телевизионной аудитории. Телевидение в единой форме доносит одну информацию для всех. Это важная особенность, влияющая на формирование массового сознания.
2. Особенности восприятия реальности. ТВсобирает аудиторию здесь и сейчас, сиюминутно. Создается впечатление о причастности к «реальности» экранной жизни. (Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале – мае 2010 г. — М.: Издательство Икар, 2011. — 178 с - http://www.tvmuseum.ru/attach.asp?a_no=8416)
3. Зависимость телевидения от спроса аудитории. Важным моментом телевидения 1970-х гг является разработка программ для определенной аудитории: передачи для женщин, детей, жителей села, медицинские и другие тематические телеиздания. Телевизионное вещание дифференцируется тематически и адресно. (Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале – мае 2010 г. — М.: Издательство Икар, 2011. — 178 с - http://www.tvmuseum.ru/attach.asp?a_no=8416)
4. Диалог телевидения и общества. В 70-х гг он происходил путем писем в редакции, специальных выпусков «почты» научно-популярных программ. Для построения формально-количественной модели важно проследить соотношение «программ по заявкам» в контексте общего эфирного времени. В 70-е годы рождались и укреплялись подлинные прямые и обратные связи телевидения со своей аудиторией, что служит самым главным показателем результативности и общественной полезности вещания. (Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. — М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.)
5. Зависимость телевидения от событий реальной жизни. Телевидение, прежде всего – инструмент отражения событий окружающего мира, оно напрямую зависит от того, что происходит в реальности. Например, в 1975 г самым значимым событием, нашедшим отражение в программе телепереч, явился совместный полет американского и советского космических кораблей «Союз-Аполлон».
6. Характеристики самого общества: культурные, социальные и т.п. К 70-м годам можно говорить о феномене «советского общества», с единой идеологией, сформировавшимися культурными ценностями и стереотипами восприятия, которое не могло не учитывать телевидение.
Таким образом, общество и телевидение находятся в тесной взаимосвязи, при этом телевидение всегда вторично по отношению к обществу, т.к. общество является его главным потребителем. Однако, советское общество напрямую не имело инструментов влияния на структуру ТВ, как, например, в западных странах (общественное телевидение Великобритании, Франции и т.п. или коммерческое телевидение США, где во главу угла ставятся потребительские потребности). Заказчиком телевидения, его управителем являлось государство. Пришла пора рассмотреть эту сторону сущностно-содержательной модели.
Власть и телевидение.
«Советское телевидение <…> оказывает большое влияние на всю общественную жизнь страны, играет существенную роль в формировании коммунистического мировоззрения трудящихся, в пропаганде достижений науки и культуры, вносит свой вклад в реализацию программы построения коммунистического общества; активно участвует в проведении крупнейших политических кампаний, освещает работу партийных съездов, сессий Верховного Совета СССР, важнейшие международные события, способствует распространению знаний и образования, организации культурного досуга населения». (сноска: Лапин БСЭ). Так глава ЦТ (1970-1985) С.Г. Лапин формирует задачи советского телевидения в соответствующей статье в БСЭ. Эта фраза демонстрирует связь телевидения и государства: телевидение как инструмент пропаганды наравне с другими СМИ.
Вообще, советское телевидение нач. 1970-х – 1985 гг можно определить как «государственное телевидение». Управление телевидением находилось в руках государства (Государственный комитет телевидения и радиовещания при Совмине СССР). Власть строго контролировала все области телевещания. По примеру предыдущего параграфа, выделим основные характеристики этой стороны нашей модели:
1. Государственное управление телевидением. К 70-м гг ТВ становится общесоюзным и многопрограммным, что определяет изменение политики власти по отношению к нему. В 1970 г. в СССР создается Государственный комитет по телевидению и радиовещанию Совета министров СССР. Таким образом, оно ставится в один ряд с важнейшими министерствами.
2. Телевидение как орудие пропаганды и формирования общественного мнения. Как и вся идеологическая деятельность в то время, работа телевидения подчинялась партийным указаниям и директивам, перед ним ставились те же задачи, определялись те же функции, что и для всей советской пропаганды. Начиная с конца 60-х годов редко какой документ КПСС, посвященный идеологическим проблемам, не ставил задачи и перед телевидением. (Егоров)
3. Телевидение как способ влияния на человека. В данном случае речь идет не о пропаганде, а о формировании эскапизма - своеобразного способа ухода от реальности. Человеку предлагают «убежать» от того, что ему неприятно, от чего он устал, чем занята его голова. (Борецкий, с. 78) В 70-х гг начинается уклон в сторону развлекательных передач, которые отвлекали зрителя от реального положения дел и существующих проблем. В эфире полностью отсутствовал критический элемент.
4. Отражение на ТВ важнейших достижений СССР в различных сферах (культуре, науке, экономике, спорте, международной арене).
5. Отражение прогрессивной деятельности партии и формировании образа «вождя». Начав с сюжетов — почти ежедневных — в программе «Время» о деятельности генерального секретаря ЦК КПСС, о его вкладе в успешную внутреннюю и внешнюю политику СССР, телевидение из года в год наращивало усилия по формированию нового культа личности. (Егоров).
Таким образом, власть оказывала определяющее влияние на формирование структуры ЦТ, его содержательное наполнение, ставила перед ним свои цели и задачи. В этом судьба телевидения не отличается от других советских СМИ.