Целостность и связность как конструктивные признаки текста
Предмет, объект, задачи лингвистики текста. Текст как коммуникативная единица высшего уровня
1. Причины выделения ЛТ в отдельную научную дисциплину.
2. Определение ЛТ.
3. Место ЛТ среди других научных дисциплин, междисциплинарный характер ЛТ (концепции Т.ван Дейка, Г.Плетта).
4. Связь ЛТ с другими науками:
а) с лексикологией и семасиологией;
б) с лингвостилистикой;
в) с синтаксисом (продемонстрировать на своих примерах).
5. Методологическое отличие ЛТ от других языковых дисциплин.
6. Объект ЛТ.
7. Предмет ЛТ:
а) сущность коммуникативности текста;
б) двунаправленность текста;
в) направления развития ЛТ как науки.
8. Типология текстов:
а) аспекты рассмотрения текстов;
б) разграничение языковой и коммуникативной компетенции;
в) условия создания идеальной типологии и причины отсутствия до настоящего времени такой типологии;
г) сущность функциональной, жанровой типологии текстов ( продемонстрировать на своих примерах);
д) два подхода к типологии текстов (Г.В.Нигер и В.Л.Юхт);
е) трихотомический подход к текстовой типологии (Т.ван Дейк).
9. Определение текста:
а) традиционная интерпретация понятия текст;
б) лингвистическое определение текста;
в) семиотическое определение текста;
г) текст в широком и узком понимании (в концепциях О.И.Москальской, В.В.Касевича, И.Р.Гальперина, З.Я.Тураевой). Причины существования множества определений текста.
10. Текст как знаковая сущность.
11. Основные свойства текста.
12. Условия правильности восприятия текста. Понятие пресуппозиции (продемонстрировать на собственных примерах разных жанров).
13. Определение текста с когнитивной точки зрения (текст как особый тип знания).
14. Типы фоновых знаний (продемонстрировать на собственных примерах).
Семинар 2
Онтологический статус текста. Виды, жанры и типы текстов
1. Соотношение устной и письменной речи.
2. Проблема разграничения устных и письменных текстов.
3. Соотношение между функциями устной и письменной речи в трактовке О.Людвига.
4. «Промежуточные» формы коммуникации.
5. Теория Г. Глинца о когнитивных процессах при чтении и письме.
6. Концепция текста И.Р.Гальперина.
7. Текст как воспроизводимое высказывание в трактовке В.Г.Адмони.
8. Понятие речевого жанра. Основные признаки речевого жанра. Первичные и вторичные речевые жанры в трактовке М.М.Бахтина.
9. Направления исследования речевых жанров в семитической парадигме:
а) семантическое направление;
б) синтаксическое направление (А.Б.Баранов, Г.И.Богин, Вл.Барнет, О.А.Лаптева);
в) прагматическое (концепция А. К.Долинина, Т. В.Шмелевой, А.Вежбицкой).
10. Основные черты высказывания и речевого жанра в представлении М. Н.Кожиной.
11. Общение и речевые жанры в представлении Т. А.Ладыженской.
12. Классификация типов текстов Г. Глинца, К. Гнифке-Хубрига, К. Гаузенбласа.
13. Функционально-структурные особенности художественных текстов. Разграничение значения (содержания) и смысла текста.
Семинар 3
Функциональный и прагматический анализ текста. Текст как законченное информационно-структурное целое.
1. В чем суть функционального анализа текста?
2. В чем различие смысла и значения?
3. Какова специфика прагматического анализа? Как разграничиваются текст и дискурс? Продемонстрируйте на примерах текстов разных жанров.
4. Чем различаются прагматическая установка автора и прагматическая установка текста? Почему разграничиваются объективное и субъективное членение текста?
5. Чем обусловлена семантика и структура текста? Назовите единицы текста на семантико-структурном и композиционном уровнях.
6. Подберите образцы текстов разных стилей. Определите форму текста, жанр текста, стилевую доминанту, стилистические характеристики текста.
7. Назовите невербальные средства передачи информации в тексте. Какими способами осуществляется вербализация «немых» языков?
Семинар 4
Единицы текста
1. Чем различаются высказывание и предложение? Назовите типы предложений в выбранном фрагменте текста. Определите структуру высказывания в выбранном фрагменте.
2. Назовите типы высказываний. Приведите собственные примеры.
3. 10.Что такое диктум и модус?
4. ОхарактеризуйтеСФЕ как единицу текста.
5. Назовите модели тема-рематических последовательностей.
6. Какова роль порядка слов в предложении?
7. Что такое актуальное членение? В чем его отличие от грамматического предложения?
8. Какова функция фразы-зачина в структуре межфразового единства?
9. Что такое скачок в последовательности?
Анализ текста
I. Прочитайте текст и определите:
1) стилевую принадлежность текста,
2) стилистические характеристики (на основе функционального анализа единиц разных уровней);
3) форму речепроизводства,
4) жанр текста;
5) тип текста (по классификации Г.И.Богина)
а) по субъекту речи (авторство анонимное, безразличное, коллективное, персональное);
б) по объекту (индивидуально-ориентированный, массово-ориентированный, неопределенно-ориентированный, двусторонне ориентированный);
в) по времени (для немедленного чтения, для немедленного чтения с сохранением, для печатного воспроизведения без сохранения, для печатного воспроизведения с сохранением);
г) по речи внутритекстового автора (выбор субъязыка, социального диалекта, меры информативности и т. д.).
II. Охарактеризуйте речевой жанр, выраженный в форме диалога героев в трех аспектах (по А. К.Долинину):
1) в когнитивно-конструктивном аспекте;
2) в социально-психологическом аспекте;
3) в социокультурном аспекте.
III. Определите, вторичный или первичный текст.
IV. Охарактеризуйте прагматическую установку автора.
V. Определите типы высказываний в тексте.
Текст для анализа
... Пришлось сообщить ему о том, что Эдик собирался о чем-то предупредить Алицию, но ему помешали это сделать. Господин Мульдгорд слушал внимательно и кивал с таким видом, как будто ему было все понятно. Тем неожиданнее прозвучали его слова:
- Аз ништо не разуметь. Мертвый он отверз уста своя?
- Не отверз.
- Пошто?
- Потому что был пьян, и я не возжелала его выслушать, - отвечала Алиция, искренне сожалея, что так поступила.
- Тако же вторые останки? Не отверз уста?
- Нет, - на сей раз ответила Эльжбета.
- Пошто?
- Потому что никто не спрашивал.
- Пани не вопросила?
- Нет, я не спрашивала его.
- Аз ништо не разуметь, - повторил полицейский и опять глубоко задумался.
…Нарушил его задумчивость телефонный звонок. Звонили из полицейской лаборатории. Быстро работают, ничего не скажешь!
- И стало так! – торжественно возгласил господин Мульдгорд, положив трубку. – Светоч истины утвердил наши чаяния, ибо яд был еси во граде винном. Инъекция, тонки иглиште. Малая толика лежаху на ложе подле десница особа неживая. И там бысть яд. Особа неживая вкусиху два града винных, четыре овощ на блюда суть исполнен яд. Вкупе – шесть овощ, поелику на сам верх возлежаху особо. Другой овощ не исполнен.
- Ради Бога, объясните, что он такое говорит, - попросила побледневшая Зося.
- Что кто-то с помощью шприца впрыснул яд в виноградины, которые в количестве шести штук лежали небольшой кисточкой наверху, отдельные от большой грозди, помнишь? – перевела я, тоже немало потрясенная (И.Хмелевская. «Все красное», М., 2000).
Семинар 4
Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
I. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
1. Что такое локальная и глобальная связность? Что служит показателями этих видов связности?
2. Чем обусловлено разграничение левосторонней и правосторонней связи? Приведите примеры.
3. Что такое анафора и катафора?
4. В чем заключается целостность текста?
5. В чем проявляется единство темы в межфразовом единстве?
6. Что такое ключевые слова? Какую функцию они выполняют в тексте?
7. Какова функция авторской модальности («образа автора») в тексте?
8. В чем суть «абсурдности» с точки зрения свойств текста?
9. Охарактеризуйте цепочки номинативов-именований как литературный прием.
Семинар 5
Повторная номинация
1. В чем состоит сущность повторной номинации?
2. Какие функции выполняют средства повторной номинации в тексте?
3. Чем обусловлены ограничения в подборе замен?
4. Охарактеризуйте местоименные слова как средство повторной номинации.
5. Чем отличается художественный текст от нехудожественного в отношении средств повторной номинации?
6. На какие две группы делят средства повторной номинации? Чем обусловлен выбор?
Семинар 6