Приложение 1: инструмент для записи результатов наблюдений, проводимых в ходе открытых уроков
Название школы........................................Дата наблюдения................................................Время наблюдения: с........до.......
Ф.И.О. учителя.............................................................Класс ..............................................Предмет..............................................
Критерии | Дескрипторы (описание уровней) | Баллы 1/2/3/4 | Взвешенная оценка | Оценка | Доказательства, выявленные наблюдателем и комментарии |
1. Точные и глубокие знания предмета | ОБРАЗЦОВЫЙ:Демонстрирует глубокие научные, энциклопедические знания преподаваемого предмета. Свободно ориентируется в различных источниках по преподаваемому предмету, может дать ссылки на различные источники (учебники, УМК, медиа-пособия, ЦОРы). Использует собственные знания в организации межпредметных и внутрипредметных связей. Умеет организовать, поддержать и развить дискуссию. | (1-4) | (балл x взвешенная оценка: 1.5 – 6) | ||
ХОРОШИЙ: Демонстрирует знания в рамках объема учебной программы. Хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на другие источники. Использует собственные знания в организации межпредметных и внутрипредметных связей. На вопрос по теме может дать ответ. Умеет поддержать дискуссию. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ: Демонстрирует достаточный уровень знания предмета, но только в рамках объема учебной программы. Слабо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, не может дать ссылки на подходящие источники. Использует собственные знания в организации внутрипредметных связей. | |||||
НИЗКИЙ: Демонстрирует низкий уровень знания предмета в рамках объема учебной программы. Не ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, не может дать ссылки на подходящие источники. Не раскрывает связи новой темы с предыдущими темами по преподаваемому предмету, не раскрывает связи своего предмета с другими предметами школьной программы и связи теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. | |||||
2. Качество планирования урока и управления учебным процессом (критерии 5,7,12) – 2 б | ОБРАЗЦОВЫЙ:Четко проявляется нацеленность урока на комплексное формирование предметных и метапредметных знаний и умений, личностных результатов. Цели формулируются четко, измеримо. Ученики вовлекаются в постановку целей на уроке. Этапы урока имеют логическую завершенность и последовательность. Рационально запланировано время на каждом этапе урока. При необходимости, с целью эффективного использования времени урока, вносятся коррективы в план проведения урока. Ученики хорошо понимают учебную задачу, осмысленно подходят к её решению, могут самостоятельно работать и умеют аргументированно отвечать. Ответы учащихся анализируются, выявляются проблемы в усвоении учебного материала и проводится коррекционная работа, даются рекомендации по дальнейшему успешному овладению знаниями и умениями.Внесение корректировок в ходе урока полностью обосновано, незначительное и в зависимости от ситуации. | ||||
ХОРОШИЙ:Проявляется нацеленность урока на комплексное формирование предметных и метапредметных знаний и умений, личностных результатов. Наблюдается четкая постановка целей на каждом этапе урока. Учащиеся хорошо понимают, что требует от них учитель. Существуют затруднения в распределении времени. Учитель не всегда соизмеряет объем выполнения работы со временем, но при необходимости вносит коррективы в план проведения урока. Ученики хорошо понимают учебную задачу, могут самостоятельно работать. Испытывают затруднения при аргументировании ответов или аргументация отсутствует. Ответы учащихся анализируются, выявляются проблемы в усвоении учебного материала и проводится коррекционная работа. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ:Проявляется нацеленность урока в основном на формирование предметных знаний и умений. Нет четкости в постановке цели урока. Не соблюдается логическая последовательность этапов урока. Нерационально использует время. Не всегда соизмеряет объем выполнения работы со временем, но при необходимости вносит коррективы в план проведения урока. Учитель слабо владеет способами концентрации внимания, не все ученики понимают учебную задачу. Задания самостоятельно выполняются отдельными учащимися. Нет аргументированных ответов. Ответы учащихся не способствуют выявлению проблем в усвоении учебного материала. Коррекционная работа не проводится. В ходе урока не вносятся корректировки в зависимости от ситуации | |||||
НИЗКИЙ:Проявляется нацеленность урока только на формирование предметных знаний и умений. Существуют затруднения в постановке цели урока. Не соблюдается логическая последовательность этапов урока. Нерациональнои спользует время. Не всегда соизмеряет объем выполнения работы со временем, при необходимости не вносит коррективы в план проведения урока. Используются только фронтальные формы организации учебно-познавательной деятельности. Ответы учащихся не анализируются. Коррекционная работа не проводится. | |||||
3. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (критерии 2,9,10) – 2 б | ОБРАЗЦОВЫЙ: Владеет техниками, стимулирующими познавательную деятельность учащихся. Ставит вопросы различной сложности, развивающие мыслительную деятельность учащихся. Создает атмосферу сотрудничества. Знает и учитывает в учебном процессе индивидуальные особенности каждого ученика. Предъявляет высокий уровень требований и ожиданий к учебным достижениям учащихся. Умело применяет различные методы и приемы мотивации и стимулирования, в том числе индивидуальные на протяжении всего урока. | ||||
ХОРОШИЙ: Владеет методами и приемами, стимулирующими познавательную деятельность учащихся. Учитывает в учебном процессе индивидуальные особенности каждого ученика. Умеет вносить коррективы в план урока в зависимости от ситуации. Ставит вопросы как стандартные, так и развивающие мыслительную деятельность. Этапы урока имеют определенную логическую завершенность и последовательность. Предъявляет низкий уровень требований и ожиданий к учебным достижениям учащихся. Применяет различные методы и приемы стимулирования на протяжении урока. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ: Умеет организовать учебную деятельность. Этапы урока не имеют логическую завершенность и последовательность. Слабо владеет методами и приемами, стимулирующими познавательную деятельность учащихся. Обеспечивает средний темп урока. Не учитывает в учебном процессе индивидуальные особенности каждого ученика. Урок ведет строго по плану. Ставит стандартные вопросы. Применяет различные методы и приемы мотивации и стимулирования. Периодически поддерживает познавательный интерес на протяжении урока. Предъявляет низкий уровень требований и ожиданий к учебным достижениям учащихся. | |||||
НИЗКИЙ: В организации учебной деятельности испытывает трудности. Этапы урока не имеют логическую завершенность и последовательность. Слабо владеет методами и приемами, стимулирующими познавательную деятельность учащихся. Обеспечивает низкий темп урока. Не учитывает в учебном процессе индивидуальные особенности каждого ученика. План урока формальный. Ставит вопросы стандартные. Не предъявляет требования и ожидания к учебным достижениям учащихся. Не владеет методами и приемами мотивации и стимулирования. | |||||
4.Умение вовлечь и мотивировать учеников – 1,5 б | ОБРАЗЦОВЫЙ: Учитель предоставляет учащимся возможности использования полученных знаний на практике. Использует различные приемы и методы, направленные на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока на протяжении всего урока. Использует все возможности и разнообразные способы для демонстрации успехов обучающихся. Всегда дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы. Использует приемы и методы формирующие дух здоровой конкуренции. | 1,5 | |||
ХОРОШИЙ: Учитель предоставляет учащимся возможности использования полученных знаний на практике. Использует различные приемы и методы, направленные на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока не на всех этапах урока. Использует в основном разнообразные задания, дающие ученикам возможность почувствовать свой успех. Иногда использует разнообразные способы для демонстрации успехов обучающихся. Часто дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы. Периодически использует приемы и методы формирующие дух здоровой конкуренции. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ: Учитель редко демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике. Использует на некоторых этапах урока однотипные приемы и методы, направленные на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока. Редко использует задания, ориентирующие учеников на достижение успеха и способы для демонстрации их успехов. Не часто обеспечивает ученикам возможность самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы. Иногда использует приемы и методы формирующие дух здоровой конкуренции. | |||||
НИЗКИЙ: Учитель не демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике. Иногда использует на некоторых этапах урока однотипные приемы и методы, направленные на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока. Не использует задания, ориентирующие учеников на достижение успеха и способы для демонстрации их успехов. Не обеспечивает ученикам возможность самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы. Иногда использует приемы и методы формирующие дух здоровой конкуренции. | |||||
5.способность объективно и достоверно оценивать - 1.5 | ОБРАЗЦОВЫЙ:Четко понимает критерии оценивания достижений учащихся. Оценка достижений учащихся фиксируется в течение всего урока. Постоянно проводит анализ и мониторинг успеваемости учащихся. Использует различные виды сбора информации усвоения материала. Эффективно использует методы и приемы оценки, взаимооценки и самооценки учебных достижений учащихся. | 1,5 | |||
ХОРОШИЙ:Понимает критерии оценивания достижений учащихся. Оценка достижений учащихся фиксируется в течение всего урока. Постоянно проводит анализ и мониторинг успеваемости обучающихся. Использует различные виды сбора информации усвоения материала. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ:Не знает критерии оценивания достижений учащихся. Оценка достижений учащихся фиксируется только в конце урока. Не проводит анализ и мониторинг успеваемости обучающихся. Оценка проводится только по выполнению одного задания. | |||||
НИЗКИЙ:Не знает критерии оценивания достижений учащихся. Оценка достижений учащихся не фиксируется. Не проводит анализ и мониторинг успеваемости обучающихся. Оценивание является формальным и субъективным. | |||||
6. Умение организовать обратную связь | ОБРАЗЦОВЫЙ: Учитель может правильно сконцентрировать внимание учеников. Ученики хорошо понимают, что от них требует учитель, вовремя и правильно выполняют задания и умеют аргументированно отвечать. На основе ответов учащегося проводится коррекционная работа и дается рекомендация и направления по углублению знаний. | 1,5 б | |||
ХОРОШИЙ: Учитель может правильно сконцентрировать внимание учеников. Учащиеся при аргументировании ответов испытывают затруднения . Не всегда могут объективно оценивать друг друга. На основе ответов учащихся проводится коррекционная работа и дается рекомендация по улучшению ответов. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ: Учитель не может правильно сконцентрировать внимание учеников. Учащиеся не аргументируют свой ответ. Не всегда могут объективно оценивать друг друга. На основе ответов учащихся не всегда проводится коррекционная работа и дается рекомендация по улучшению ответов. | |||||
НИЗКИЙ: Учитель не умеет концентрировать внимание учеников. Учащиеся не аргументируют свой ответ. Не умеют объективно оценивать друг друга. На основе ответов учащихся не проводится коррекционная работа и не дается рекомендация по улучшению ответов. | |||||
7. использование образовательных ресурсов | ОБРАЗЦОВЫЙ:Целесообразное использование различных образовательных ресурсов на всех этапах урока обеспечивает формирование у учащихся содержательных, операционных и мотивационных компонентов деятельности. | ||||
ХОРОШИЙ:Использование образовательных ресурсов способствует формированию у учащихся содержательных, операционных и мотивационных компонентов деятельности. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ:Использование образовательных ресурсов не в полной мере способствует формированию у учащихся содержательных, операционных и мотивационных компонентов деятельности. | |||||
НИЗКИЙ: Использование образовательных ресурсов не способствует формированию у учащихся содержательных, операционных и мотивационных компонентов деятельности. | |||||
8. методика организации домашней работы | ОБРАЗЦОВЫЙ:Учитель:проводит инструктаж; дает алгоритм выполнения;предопределяет проверку д/з;учитывает объем и время. Задания:понятны каждому ученику; ориентированы на самостоятельный поиск решений и использование приобретенных знаний и умений; ориентированы на развитие аналитической мыслительной деятельности; носят творческий характер; различны по сложности. | ||||
ХОРОШИЙ:Учитель: проводит инструктаж; дает алгоритм выполнения; предопределяет проверку д/з; учитывает объем и время. Задания:понятны каждому ученику; ориентированы на использование приобретенных знаний и умений;носят конструктивный характер; различны по сложности; не ориентированы на развитие аналитической мыслительной деятельности. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ:Учитель: проводит инструктаж; не дает алгоритм выполнения; не предопределяет проверку д/з; не учитывает объем и время. Задания: понятны не каждому ученику; не ориентированы на использование приобретенных знаний и умений; носят обобщенный характер; не различны по сложности; не ориентированы на развитие аналитической мыслительной деятельности. | |||||
НИЗКИЙ:Учитель: проводит инструктаж не на должном уровне; не дает алгоритм выполнения; не предопределяет проверку д/з; не учитывает объем и время. Задания: не понятны ученикам; не ориентированы на использование приобретенных знаний и умений; носят обобщенный характер; не различны по сложности; не ориентированы на развитие аналитической мыслительной деятельности | |||||
9.благоприятный психологический микроклимат на уроке | ОБРАЗЦОВЫЙ:Учитель создает творческую обстановку и благоприятный эмоциональный фон на уроке. Организует условия для свободного выражения мнений и позиций учащихся в отношении поставленных проблемных вопросов. Взаимодействие ученик-ученик, учитель – ученик основано на принципах сотрудничества. | ||||
ХОРОШИЙ:Учитель создает доброжелательную обстановку и благоприятный эмоциональный фон на уроке. Своевременно использует методы педагогической поддержки. Взаимодействие ученик-ученик, учитель – ученик основано на принципах сотрудничества. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ:Учитель обеспечивает благоприятный психологический микроклимат только на отдельных этапах урока, не использует различные методы педагогической поддержки. Не продумано взаимодействие на уровне ученик-ученик, учитель – ученик. | |||||
НИЗКИЙ:Учитель не обеспечивает благоприятный психологический микроклимат, не использует различные методы педагогической поддержки. Не продумано взаимодействие на уровне ученик-ученик, учитель – ученик. | |||||
10. вербальные и невербальные коммуникации | ОБРАЗЦОВЫЙ: Передаёт учебную информацию на доступном для учащихся уровне; отлично владеет конкретными коммуникативными умениями: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать. Предупреждает возникновение и своевременно разрешает уже возникшие конфликты и недоразумения; Располагает учащихся к общению, производит благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение). Соблюдает педагогический такт, контролирует свое эмоциональное состояние | ||||
ХОРОШИЙ:Передаёт учебную информацию на доступном для учащихся уровне; хорошо владеет конкретными коммуникативными умениями: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать. Не всегда может предупредить возникновение и своевременно разрешить уже возникшие конфликты и недоразумения; Располагает учащихся к общению, производит благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение). Соблюдает педагогический такт, контролирует свое эмоциональное состояние. | |||||
ТРЕБУЮЩИЙ УЛУЧШЕНИЯ:Передаёт учебную информацию не всегда на доступном для учащихся уровне; на достаточном уровне владеет конкретными коммуникативными умениями: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать. Не всегда может предупредить возникновение и своевременно разрешить уже возникшие конфликты и недоразумения; Уровень организации обратной содержательной и эмоциональной связи требует улучшения. В основном располагает учащихся к общению, производит благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение). Соблюдает педагогический такт, контролирует свое эмоциональное состояние. | |||||
НИЗКИЙ: Передаёт учебную информацию непонятно/недоступно; отличается низким уровнем владения конкретными коммуникативными умениями: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать. Не ориентируется в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия; не понимает эмоциональное состояние учащегося. Не может предупредить возникновение и своевременно разрешить уже возникшие конфликты и недоразумения; Не располагает учащихся к общению, производит негативное впечатление (самопрезетнационное умение). Не всегда соблюдает педагогический такт и контролирует свое эмоциональное состояние | |||||
Общая оценка (максимально 58, если баллы были проставлены по всем критериям): | Рекомендации для учителя (необходимо указать до трех мер, которые должен принять учитель для повышения качества преподавания): 1. 2. 3. | ||||
Максимальная оценка для критериев, по которым были выставлены баллы: | |||||
Оценка в процентах (фактическую оценку разделить на максимальную оценку для критериев, по которым вынесены решения, x 100): | |||||
Общий балл за урок: Балл 4 (образцовый) 87-100%; Балл 3 (хороший) 62-86%; Балл 2 (требующийет улучшения) 37-61%; Балл 1 (низкий) 0-36% |
Например, 34/58 х100% = 58% - вывод: требует улучшения