Использование возможностей программных средств интерактивной доски на уроках

Возможности интерактивной доски Применение этих возможностей в обучении
Цвет Цвет можно использовать, чтобы привлечь вни­мание к необходимой информации, обозначить связь между идеями, схемами, рисунками, форму­лами, которые в этот момент демонстрируются на интерактивной доске, изображать различные про­цессы (например, передачи информации) и т.д.
Заметки на экране Это очень полезно для добавления информации, вопросов, формулировки проблем и новых идей к тексту, диаграммам или рисункам, представленным на экране. Заметки можно сохранить, пересмотреть или распечатать

Продолжение табл. 5.2

Возможности интерактивной доски Применение этих возможностей в обучении
Добавление звука и видеоклипов Это может значительно улучшить наглядность учебной информации и ее восприятие на уроке. Технология также позволяет фиксировать изобра­жения из видеоклипов и отображать их в качестве статических картинок дальнейшего обсуждения или сохранять в виде заметок
Перетаскива­ние информа­ции Это помогает учащимся группировать информа­цию, составлять схемы, определять преимущества и недостатки, сходства и различия и делать отметки на картинках, диаграммах, на изображенном на экране оборудовании и др.
Выделение элементов на изображении Текст, диаграммы и картинки могут быть выделены на доске, что позволяет преподавателям и ученикам фокусировать внимание на отдельных аспектах изображения. Имеется возможность свернуть часть экрана, а затем, когда нужно, раскрывать (откры­вать). Это может пригодиться, когда учащимся следует сосредоточить внимание лишь на части текста или картинки. Некоторые программные средства интерактивной доски включают в себя трафареты, которые можно использовать для того, чтобы обратить внимание учеников на определенную область. Иногда программные средства имеют возможность под­светки, которую учителя и ученики могут исполь­зовать в качестве выделения нужных аспектов урока
Вырезать/ вставить Части изображения можно вырезать или стереть с экрана, скопировать и вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенность и желание рисковать, так как они знают, что всегда можно исправить ошибки
Перелистыва ющиеся страницы Эти страницы можно перелистывать назад и вперед, позволяя преподавателю переходить на различные части урока или пересматривать некото­рые части, которые несколько учеников или весь класс не смогли понять. Страницы можно смотреть в любом порядке; и рисунки, и текст можно пере­таскивать с одной страницы на другую. Можно делать ссылки между страницами таким образом, что учитель может переходить от общих понятий к частным, а затем к анализу и сопоставлению



Окончание табл. 5.2

Возможности интерактивной доски Применение этих возможностей в обучении
Разбиение экрана на части Преподаватели могут разделять экран и дисплей сразу на две части. Это может быть полезно, когда изучается процесс изменения чеголибо или сопоставляются различные процессы
Вращение объектов Это позволяет изменять положение объектов, чтобы ученики видели симметрию, вращение и другие изменения
Подключение цифрового микроскопа к экрану Это позволяет изучать и обсуждать микроскопиче­ские изображения (например, микросхемы)

Интерактивная доска — незаменимое средство усиления на­глядности изложения учебного материала. Она позволяет сделать урок «живым» и увлекательным, собирать и представлять инфор­мацию из самых различных источников (многооконный режим), моделировать различные явления и процессы в динамике их раз­вития. Представленные на доске объекты и текст можно пере­мещать, а нужные области — выделять цветом (например, текст, диаграммы, картинки). Кроме того, части текста, картинки и диаграммы можно маскировать (скрывать), а затем открывать их в нужный момент во время урока. Когда эта возможность исполь­зована учителем или учеником перед всем классом, все внимание фокусируется на данном материале.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать компьютерные модели, разнообразные явления и процессы. Такая разновидность компьютерного моделирования осуществляется посредством анимации и иногда называется физическим модели­рованием. Проведение занятий с использованием средств ком­пьютерного моделирования позволяет визуализировать разного рода явления и процессы, которые не поддаются непосредствен­ному наблюдению.

Компьютерное моделирование целесообразно использовать для изучения процессов, носящих вероятностный характер, не­доступных прямому наблюдению, связанных с использованием сложного, дорогостоящего, экологически небезопасного обору­дования.

Работа с имитационными компьютерными моделями по­зволяет существенно сократить время на подготовку и прове­дение сложных экспериментов, выделить самое важное, орга

низовать интересное научное исследование. Возможность многократного повторения эксперимента позволит обучаемым приобрести навыки анализа результатов эксперимента, сфор­мировать умение обобщать полученные результаты и форму­лировать выводы.

Учителя могут использовать доску, чтобы записывать на нее мысли и комментарии, выделять цветными карандашами наи­более важный материал. В ходе урока учитель может вызвать к доске нескольких учеников и дать им задание одновременно на­писать ответы на вопросы в специально выделенных местах на интерактивной доске. Затем учитель фокусирует внимание на за­данных вопросах, активно вовлекает учеников в обсуждение сложных вопросов, в дискуссию между учащимися в классе (или между классами).

Интерактивная доска способствует ускорению темпа урока прежде всего потому, что все средства готовы заранее и доступны в любой момент времени.

Заранее учителю можно приготовить тексты с гиперссылками на мультимедиафайлы и Интернет, таблицами, диаграммами, картинками, музыкой, схемами, CD-ROM по предмету. В ходе урока все эти материалы могут быть отображены на экране и со­хранены для дальнейшей работы. Можно также посмотреть фай­лы с прошлых уроков, чтобы подкрепить изученный материал.

Ранее уже говорилось о том, что интерактивная доска — изо­бражение дисплея компьютера учителя. Это означает, что все программные средства, находящиеся на компьютере, могут быть отображены на доске.

На уроке учитель может использовать такие средства и ресур­сы, как презентации, текстовые программы, электронные средства учебного назначения, CD-ROM, ресурсы Интернета, изображения (фото, рисунки, диаграммы), видеофайлы (фрагменты из теле­программ, видеокассеты или видеофайлы цифровых камер), звуковые (аудио) файлы (такие, как фрагменты кассет или радио, записанные учащимся или одним из преподавателей).

Любой звуковой файл воспроизводится с помощью подклю­ченных колонок.

Учитель должен уметь использовать программноаппаратные средства интерактивной доски, чтобы делать заметки на экране и выделять нужные объекты. Для этого следует взять специальную ручку и добавлять комментарии, обводить, подчеркивать или вы­делять чтолибо на доске, побуждать учеников к дискуссии. Ко­нечно, на обычной доске также можно подчеркивать. Преимуще­ства интерактивной доски заключаются в том, что заметки добав­ляются к страницам, которые были приготовлены до урока; заметки можно стирать, а можно сохранять после окончания урока.

Можно использовать различные цвета для выделения и подсветки, что улучшает восприятие информации.

Функция под названием «перетаскивание» позволяет пере­двигать текст или картинки на доске путем нажатия на изобра­жение предмета, который нужно переместить: сначала держа и передвигая его, а затем ослабляя нажатие там, где следует его оставить, т.е. так же как двигать монетку по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого эффекта можно достичь, применяя карточки или вырезая картинки и прикрепляя их к до­ске. Однако, делая это на компьютере, учитель может управлять процессом и повторять его многократно. Учащиеся в данном случае могут экспериментировать, перетаскивая предметы, по­вторять эту операцию и, если их ответы неверны, отмечать оши­бочное действие и пробовать снова.

Задания с использованием перетаскивания идеальны для при­влечения внимания в классе, повторения материала прошлого урока, закрепления знаний или изучения новой темы.

Например, в ходе объяснения устройства компьютера его на экране можно «собрать» из различных комплектующих и сохра­нить процесс сборки в виде последовательности действий. Мож­но показать причины отказов или сбоев в работе компьютера, а затем дать задание ученикам устранить сбой, указать последова­тельность действий по устранению сбоя.

Сохраненные материалы можно поместить в локальную школь­ную сеть, и ученики могут пользоваться ими для создания новых или развития старых идей.

На уроке можно использовать одновременно многие из пере­численных ранее средств; учитель имеет возможность их выбора и творческого применения. Можно спланировать урок заранее, что обеспечивает ускорение темпа урока и более эффективное исполь­зование учебного времени. В процессе подготовки урока можно создать ссылки с одного файла на другой (например, на звук, ви­деофайл или интернет-страницу). Это экономит время на просмотр других ресурсов и позволяет интегрировать различные средства технологии мультимедиа, давая возможность одновременного ис­пользования аудио и видеоинформации; можно представить новый материал одновременно на нескольких слайдах с соблюдением логической последовательности изложения учебного материала.

После окончания урока созданные учителем файлы могут быть сохранены в школьной сети, чтобы затем ученики могли их по­смотреть. Файлы можно сохранять в исходном виде или с изме­нениями, внесенными в ходе занятия, включая все заметки и задания. Эта возможность важна как для учителей, так и для уче­ников, потому что позволяет просматривать и повторять прой­денный материал.

Итак, всю информацию, которую позволяет воспроизводить компьютер, можно показать на интерактивной доске, включая графики, диаграммы, анимацию, звук и видео. Разнообразие материалов позволит учителю расширить потенциал используемых методик обучения, направленных на улучшение образовательно­го процесса. Специальные устройства для голосования, которыми может быть укомплектована интерактивная доска, позволяют проводить быстрые опросы. Программное обеспечение интерак­тивной доски позволяет также использовать распределенные информационные ресурсы Интернета, тематические Web-сайты и др.

Интерактивные доски полезно использовать для защиты учеб­но-исследовательских проектов, доказательства теорем, вывода формул, представления идей. Рассмотрим преимущества, которые получают учителя и ученики при использовании интерактивной доски в учебном процессе.

Использование интерактивной доски позволит учителю:

• общаться с учениками на уроках лицом к лицу;

• рисовать и писать комментарии прямо на материалах из сети Интернет; способствует профессиональному развитию учителей; содействует творчеству учителей;

• сохранять и печатать все, что есть на доске, включая коммен­тарии, сделанные во время урока, исключая повторения действий и облегчая просмотр материалов;

• применять различные методы и стили обучения;

• тиражировать учебные материалы и делиться идеями, опытом и разработанными материалами с другими учителями.

Учителю необходимо, во-первых, понимать, что программ­ное обеспечение, прилагаемое к интерактивной доске, и его потенциал призваны помочь в создании обучающих средств; во-вторых, уметь определять, какое средство будет способство­вать повышению эффективности обучения конкретному пред­мету с помощью программно-аппаратных средств интерактив­ной доски.

Использование интерактивной доски позволит ученикам:

• активно участвовать в индивидуальной и групповой работе, развивая социальные и коммуникативные умения;

• повысить заинтересованность и мотивацию, улучшить запо­минание учебного материала;

• не тратить время на переписывание учебного материала с доски, так как есть возможность сохранять и печатать все то, что изображается на доске;

• лучше усвоить пройденный материал за счет усиления на­глядности изложения и автоматизации рутинных операций по поиску материала, написания формул и рисования схем;

• уделить больше внимания изучению более сложных тем и вопросов;

• проявить самостоятельность и более творчески выражать свои мысли перед одноклассниками, что укрепит их уверенность в себе.

При установке интерактивной доски в классе необходимо со­блюдать следующие требования:

• избегать попадания прямого солнечного света на доску;

• регулировать изображения из проектора и избегать искаже­ния изображения;

• позаботиться о сохранности поверхности доски и обеспече­нии необходимой технической поддержки, чтобы минимизировать возможные проблемы.

Интерактивная доска — это одно из самых новых и эффектив­ных средств ИКТ, которое все шире используется в российских школах.

Для более детального изучения опыта использования интерак­тивной доски в учебном процессе рекомендуем ознакомиться с информацией, которая содержится на специализированных об­разовательных сайтах и порталах.

5.4. Электронный портфолио для оценки учебных и творческих достижений учащегося

Одним из средств индивидуальной оценки знаний учащегося является портфолио достижений ученика. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специали­ста». Понятие «портфолио» появилось не так давно в отечествен­ной педагогической практике. Рассмотрим, хотя бы в самом общем виде, философию этого нового понятия, его назначение, модели портфолио, его характерные особенности.

В зарубежной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его достижения в различных предметных областях. Являясь спо­собом накопления и оценки индивидуальных достижений школь­ника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом личностно ориентированного подхода к обра­зованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных резуль­татов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса учени­ка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Философия учебного епортфолио:

• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

• интеграция количественной и качественной оценок;

• перенос педагогического ударения с оценки педагога на са­мооценку школьника.

Портфолио — не столько средство оценки знаний, умений и навыков, сколько средство оценки учебных, творческих, комму­никативных способностей школьника.

Ранее мы уже рассматривали вопросы автоматизации контро­ля знаний обучаемых и обращали внимание на то, что современ­ные системы для контроля знаний позволяют выявить степень усвоения знаний на трех первых уровнях: узнавание, воспроиз­ведение, применение в привычных условиях (эвристический уровень). Однако творческий уровень и соответственно творче­ские способности современные системы тестирования знаний не выявляют. Для этих целей используется портфолио. Именно порт­фолио позволяет не только выявлять уровень сформированности творческих способностей обучаемого, но и отслеживать динами­ку развития этого процесса.

Под е-портфолио (электронный портфолио) будем понимать организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую в себя результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непре­рывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы. Рассмотрим назначение е-портфолио, модели е-портфолио, характерные особенности, возможности практического применения его в системе образования.

Назначение е-портфолио с точки зрения педагогической целесообразности его использования для развития обучающе­гося:

• создание комплекса документации для каждого обучающего­ся, включая информацию по всем изучаемым предметам и ин­формацию о внеучебной деятельности каждого обучаемого, а также комментарии педагогов;

• обеспечение каждого обучающегося инструментарием для проявления рефлексии и антиципации, самооценки достижений и успехов как в учебной, так и во внеучебной деятельности;

• наполнение информацией об успехах обучающегося на всех этапах его обучения для последующего использования при по­ступлении на работу.

Перечислим модели е-портфолио:

• квалификационный (подтверждение квалификаций обуча­ющегося);

• презентационный (коллекция примеров достижений и увле­чений обучающегося для различных целей, в том числе и необ­разовательных);

• образовательный (стратегическое планирование собственной образовательной стратегии обучающимся при поддержке препо­давателей, кураторов и тьютеров в системе академического об­разования);

• непрерывный (стратегическое планирование собственного образовательного и профессионального развития на протяжении всей жизни человека);

• личный (интимная информация различного толка, для лич­ного пользования).

Выделим характерные особенности использования епортфолио в процессе непрерывного развития индивида:

• поддержка развития обучающегося, а не только оптимизация работы преподавателя и учебного заведения в целом;

• поддержка развития обучающегося, а не только оценка его деятельности;

• внесение информации об обучающемся всеми преподавате­лями, экзаменующим и самим обучающимся;

• многоаспектный анализ достижений обучающегося, а не только обзор его компетенций;

• ориентация на весь жизненный цикл человека, а не только на отдельный этап обучения (начальная школа » средняя школа > вуз).

Выделим следующие особенности епортфолио: использование каждым учащимся епортфолио на базе средств ИКТ способству­ет развитию его творческого и критического мышления за счет обеспечения возможности осуществления антиципации и реф­лексии, а также интенсификации учебного процесса за счет реа­лизации таких дидактических возможностей средств ИКТ, как возможность накопления больших объемов информации, неза­медлительной обратной связи, автоматизированного контроля, доступа к информации преподавателей и родителей, ее структу­рирования.

Под рефлексией будем понимать оперирование субъекта собст­венным сознанием, обеспечивающее выявление условий и осно­ваний системы собственных действий и поступков, а также выход субъекта из текущего процесса осуществления деятельности. Рефлексивные умения выражаются в способности человека фор­мировать представления о себе, о своей деятельности, прогнози­ровать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексив­ные умения — важнейший компонент в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми

рефлексивными умениями имеет большие возможности в реали­зации творческого потенциала. К общим рефлексивным умениям относятся:

• умение ставить реальные цели как основу для оценки резуль­тативности своих действий;

• умение адаптировать, дополнять или изменять план, про­грамму, формы и методы работы соответственно конкретным условиям в целях достижения оптимальных результатов;

• умение прогнозировать последствия своих профессиональных действий, осуществлять контроль и самоконтроль, анализировать результаты выполненной деятельности, самокритично относить­ся к ней;

• умение оценивать и обобщать опыт своей практической ра­боты и применять в своей практике опыт коллег.

Под антиципацией будем понимать предвосхищение, способ­ность человека в той или иной форме предвидеть развитие собы­тий, явлений, результатов действий и поступков на основе резуль­татов рефлексии будущего шага развития деятельности.

Рассмотрим, как учитель может использовать работы обуча­емого, представленные в е-портфолио, для изучения не только уровня развития творческих способностей ребенка, но и для изу­чения динамики развития этих способностей. Существуют раз­личные подходы к оценке достижений учащихся. В зарубежной педагогике наиболее известен подход, представленный в виде таксономии Б. С. Блума (США, 1956). Принято считать, что так­сономия (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — порядок) — это теория классификации и систематизации слож ноорганизованных областей действительности, имеющих иерар­хическое строение.

Таксономия целей Блума — удобный и понятный инструмент для качественного анализа достижений обучаемого, изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия от­ражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мыш­ления и особенностей познания.

Использование данного подхода основано на выделении целей, которых ученик должен достичь на данном уровне. Если цель до­стигнута, значит, ученик достиг этого уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделя­ет шесть категорий: знание, понимание, использование, анализ, синтез и оценку (рис. 5.1). В табл. 5.3 представлены уровни таксо

Таблица 5.3

Наши рекомендации