Использование возможностей программных средств интерактивной доски на уроках
Возможности интерактивной доски | Применение этих возможностей в обучении |
Цвет | Цвет можно использовать, чтобы привлечь внимание к необходимой информации, обозначить связь между идеями, схемами, рисунками, формулами, которые в этот момент демонстрируются на интерактивной доске, изображать различные процессы (например, передачи информации) и т.д. |
Заметки на экране | Это очень полезно для добавления информации, вопросов, формулировки проблем и новых идей к тексту, диаграммам или рисункам, представленным на экране. Заметки можно сохранить, пересмотреть или распечатать |
Продолжение табл. 5.2
Возможности интерактивной доски | Применение этих возможностей в обучении |
Добавление звука и видеоклипов | Это может значительно улучшить наглядность учебной информации и ее восприятие на уроке. Технология также позволяет фиксировать изображения из видеоклипов и отображать их в качестве статических картинок дальнейшего обсуждения или сохранять в виде заметок |
Перетаскивание информации | Это помогает учащимся группировать информацию, составлять схемы, определять преимущества и недостатки, сходства и различия и делать отметки на картинках, диаграммах, на изображенном на экране оборудовании и др. |
Выделение элементов на изображении | Текст, диаграммы и картинки могут быть выделены на доске, что позволяет преподавателям и ученикам фокусировать внимание на отдельных аспектах изображения. Имеется возможность свернуть часть экрана, а затем, когда нужно, раскрывать (открывать). Это может пригодиться, когда учащимся следует сосредоточить внимание лишь на части текста или картинки. Некоторые программные средства интерактивной доски включают в себя трафареты, которые можно использовать для того, чтобы обратить внимание учеников на определенную область. Иногда программные средства имеют возможность подсветки, которую учителя и ученики могут использовать в качестве выделения нужных аспектов урока |
Вырезать/ вставить | Части изображения можно вырезать или стереть с экрана, скопировать и вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенность и желание рисковать, так как они знают, что всегда можно исправить ошибки |
Перелистыва ющиеся страницы | Эти страницы можно перелистывать назад и вперед, позволяя преподавателю переходить на различные части урока или пересматривать некоторые части, которые несколько учеников или весь класс не смогли понять. Страницы можно смотреть в любом порядке; и рисунки, и текст можно перетаскивать с одной страницы на другую. Можно делать ссылки между страницами таким образом, что учитель может переходить от общих понятий к частным, а затем к анализу и сопоставлению |
Окончание табл. 5.2
Возможности интерактивной доски | Применение этих возможностей в обучении |
Разбиение экрана на части | Преподаватели могут разделять экран и дисплей сразу на две части. Это может быть полезно, когда изучается процесс изменения чеголибо или сопоставляются различные процессы |
Вращение объектов | Это позволяет изменять положение объектов, чтобы ученики видели симметрию, вращение и другие изменения |
Подключение цифрового микроскопа к экрану | Это позволяет изучать и обсуждать микроскопические изображения (например, микросхемы) |
Интерактивная доска — незаменимое средство усиления наглядности изложения учебного материала. Она позволяет сделать урок «живым» и увлекательным, собирать и представлять информацию из самых различных источников (многооконный режим), моделировать различные явления и процессы в динамике их развития. Представленные на доске объекты и текст можно перемещать, а нужные области — выделять цветом (например, текст, диаграммы, картинки). Кроме того, части текста, картинки и диаграммы можно маскировать (скрывать), а затем открывать их в нужный момент во время урока. Когда эта возможность использована учителем или учеником перед всем классом, все внимание фокусируется на данном материале.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать компьютерные модели, разнообразные явления и процессы. Такая разновидность компьютерного моделирования осуществляется посредством анимации и иногда называется физическим моделированием. Проведение занятий с использованием средств компьютерного моделирования позволяет визуализировать разного рода явления и процессы, которые не поддаются непосредственному наблюдению.
Компьютерное моделирование целесообразно использовать для изучения процессов, носящих вероятностный характер, недоступных прямому наблюдению, связанных с использованием сложного, дорогостоящего, экологически небезопасного оборудования.
Работа с имитационными компьютерными моделями позволяет существенно сократить время на подготовку и проведение сложных экспериментов, выделить самое важное, орга
низовать интересное научное исследование. Возможность многократного повторения эксперимента позволит обучаемым приобрести навыки анализа результатов эксперимента, сформировать умение обобщать полученные результаты и формулировать выводы.
Учителя могут использовать доску, чтобы записывать на нее мысли и комментарии, выделять цветными карандашами наиболее важный материал. В ходе урока учитель может вызвать к доске нескольких учеников и дать им задание одновременно написать ответы на вопросы в специально выделенных местах на интерактивной доске. Затем учитель фокусирует внимание на заданных вопросах, активно вовлекает учеников в обсуждение сложных вопросов, в дискуссию между учащимися в классе (или между классами).
Интерактивная доска способствует ускорению темпа урока прежде всего потому, что все средства готовы заранее и доступны в любой момент времени.
Заранее учителю можно приготовить тексты с гиперссылками на мультимедиафайлы и Интернет, таблицами, диаграммами, картинками, музыкой, схемами, CD-ROM по предмету. В ходе урока все эти материалы могут быть отображены на экране и сохранены для дальнейшей работы. Можно также посмотреть файлы с прошлых уроков, чтобы подкрепить изученный материал.
Ранее уже говорилось о том, что интерактивная доска — изображение дисплея компьютера учителя. Это означает, что все программные средства, находящиеся на компьютере, могут быть отображены на доске.
На уроке учитель может использовать такие средства и ресурсы, как презентации, текстовые программы, электронные средства учебного назначения, CD-ROM, ресурсы Интернета, изображения (фото, рисунки, диаграммы), видеофайлы (фрагменты из телепрограмм, видеокассеты или видеофайлы цифровых камер), звуковые (аудио) файлы (такие, как фрагменты кассет или радио, записанные учащимся или одним из преподавателей).
Любой звуковой файл воспроизводится с помощью подключенных колонок.
Учитель должен уметь использовать программноаппаратные средства интерактивной доски, чтобы делать заметки на экране и выделять нужные объекты. Для этого следует взять специальную ручку и добавлять комментарии, обводить, подчеркивать или выделять чтолибо на доске, побуждать учеников к дискуссии. Конечно, на обычной доске также можно подчеркивать. Преимущества интерактивной доски заключаются в том, что заметки добавляются к страницам, которые были приготовлены до урока; заметки можно стирать, а можно сохранять после окончания урока.
Можно использовать различные цвета для выделения и подсветки, что улучшает восприятие информации.
Функция под названием «перетаскивание» позволяет передвигать текст или картинки на доске путем нажатия на изображение предмета, который нужно переместить: сначала держа и передвигая его, а затем ослабляя нажатие там, где следует его оставить, т.е. так же как двигать монетку по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого эффекта можно достичь, применяя карточки или вырезая картинки и прикрепляя их к доске. Однако, делая это на компьютере, учитель может управлять процессом и повторять его многократно. Учащиеся в данном случае могут экспериментировать, перетаскивая предметы, повторять эту операцию и, если их ответы неверны, отмечать ошибочное действие и пробовать снова.
Задания с использованием перетаскивания идеальны для привлечения внимания в классе, повторения материала прошлого урока, закрепления знаний или изучения новой темы.
Например, в ходе объяснения устройства компьютера его на экране можно «собрать» из различных комплектующих и сохранить процесс сборки в виде последовательности действий. Можно показать причины отказов или сбоев в работе компьютера, а затем дать задание ученикам устранить сбой, указать последовательность действий по устранению сбоя.
Сохраненные материалы можно поместить в локальную школьную сеть, и ученики могут пользоваться ими для создания новых или развития старых идей.
На уроке можно использовать одновременно многие из перечисленных ранее средств; учитель имеет возможность их выбора и творческого применения. Можно спланировать урок заранее, что обеспечивает ускорение темпа урока и более эффективное использование учебного времени. В процессе подготовки урока можно создать ссылки с одного файла на другой (например, на звук, видеофайл или интернет-страницу). Это экономит время на просмотр других ресурсов и позволяет интегрировать различные средства технологии мультимедиа, давая возможность одновременного использования аудио и видеоинформации; можно представить новый материал одновременно на нескольких слайдах с соблюдением логической последовательности изложения учебного материала.
После окончания урока созданные учителем файлы могут быть сохранены в школьной сети, чтобы затем ученики могли их посмотреть. Файлы можно сохранять в исходном виде или с изменениями, внесенными в ходе занятия, включая все заметки и задания. Эта возможность важна как для учителей, так и для учеников, потому что позволяет просматривать и повторять пройденный материал.
Итак, всю информацию, которую позволяет воспроизводить компьютер, можно показать на интерактивной доске, включая графики, диаграммы, анимацию, звук и видео. Разнообразие материалов позволит учителю расширить потенциал используемых методик обучения, направленных на улучшение образовательного процесса. Специальные устройства для голосования, которыми может быть укомплектована интерактивная доска, позволяют проводить быстрые опросы. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет также использовать распределенные информационные ресурсы Интернета, тематические Web-сайты и др.
Интерактивные доски полезно использовать для защиты учебно-исследовательских проектов, доказательства теорем, вывода формул, представления идей. Рассмотрим преимущества, которые получают учителя и ученики при использовании интерактивной доски в учебном процессе.
Использование интерактивной доски позволит учителю:
• общаться с учениками на уроках лицом к лицу;
• рисовать и писать комментарии прямо на материалах из сети Интернет; способствует профессиональному развитию учителей; содействует творчеству учителей;
• сохранять и печатать все, что есть на доске, включая комментарии, сделанные во время урока, исключая повторения действий и облегчая просмотр материалов;
• применять различные методы и стили обучения;
• тиражировать учебные материалы и делиться идеями, опытом и разработанными материалами с другими учителями.
Учителю необходимо, во-первых, понимать, что программное обеспечение, прилагаемое к интерактивной доске, и его потенциал призваны помочь в создании обучающих средств; во-вторых, уметь определять, какое средство будет способствовать повышению эффективности обучения конкретному предмету с помощью программно-аппаратных средств интерактивной доски.
Использование интерактивной доски позволит ученикам:
• активно участвовать в индивидуальной и групповой работе, развивая социальные и коммуникативные умения;
• повысить заинтересованность и мотивацию, улучшить запоминание учебного материала;
• не тратить время на переписывание учебного материала с доски, так как есть возможность сохранять и печатать все то, что изображается на доске;
• лучше усвоить пройденный материал за счет усиления наглядности изложения и автоматизации рутинных операций по поиску материала, написания формул и рисования схем;
• уделить больше внимания изучению более сложных тем и вопросов;
• проявить самостоятельность и более творчески выражать свои мысли перед одноклассниками, что укрепит их уверенность в себе.
При установке интерактивной доски в классе необходимо соблюдать следующие требования:
• избегать попадания прямого солнечного света на доску;
• регулировать изображения из проектора и избегать искажения изображения;
• позаботиться о сохранности поверхности доски и обеспечении необходимой технической поддержки, чтобы минимизировать возможные проблемы.
Интерактивная доска — это одно из самых новых и эффективных средств ИКТ, которое все шире используется в российских школах.
Для более детального изучения опыта использования интерактивной доски в учебном процессе рекомендуем ознакомиться с информацией, которая содержится на специализированных образовательных сайтах и порталах.
5.4. Электронный портфолио для оценки учебных и творческих достижений учащегося
Одним из средств индивидуальной оценки знаний учащегося является портфолио достижений ученика. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Понятие «портфолио» появилось не так давно в отечественной педагогической практике. Рассмотрим, хотя бы в самом общем виде, философию этого нового понятия, его назначение, модели портфолио, его характерные особенности.
В зарубежной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его достижения в различных предметных областях. Являясь способом накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом личностно ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Философия учебного епортфолио:
• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
• интеграция количественной и качественной оценок;
• перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника.
Портфолио — не столько средство оценки знаний, умений и навыков, сколько средство оценки учебных, творческих, коммуникативных способностей школьника.
Ранее мы уже рассматривали вопросы автоматизации контроля знаний обучаемых и обращали внимание на то, что современные системы для контроля знаний позволяют выявить степень усвоения знаний на трех первых уровнях: узнавание, воспроизведение, применение в привычных условиях (эвристический уровень). Однако творческий уровень и соответственно творческие способности современные системы тестирования знаний не выявляют. Для этих целей используется портфолио. Именно портфолио позволяет не только выявлять уровень сформированности творческих способностей обучаемого, но и отслеживать динамику развития этого процесса.
Под е-портфолио (электронный портфолио) будем понимать организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую в себя результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы. Рассмотрим назначение е-портфолио, модели е-портфолио, характерные особенности, возможности практического применения его в системе образования.
Назначение е-портфолио с точки зрения педагогической целесообразности его использования для развития обучающегося:
• создание комплекса документации для каждого обучающегося, включая информацию по всем изучаемым предметам и информацию о внеучебной деятельности каждого обучаемого, а также комментарии педагогов;
• обеспечение каждого обучающегося инструментарием для проявления рефлексии и антиципации, самооценки достижений и успехов как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
• наполнение информацией об успехах обучающегося на всех этапах его обучения для последующего использования при поступлении на работу.
Перечислим модели е-портфолио:
• квалификационный (подтверждение квалификаций обучающегося);
• презентационный (коллекция примеров достижений и увлечений обучающегося для различных целей, в том числе и необразовательных);
• образовательный (стратегическое планирование собственной образовательной стратегии обучающимся при поддержке преподавателей, кураторов и тьютеров в системе академического образования);
• непрерывный (стратегическое планирование собственного образовательного и профессионального развития на протяжении всей жизни человека);
• личный (интимная информация различного толка, для личного пользования).
Выделим характерные особенности использования епортфолио в процессе непрерывного развития индивида:
• поддержка развития обучающегося, а не только оптимизация работы преподавателя и учебного заведения в целом;
• поддержка развития обучающегося, а не только оценка его деятельности;
• внесение информации об обучающемся всеми преподавателями, экзаменующим и самим обучающимся;
• многоаспектный анализ достижений обучающегося, а не только обзор его компетенций;
• ориентация на весь жизненный цикл человека, а не только на отдельный этап обучения (начальная школа » средняя школа > вуз).
Выделим следующие особенности епортфолио: использование каждым учащимся епортфолио на базе средств ИКТ способствует развитию его творческого и критического мышления за счет обеспечения возможности осуществления антиципации и рефлексии, а также интенсификации учебного процесса за счет реализации таких дидактических возможностей средств ИКТ, как возможность накопления больших объемов информации, незамедлительной обратной связи, автоматизированного контроля, доступа к информации преподавателей и родителей, ее структурирования.
Под рефлексией будем понимать оперирование субъекта собственным сознанием, обеспечивающее выявление условий и оснований системы собственных действий и поступков, а также выход субъекта из текущего процесса осуществления деятельности. Рефлексивные умения выражаются в способности человека формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения — важнейший компонент в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми
рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала. К общим рефлексивным умениям относятся:
• умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;
• умение адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям в целях достижения оптимальных результатов;
• умение прогнозировать последствия своих профессиональных действий, осуществлять контроль и самоконтроль, анализировать результаты выполненной деятельности, самокритично относиться к ней;
• умение оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт коллег.
Под антиципацией будем понимать предвосхищение, способность человека в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий и поступков на основе результатов рефлексии будущего шага развития деятельности.
Рассмотрим, как учитель может использовать работы обучаемого, представленные в е-портфолио, для изучения не только уровня развития творческих способностей ребенка, но и для изучения динамики развития этих способностей. Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. В зарубежной педагогике наиболее известен подход, представленный в виде таксономии Б. С. Блума (США, 1956). Принято считать, что таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — порядок) — это теория классификации и систематизации слож ноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.
Таксономия целей Блума — удобный и понятный инструмент для качественного анализа достижений обучаемого, изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания.
Использование данного подхода основано на выделении целей, которых ученик должен достичь на данном уровне. Если цель достигнута, значит, ученик достиг этого уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.
В своей классификации Блум среди когнитивных целей выделяет шесть категорий: знание, понимание, использование, анализ, синтез и оценку (рис. 5.1). В табл. 5.3 представлены уровни таксо
Таблица 5.3