Предмет, тема, проблема, жанр

Под ПРЕДМЕТОМ понимается некая целостная часть действительного мира, отраженная в речевом произведении. Это может быть материальный объект, факты, явления или события. Еще точнее, это может быть:

§ предмет договора

§ сроки исполнения договора

§ качество товара

§ способ транспортировки товара

§ результаты работы

§ цена товара

§ способы оплаты и т.д.

Под ТЕМОЙ понимается то главное, о чем говорится в тексте. Это и МАТЕРИАЛ, отобранный и организованный в соответствии с задачами текста. Это и ПРЕДМЕТ, отраженный в определенном ракурсе и ставший поэтому содержанием текста.

ПРОБЛЕМА – это та мыслительная задача, которую автор должен решить в тексте. Проблема обычно очень тесно связана с Темой, а иногда настолько тесно, что их трудно отделить. В этом случае мы говорим – ПРОБЛЕМНАЯ ТЕМА.

Таким образом, понятия предмета, темы и проблемы весьма взаимосвязаны.

Например в тему «Исполнение договора купли-продажи» войдут проблемы:

«сроков поставки», «способов транспортировки», «способа оплаты» и т.д.

а также соответствующие предметы.

Если выделить из этого комплекса проблему «способа транспортировки», то речевое продуцирование может вестись с использованием следующих тем:

«самовывоз», «доставка перевозчиком», «переход рисков» и т.п.

ЖАНР – это коллективно выработанные, в процессе коммуникативно-речевого опыта и его развития, речевые модели текстов,которые соответствуют условиям и целямобщения.

Каждый жанр предполагает:

1. определенный физический объем текста;

2. принципыотбора и расположения речевого материала;

3. стилистическоеоформление.

В случаях когда жанр предписан, то знание его законов помогает автору определить достаточный объем текста и выбрать стилистико-речевое оформление.

Говоря о содержании, различают ТЕКСТОВОЕ, ЗАТЕКСТНОЕ и ПОДТЕКСТНОЕ содержание.

Затекстное содержание несут обычно официально-деловые документы в которых делаются ссылки на другие нормативно-правовые акты с целью аргументации излагаемых в продуцируемом тексте положений.

Подтекстное содержание опирается на намек, о котором адресат может и должен догадаться. Таким намеком может быть судебное разбирательство, или дальнейшая выгода, или возможные привилегии. В тексте может появляться также подтекстное содержание автором не предусмотренное, и даже нежелательное, например показывающее пробел в его квалификации или недобросовестное поведение в возникшей ситуации.

Лекция 17. Особенности составления официально-деловых текстов

Основной формой письменной речевой коммуникации в профессиональной деятельности управленца является официально-деловой текст.

Под официально-деловым текстом понимается текст того или иного вида документа, составленного в целях управления.

В России документы не используются изолированно, а объединены в унифицированные системы документации (например УСОРД), каждая из которых устанавливает свои требования к форме и содержанию документа.

Функционирование организаций, независимо от уровня подчиненности и формы собственности невозможно без документирования. При этом в любой организации можно выявить комплекс документов, необходимых и достаточных для нормальной работы. Этот комплекс выделяется по следующим критериям:

§ круг вопросов, решаемых в процессе деятельности;

§ количество уровней принятия решений;

§ объем и характеркомпетенции организации;

§ порядок решения вопросов (коллегиальность или единоначалие);

§ объем и характер взаимосвязей с другими организациями.

При этом в начале выделяются наиболее общие функции управления, осуществляется их классификация по видам работ, действиям и операциям, а затем уже определяются документы, необходимые для их выполнения.

В настоящее время в управлении существует более 20 УСД. Например, такие как:

1. организационно-распорядительная;

2. бухгалтерская;

3. кадровая;

4. снабженческо-сбытовая;

5. юридическая;

6. финансовая;

7. отчетно-статистическая;

8. хозяйственно-правовая и другие.

Организационно-распорядительная документация включает различные по назначению и порядку использования группы документов, а именно:

§ организационные,

§ распорядительные,

§ информационно-справочные документы.

Информационно-справочные документы включают документы подгруппы «Деловой корреспонденции», такие как:

Служебные письма,

Докладные, служебные и объяснительные записки,

Справки.

Лекция 18. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ (СЛУЖЕБНАЯ)

ПЕРЕПИСКА

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕПИСКИ

ТЕКСТОВОЕ ПИСЬМО выступает как:

1. ФОРМА официального общения между учреждениями и организациями

2. обобщенноеНАЗВАНИЕ различных по содержанию документов, выделяемых по единому способу передачи текстов.

Условно выделяется четыре основных типа информационного обмена:

1. передача информации (информирование);

2. передача указаний;

3. стимуляция, убеждение;

4. сбор, обработка, систематизация и анализ полученной информации.

Письма могут различаться:

1. По признаку адресата – обычные и циркулярные;

2. По фактору адресации – внутренние и внешние;

3. По тематическому признаку – на деловую и коммерческую корреспонденцию;

4. По функциональному признаку – на требующие и не требующиеответа;

5. По особенностям композиции – на одноаспектные и многоаспектные;

6. По структурным признакам – на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные), отражающие необычную ситуацию.

7. По стилю изложения – на формальные (официально-деловой стиль) и неформальные (неофициальный стиль изложения).

ВИДЫ ПИСЕМ

Наши рекомендации