Предмет, тема, проблема, жанр
Под ПРЕДМЕТОМ понимается некая целостная часть действительного мира, отраженная в речевом произведении. Это может быть материальный объект, факты, явления или события. Еще точнее, это может быть:
§ предмет договора
§ сроки исполнения договора
§ качество товара
§ способ транспортировки товара
§ результаты работы
§ цена товара
§ способы оплаты и т.д.
Под ТЕМОЙ понимается то главное, о чем говорится в тексте. Это и МАТЕРИАЛ, отобранный и организованный в соответствии с задачами текста. Это и ПРЕДМЕТ, отраженный в определенном ракурсе и ставший поэтому содержанием текста.
ПРОБЛЕМА – это та мыслительная задача, которую автор должен решить в тексте. Проблема обычно очень тесно связана с Темой, а иногда настолько тесно, что их трудно отделить. В этом случае мы говорим – ПРОБЛЕМНАЯ ТЕМА.
Таким образом, понятия предмета, темы и проблемы весьма взаимосвязаны.
Например в тему «Исполнение договора купли-продажи» войдут проблемы:
«сроков поставки», «способов транспортировки», «способа оплаты» и т.д.
а также соответствующие предметы.
Если выделить из этого комплекса проблему «способа транспортировки», то речевое продуцирование может вестись с использованием следующих тем:
«самовывоз», «доставка перевозчиком», «переход рисков» и т.п.
ЖАНР – это коллективно выработанные, в процессе коммуникативно-речевого опыта и его развития, речевые модели текстов,которые соответствуют условиям и целямобщения.
Каждый жанр предполагает:
1. определенный физический объем текста;
2. принципыотбора и расположения речевого материала;
3. стилистическоеоформление.
В случаях когда жанр предписан, то знание его законов помогает автору определить достаточный объем текста и выбрать стилистико-речевое оформление.
Говоря о содержании, различают ТЕКСТОВОЕ, ЗАТЕКСТНОЕ и ПОДТЕКСТНОЕ содержание.
Затекстное содержание несут обычно официально-деловые документы в которых делаются ссылки на другие нормативно-правовые акты с целью аргументации излагаемых в продуцируемом тексте положений.
Подтекстное содержание опирается на намек, о котором адресат может и должен догадаться. Таким намеком может быть судебное разбирательство, или дальнейшая выгода, или возможные привилегии. В тексте может появляться также подтекстное содержание автором не предусмотренное, и даже нежелательное, например показывающее пробел в его квалификации или недобросовестное поведение в возникшей ситуации.
Лекция 17. Особенности составления официально-деловых текстов
Основной формой письменной речевой коммуникации в профессиональной деятельности управленца является официально-деловой текст.
Под официально-деловым текстом понимается текст того или иного вида документа, составленного в целях управления.
В России документы не используются изолированно, а объединены в унифицированные системы документации (например УСОРД), каждая из которых устанавливает свои требования к форме и содержанию документа.
Функционирование организаций, независимо от уровня подчиненности и формы собственности невозможно без документирования. При этом в любой организации можно выявить комплекс документов, необходимых и достаточных для нормальной работы. Этот комплекс выделяется по следующим критериям:
§ круг вопросов, решаемых в процессе деятельности;
§ количество уровней принятия решений;
§ объем и характеркомпетенции организации;
§ порядок решения вопросов (коллегиальность или единоначалие);
§ объем и характер взаимосвязей с другими организациями.
При этом в начале выделяются наиболее общие функции управления, осуществляется их классификация по видам работ, действиям и операциям, а затем уже определяются документы, необходимые для их выполнения.
В настоящее время в управлении существует более 20 УСД. Например, такие как:
1. организационно-распорядительная;
2. бухгалтерская;
3. кадровая;
4. снабженческо-сбытовая;
5. юридическая;
6. финансовая;
7. отчетно-статистическая;
8. хозяйственно-правовая и другие.
Организационно-распорядительная документация включает различные по назначению и порядку использования группы документов, а именно:
§ организационные,
§ распорядительные,
§ информационно-справочные документы.
Информационно-справочные документы включают документы подгруппы «Деловой корреспонденции», такие как:
Служебные письма,
Докладные, служебные и объяснительные записки,
Справки.
Лекция 18. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ (СЛУЖЕБНАЯ)
ПЕРЕПИСКА
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕПИСКИ
ТЕКСТОВОЕ ПИСЬМО выступает как:
1. ФОРМА официального общения между учреждениями и организациями
2. обобщенноеНАЗВАНИЕ различных по содержанию документов, выделяемых по единому способу передачи текстов.
Условно выделяется четыре основных типа информационного обмена:
1. передача информации (информирование);
2. передача указаний;
3. стимуляция, убеждение;
4. сбор, обработка, систематизация и анализ полученной информации.
Письма могут различаться:
1. По признаку адресата – обычные и циркулярные;
2. По фактору адресации – внутренние и внешние;
3. По тематическому признаку – на деловую и коммерческую корреспонденцию;
4. По функциональному признаку – на требующие и не требующиеответа;
5. По особенностям композиции – на одноаспектные и многоаспектные;
6. По структурным признакам – на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные), отражающие необычную ситуацию.
7. По стилю изложения – на формальные (официально-деловой стиль) и неформальные (неофициальный стиль изложения).
ВИДЫ ПИСЕМ