Виды кодификационных актов
Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.
Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.
Правовая система Российской Федерации выработала модель кодификационного акта типа основ законодательства. Характерным для нее является деление на крупные структурно-обособленные части (подразделения). В основах содержатся определения, указываются цели законодательства, единые для субъектов принципы правового регулирования, формулируются законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции.
Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не предусматривает издание такого рода актов. Вместе с тем основы законодательства, являясь особой специфической формой основополагающего кодификационного закона с присущей именно им формой внутренней организации нормативного материала могли бы достаточно эффективно использоваться в законотворческой практике как разновидность федерального закона в некоторых сферах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Кодекс – традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодекс представляет собой крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарак-терных общественных отношений. Нормы кодекса, как правило, исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах. Отсюда – определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с основами, степени абстрактности правовых предписаний, а также в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм.
Кодекс дает возможность обобщать и систематизировать многочисленные нормы действующего законодательства по определенной теме. Создание кодексов – один их эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
Кодификационные акты могут приниматься в форме уставов, положений, правил.
Устав – это нормативный правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.). Уставы регулируют деятельность определенных органов, организаций и учреждений, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.
Под положением обычно понимается нормативный правовой акт, достаточно детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения).
Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
В форму положений, уставов и правил преимущественно облекаются нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации. Таково, например, "Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", которым регулируются порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел России.
Кодификационные акты, принимаемые правотворческими органами Российской Федерации, составляют основу действующего законодательства, но не устраняют практики подготовки и принятия самого широкого круга текущих, незначительных по объему законов и иных нормативных правовых актов. И это состояние действующего законодательства не в полной мере удовлетворяет ученых-юристов и практических работников. Их идеал законодательства видится в существовании кодифицированных актов, сведенных в единый свод законов как "кодекс кодексов".
Однако этот оптимальный вариант законодательства в современных условиях, когда Россия встала на путь реформирования всех сторон жизни и деятельности общества, пока можно рассматривать лишь как перспективный.
И поэтому по-прежнему является актуальной проблема творческого использования всех способов систематизации нормативных правовых актов в процессе правотворческой, правоприменительной деятельности государственных органов и реализации действующих норм в конкретных правоотношениях.
Список использованной литературы
___________________________
1.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 2000
2. Алексеев С.С. Теория права. М.,2003
3.Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М.2002.