Этапы выполнения научно-исследовательской работы

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Цели и задачи научной работы по русскому языку

Научное сочинение школьника – это определенный итог его работы в подразделениях системы МАН (кружки, школы «Юных филологов»), под­тверждающий приобретение слушателями теоретических знаний по русистике и овладение профильными практическими умениями и навыками.

Цель научно-исследовательской работы школьника – самостоятельный поиск, систематизация и закрепление тео­ретических знаний по одному из разделов курса современного русского языка; приобретение практических навыков работы с языковым материалом и овладение определенной методикой исследо­вания в соответствии с избранной темой; выработка самостоятельного логического мышления; формирование умения делать обоснованные выводы, фор­мулировать и разрабатывать собственные конкретные рекоменда­ции.

Главной задачей выполнения научной работы школьника, как и студента, является «выработка навыков самостоятельного изучения определенного научного вопроса, приобретение опыта самостоя­тельного сбора, анализа и обобщения фактического материала, проведения научных изысканий и получения на их основе практи­ческих выводов и результатов. Научная работа предполагает углубленную творческую разработку вопросов внутри избранной проблемы» [7, с. 5]. В процессе подготовки научного сочинения формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской рабо­ты, которые в дальнейшем пригодятся в вузе при написании курсовой, дипломной или магистерской работы, как-то:

– умение наблюдать, отбирать, классифицировать и описывать языковые явления;

– умение подбирать и работать с теоретической и методиче­ской литературой по исследуемой проблеме;

– умение расчленять и обобщать лингвистические факты, относящиеся к теме исследования;

– умение логично структурировать научное сочинение;

– умение непротиворечиво и последовательно излагать мысли в соответствии с поставленной задачей;

– умение точно подбирать иллюстративный материал к соответствующей теоретической выкладке;

– умение правильно и грамотно писать текст без грубых отступлений от правил оформления научной документации;

– умение вести самостоятельный поиск и принимать самостоятельные решения.

Требования к исполнителю научной работы

Руководство работой школьника во все время подготовки научного исследования осуществляется научным руководителем, который оп­ределяет график выполнения научного сочинения, знакомит школьника с требованиями к нему, со сроками его сдачи и защиты, рекомендует литературу, проводит консультации по вопросам его выполнения.

На первой консультации утверждается тема исследования, определяется предмет и объект исследования, обговаривается содержание научной работы, составляется ориентировочный список источников фактического материала и теоретической литературы к теме, набрасывается при­близительный план работы.

План должен содер­жать те мысли, идеи, которые будут развиваться в работе; система доказательств, представленная в виде отдельных пунктов плана, должна развертываться в строгой последовательности, и тогда ра­бота получит ту логическую стройность, которой иногда недостает некоторым научным сочинениям школьников.

На последующих консультациях ученик обсуждает с научным руководителем концепцию своей работы, прочитанные теоретические источники (статьи, монографии), показывает собранную картотеку фактического материала, отрабатывает методику классификации картотеки, предъявляет чер­новики (обычно по частям), которые обязательно прочитываются и при необходимости корректируются руководите­лем.

За две недели до защиты ученик обязан подать научному руководителю чистовик в переплете, выполненный в соответствии с требованиями. Руководитель проверяет работу, одновременно обговаривая с учеником про­цедуру предстоящей защиты, содержание доклада, возможные вопросы по теме исследования и подготовку (если необходи­мо) демонстрационных материалов, презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Этапы выполнения научно-исследовательской работы

В процессе подготовки научного исследования школьник проходит не­легкий путь творческих поисков, который включает в себя цепь взаимо­связанных этапов.

1. Выбор темы и получение консультации научного руководителя.

2. Работа с теоретической литературой.

3. Овладение теоретическими основами избранной темы научной работы, формулирование теоретико-методического обоснования проблемы, которая исследуется.

4. Определение источников фактического материала и уяснение методики сбора языковых фактов (сплошной или выборочный сбор), накопление картотеки.

5. Обработка, анализ и систематизация самостоятельно собранного языкового материала.

6. Связь теории с практикой. Способы и мера цитирования чужих текстов.

7. Написание черновика (связное, целенаправленное изложение теоретических основ и результатов самостоятельного изучения языкового материала, анализ собранной картотеки).

7. Правка текста после проверки научного руководителя, учет его предложений и замечаний.

8. Написание и окончательное оформление научной работы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

9. Защита (подробный алгоритм деятельности руководителя и ученика в процессе подготовки научно-исследовательской работы см. [4, с. 29]).

Наши рекомендации