Этапы выполнения научно-исследовательской работы
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Цели и задачи научной работы по русскому языку
Научное сочинение школьника – это определенный итог его работы в подразделениях системы МАН (кружки, школы «Юных филологов»), подтверждающий приобретение слушателями теоретических знаний по русистике и овладение профильными практическими умениями и навыками.
Цель научно-исследовательской работы школьника – самостоятельный поиск, систематизация и закрепление теоретических знаний по одному из разделов курса современного русского языка; приобретение практических навыков работы с языковым материалом и овладение определенной методикой исследования в соответствии с избранной темой; выработка самостоятельного логического мышления; формирование умения делать обоснованные выводы, формулировать и разрабатывать собственные конкретные рекомендации.
Главной задачей выполнения научной работы школьника, как и студента, является «выработка навыков самостоятельного изучения определенного научного вопроса, приобретение опыта самостоятельного сбора, анализа и обобщения фактического материала, проведения научных изысканий и получения на их основе практических выводов и результатов. Научная работа предполагает углубленную творческую разработку вопросов внутри избранной проблемы» [7, с. 5]. В процессе подготовки научного сочинения формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, которые в дальнейшем пригодятся в вузе при написании курсовой, дипломной или магистерской работы, как-то:
– умение наблюдать, отбирать, классифицировать и описывать языковые явления;
– умение подбирать и работать с теоретической и методической литературой по исследуемой проблеме;
– умение расчленять и обобщать лингвистические факты, относящиеся к теме исследования;
– умение логично структурировать научное сочинение;
– умение непротиворечиво и последовательно излагать мысли в соответствии с поставленной задачей;
– умение точно подбирать иллюстративный материал к соответствующей теоретической выкладке;
– умение правильно и грамотно писать текст без грубых отступлений от правил оформления научной документации;
– умение вести самостоятельный поиск и принимать самостоятельные решения.
Требования к исполнителю научной работы
Руководство работой школьника во все время подготовки научного исследования осуществляется научным руководителем, который определяет график выполнения научного сочинения, знакомит школьника с требованиями к нему, со сроками его сдачи и защиты, рекомендует литературу, проводит консультации по вопросам его выполнения.
На первой консультации утверждается тема исследования, определяется предмет и объект исследования, обговаривается содержание научной работы, составляется ориентировочный список источников фактического материала и теоретической литературы к теме, набрасывается приблизительный план работы.
План должен содержать те мысли, идеи, которые будут развиваться в работе; система доказательств, представленная в виде отдельных пунктов плана, должна развертываться в строгой последовательности, и тогда работа получит ту логическую стройность, которой иногда недостает некоторым научным сочинениям школьников.
На последующих консультациях ученик обсуждает с научным руководителем концепцию своей работы, прочитанные теоретические источники (статьи, монографии), показывает собранную картотеку фактического материала, отрабатывает методику классификации картотеки, предъявляет черновики (обычно по частям), которые обязательно прочитываются и при необходимости корректируются руководителем.
За две недели до защиты ученик обязан подать научному руководителю чистовик в переплете, выполненный в соответствии с требованиями. Руководитель проверяет работу, одновременно обговаривая с учеником процедуру предстоящей защиты, содержание доклада, возможные вопросы по теме исследования и подготовку (если необходимо) демонстрационных материалов, презентации.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Этапы выполнения научно-исследовательской работы
В процессе подготовки научного исследования школьник проходит нелегкий путь творческих поисков, который включает в себя цепь взаимосвязанных этапов.
1. Выбор темы и получение консультации научного руководителя.
2. Работа с теоретической литературой.
3. Овладение теоретическими основами избранной темы научной работы, формулирование теоретико-методического обоснования проблемы, которая исследуется.
4. Определение источников фактического материала и уяснение методики сбора языковых фактов (сплошной или выборочный сбор), накопление картотеки.
5. Обработка, анализ и систематизация самостоятельно собранного языкового материала.
6. Связь теории с практикой. Способы и мера цитирования чужих текстов.
7. Написание черновика (связное, целенаправленное изложение теоретических основ и результатов самостоятельного изучения языкового материала, анализ собранной картотеки).
7. Правка текста после проверки научного руководителя, учет его предложений и замечаний.
8. Написание и окончательное оформление научной работы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
9. Защита (подробный алгоритм деятельности руководителя и ученика в процессе подготовки научно-исследовательской работы см. [4, с. 29]).