Кто и как в доме живет: корпоративные кодексы
Коль скоро существует дом, в нем должны быть ЖИТЕЛИ-ОБИТАТЕЛИ - персонал фирмы или другие включенные в проект люди. Естественно, что они являются главным субъектом - строителем и носителем имиджа, поэтому столь важно, как эти люди выглядят, общаются между собой и с клиентами, выступают по телевидению. Поэтому в полноценную программу конструирования имиджа включается специальный раздел, рассчитанный на них. Он может содержать структуру внутрифирменных коммуникаций, систему обучения, принципы взаимоотношений между начальниками и подчиненными, лестницу карьеры, общие праздники и т.д. Главная же цель работы с персоналом - добиться того, чтобы все ощущали свою принадлежность к единому, уникальному миру и были проповедниками его идей и ценностей.
Для решения названных задач многие компании разрабатывают специальные корпоративные кодексы.Здесь в отличие от корпоративной философии, провозглашающей обобщенно-абстрактные позиции, необходимы максимальная конкретность и вновь — уникальность. Чем более конкретны и уникальны внутренние правила корпорации, тем они более работоспособны.
Но по поводу этой уникальности необходимо сделать важные замечания. С одной стороны, уникальность не должна противоречить существующим на каком-либо международном, государственном или региональном пространстве законам и другим нормативным актам; с другой — корпоративные кодексы в ряде случаев ориентируют сотрудников корпорации на выполнение требований более жестких, чем это предусмотрено сводом законов; причем корпоративный приоритет отдается именно этим, своим требованиям.
Возьмем Правила деловой этикидля сотрудников «Проктер энд Гэмбл», которые действуют во всех странах, имеющих филиалы компании. Здесь прямо говорится, что эти правила «в некоторых отношениях выходят за рамки требований законов и отраслевой практики». Но если за нарушение законов сотрудник компании несет личную ответственность исключительно перед государством, принявшим законы, то за нарушение корпоративных норм — должностную ответственность перед своей компанией.
О чем конкретно может идти речь? Скажем, в Правилах зафиксировано, что «Проктер энд Гэмбл» традиционно стремится к созданию на всех своих предприятиях экологически чистой рабочей среды, «обеспечивая строгое соблюдение законов независимо от того, как их выполнение контролируется местными органами... При отсутствии надлежащих законодательных норм или в случаях, когда защита окружающей среды должна осуществляться в порядке, не регламентированном законом, наши предприятия должны принимать меры обеспечения безопасности своей производственной деятельности для соседних предприятий и районов, а также для окружающей среды».
Аналогичным образом ставится вопрос в разделе Правил, посвященном подкупу в коммерческих отношениях. Тезис о том, что «выплата каких-либо сумм или дача взяток лицам, находящимся на службе у заказчиков либо поставщиков компании, а равно получение взяток или принятие денежных сумм сотрудниками «Проктер энд Гэмбл» влечет строгие дисциплинарные меры в отношении виновного со стороны компании», дополняется еще одним: «Даже в тех странах, где подобные действия с формальной точки зрения могут и не считаться противоправными, компания их категорически запрещает».
Более того, в Правилах сказано, что «сотрудник и его ближайшие родственники не должны иметь имущественной и финансовой заинтересованности в деятельности какой-либо конкурирующей компании или же в деятельности фирмы, поставщика или заказчика, с которыми данный сотрудник взаимодействует входе своей работы...».
И еще: «Ни при каких обстоятельствах Вы не имеете права принимать в связи с Вашей работой какие-либо приглашения на развлечения, путешествия, спортивные мероприятия, а также принимать подарки, билеты, оплаченный отдых, личные подношения в денежной форме и т.д. ...Конечно, это не относится к таким малоценным предметам, как дешевые ручки и календари. Можно принимать билеты, если платишь за них сам. Возможны деловые встречи в ресторанах, если в некоторых случаях сотрудник «Проктер энд Гэмбл» оплачивает счет...».
А вот еще один любопытный пункт, обращенный к персоналу компании: «Если Вы считаете, что какой-либо сотрудник Компании (включая работающих неполный рабочий день и временных сотрудников), консультант или работающий по контракту нарушает закон или принципы деятельности «Проктер энд Гэмбл», Вы обязаны довести это до сведения Вашего руководства. Если по какой-либо причине Вы не желаете обсуждать этот вопрос с Вашим руководством, то Вам необходимо обратиться а) в Отдел безопасности Компании, б) к любому руководящему сотруднику Отдела по работе с персоналом или с) к любому юрисконсульту «Проктер энд Гэмбл».
При желании сохранить анонимность Вы можете позвонить по нашему бесплатному телефону «Горячая линия "Проктер энд Гэмбл"» (работает круглосуточно, приводится номер. — Авт). Мы просим Вас предоставить достаточную информацию для проведения расследования по Вашему сообщению...».
Такого рода жесткость требований и определяет прочность «подземного фундамента», на котором стоит наш корпоративный мир-дом.
В другом документе той же компании - Уставе принципов и морально-этических ценностей- присутствует специальный раздел, описывающий принципы внутрифирменных коммуникаций:
1. Приоритет внутренних коммуникаций перед внешними. Люди получают информацию о своей компании в ней самой, а не из газет. Компания выпускает информацию, затрагивающую интересы сотрудников, сначала для них, а уже потом - вовне.
2. Последовательность и регулярность коммуникаций, сообщение как хороших, так и плохих новостей.
3. Искренность коммуникаций все более значима в условиях растущего прагматизма, скептицизма занятых и их возросших требований к достоверности сообщений.
4. Ясность. Выпуская сообщение для занятых, компания стремится, чтобы оно было понятно широкому кругу занятых, а не только тем, кто это сообщение выпустил.
5. Дружественный тон. Основной задачей является создание «чувства семьи». Этому помогает и наличие на бадже (магнитная карточка для беспрепятственного передвижения по офисам компании) каждого сотрудника его цветной фотографии и имени. Эта, казалось бы, мелочь делает коммуникации персонифицированными, то есть более личностными, открытыми, убирая барьеры неизвестности и неопределенности.
6. Чувство юмора, помогающее разрядить серьезную рабочую обстановку.
7. Инновационность в выборе новых коммуникационных решений диктуется бурным развитием технологий и необходимостью конкурировать за внимание занятых.
В расположенном в Москве совместном предприятии «Интурист - Радамер, гостиница и деловой центр» корпоративный кодекс составлен в виде Положения о персонале. Этот достаточно объемный документ содержит 33 страницы рекомендаций, объединенных в следующие разделы:
1. Ваша должностная обязанность.
2. Главные стандарты обслуживания гостей и клиентов предприятия.
3. Взаимоотношение сотрудников и общение.
4. Принципы решения трудовых конфликтов.
5. Обучение и продвижение по службе.
6. Определение «звезд» месяца, года.
7. Предоставление социальных благ.
8. Профессиональный облик сотрудника.
9. Пользование служебным входом.
10. Служебные раздевалки.
11. Гардероб.
12. Деятельность стола находок.
13. Принципы пользования парковкой.
14. Курение.
15. Личные посетители и телефонные звонки.
16. Действия в чрезвычайных ситуациях.
17. Правила поведения работников предприятия.
18. Рабочее время и время отдыха.
19. Правила внутреннего трудового распорядка.
Разумеется, данное Положение не является произведением «искусства для искусства», основное внимание в нем уделяется пунктам, от которых зависит эффективность профильной работы предприятия. Например, предлагается применять такие стандарты обслуживания, как:
- предвосхитить потребности,
- выразить признательность,
- превзойти ожидания,
- предложить другие варианты в любых ситуациях,
- убедиться, что посетитель остался доволен.
И если следование этим правилам поощряется, то отступление от них, напротив, является поводом для дисциплинарного взыскания и даже увольнения. Так, дисциплинарные санкции применяются в случаях:
- использования для входа и выхода из предприятия центрального входа и входа для клиентов бизнес-центра,
- курения или принятия пищи и напитков в неположенное время и в неразрешенном месте,
- несоблюдения правил личной гигиены и нарушения норм ношения униформы,
- пребывания на территории предприятия в нерабочее время,
- не проявления доброжелательности и внимания по отношению к гостям,
- приема личных посетителей,
- уклонения от периодического медицинского обследования.
Корпоративные кодексы могут содержать не только желательные и неприемлемые направления поведения, но и непосредственные поведенческие образцы. Например, в корпоративном кодексе Международного пресс-клуба присутствует раздел «Переговоры с заказчиками»:
При обращении заказчика в МПК следует запросить у него:
1. Краткую справку о деятельности организации заказчика, а также другую доступную документацию.
2. Информацию о руководителях и других ключевых фигурах организации заказчика.
3. Сведения о сути проблемы, с которой заказчик обратился в МПК.
4. Письменно изложенный заказ с четкой формулировкой проблемы, которую заказчик стремится решить с помощью МПК.
5. Проект договора между МПК и заказчиком. МПК может представить свой типовой договор о сотрудничестве, предусматривающий внесение изменений по желанию заказчика. Договор фиксирует цену и предусматривает предоплату.
6. Примерный бюджет акции.
Примечание
Не ведите заочных переговоров по телефону и настаивайте на «очной ставке» с заказчиком. По телефону заказчику может быть сообщен адрес странички МПК в Интернете. Остальные документы, включая стоимость услуг, представляются только при очной встрече.
Исключения могут быть сделаны для партнеров МПК, а также для заказчиков, с которыми МПК ранее работал.
После первичных контактов с заказчиком доложите о них своему непосредственному руководителю или в его отсутствие генеральному директору (исполняющему обязанности генерального директора) МПК. После этого принимается решение о том, кто и в какой форме будет продолжать переговоры с заказчиком.
Принципы и система корпоративных отношений не являются догмой и должны время от времени подвергаться корректировке и дополняться новыми формами, которые производятся на основе периодической оценки эффективности существующих коммуникаций.
Так, однажды на американском предприятии Rhone-Poulenc Ag Comany, производящем средства для химической защиты растений, обострилась проблема взаимопонимания между работодателем и служащими. Произошло это в тот период, когда компания в 1987 году была куплена иностранной фирмой и превратилась в представительство самой большой химической компании Франции Rhone-Poulenc S.A., приступившей к работе на американском рынке. Слияние американской и французской традиций управления сформировало новую корпоративную культуру и потребовало от многих сотрудников более четкого понимания политики и перспектив развития компании.
В этих целях ПР-консультанты выработали рекомендации по внедрению новых каналов информации, объединенные в блок мероприятий «Коммуникация-2000». В него, в частности, входили следующие пункты:
- выпуск и последующая рассылка по домам сотрудников многотиражной газеты AgXJommunique,
- выпуск журнала AgVisory для менеджеров компании,
- программа Франция и французы, имеющая целью познакомить сотрудников с французской культурой;
- программа Обед с директором и др.
Остановимся на последней программе подробнее. Суть ее заключалась в том, что в центральном отделении Rhone-Poulenc Ag Company один из членов совета директоров раз в месяц приглашал сотрудников на обед, в течение которого следовала неформальная беседа. Тему объявляли заранее, чтобы гости успели подготовить вопросы и предложения. На подобных встречах присутствовали не более 12 человек, так что все могли принять участие в беседе. Приглашались и научные сотрудники, и менеджеры среднего звена, и технический персонал. По окончании обеда каждый участник получал отчет о встрече, который он мог показать коллегам, что делало подобные мероприятия особенно ценными. Отчеты также публиковались в многотиражной газете.
Наряду с содержательной стороной корпоративного поведения существует и формальная сторона, например особенности внешнего облика. Так, характерным для банковских структур является выпуск документов с примерным названием «Единые требования к культуре внешнего вида сотрудников», где в категоричной форме описывается желательный для руководства внешний вид служащих банка.
Самые настойчивые рекомендации даются служащим фронт-офиса, т.е. лицам, непосредственно работающим с клиентами. Требования для мужчин: обязательный деловой костюм с четким силуэтом, светлая рубашка, галстук, туфли и носки - темных тонов. Летом форма одежды может быть несколько облегченной. Например, сотрудникам бэк-офиса в летнее время разрешается нахождение на рабочем месте без пиджака. Однако ни при каких условиях не разрешается ношение одежды спортивного стиля, сарафанов, ярких вещей. В большинстве банков настаивают на четком соблюдении черно-белой гаммы.
Для женщин предпочтителен деловой костюм. В некоторых учреждениях допускается ношение платья делового покроя. Особым гонениям подвергаются женские брюки - для банков этот тип одежды признан нежелательным.
Вряд ли стоит называть подобные требования экстравагантными: этот шаг укрепляет в сознании клиентов и сотрудников связь между имиджем банка и стереотипом организаций такого рода - солидность, строгость обстановки и исключительная формальность внутренних отношений.
Точно так же, несмотря на свою противоположность предыдущему примеру, приемлемы и логичны требования к одежде персонала предприятий компании «Макдоналдс» (спортивного типа брюки, юбки и блузки; фирменные кепки и т.д.). Просто здесь, причем вновь в полном соответствии с общей философией фирмы, решаются совсем другие задачи - продемонстрировать демократичность, непринужденность, создать атмосферу быстроты и свежести.