Тип продавца/покупателя
В настоящее время существуют и более сложные модели электронного бизнеса.
1. Модель информационного посредника - система бронирования на других сайтах в режиме «он-лайн». Данная модель позволяет потребителю сравнивать поставщиков и их цены, за что и получает комиссионное вознаграждение (работает как турагент) (рис.2, 3):
Рис.2. Иллюстрация домашней страницы сайта www.travelfusion.com
Рис.3. Иллюстрация поисковой страницы сайта www.travelfusion.com
2. Модель сотрудничества (кооперации) – посредством модели предприятия объединяются для сотрудничества в виртуальном бизнесе, в то время как в реальном бизнесе они остаются конкурентами (рис.4, 5, 6):
Рис.4. Иллюстрация домашней страницы сайта www.opodo.com
Рис.5. Иллюстрация поисковой страницы сайта www.travelweb.com
Рис.6. Иллюстрация домашней страницы сайта www.globalhotelalliance.com
Гостиницы являются совладельцами данного сайта (рис.7) и совместно инвестируют его функционирование. Таким образом компании взаимодополняют друг друга, предлагая услуги в любой точке земного шара. Цель – создание лояльности потребителя к сайту, а не к гостинце.
3. Модель виртуального сообщества (модель killer) – позволяет создать открытую платформу для общественности в режиме «он-лайн», где туристы могут обмениваться впечатлениями. Модель является эффективной, так как путешественник скорее поверит другому путешественнику, чем компании (рис.7, 8).
Модель имеет 4 характеристики:
· коммуникативное взаимодействие;
· большое разнообразие коммуникаторов;
· единое общественное пространство;
· устойчивый минимальный уровень членства.
Рис.7. Иллюстрация страницы сайта www.lonelyplanet.com
Рис.8. Иллюстрация страницы сайта www.virtualtourist.com
Коммерческое применение виртуальных сообществ:
· выход на потенциальных клиентов
– определеть соответствующей аудитории;
– выйти на большое число потенциальных клиентов при помощи единственного послания;
· коммуникация с существующими клиентами
· маркетинговые исследования
– выявить новейшие тенденции;
– определить запросы потребителей;
– выяснить, о чем люди говорят и что ищут;
· построение репутации при оказании поддержки людям
· повышение трафика, направляя людей на свой веб-сайт
Факторы ценности в моделях электронного бизнеса представлены на рис.9.
Рис. 9. Факторы ценности в моделях электронного бизнеса
Под факторами ценности в моделях электронного бизнеса понимается:
· эффективность: затраты на поиск, диапазон выбора, скорость, простота, информация;
· новизна: новые архитектурные конфигурации, в том числе ссылки и компоненты;
· фиксация: программы лояльности, удовлетворение потребителя, внешние сетевые факторы;
· дополнительность: дополнительные товары и услуги.
Выделяют следующие методы (стратегии) ценообразования при работе в режиме «он-лайн»:
· ТИП I: механизм твердых цен, установленных продавцом
– статичные каталоги цен;
– динамический расчет цен;
– управление доходами.
· ТИП II: механизм договорных цен, определяемых при коммуникации через Интернет
– различные варианты ведения переговоров – на основании объемов закупок или покупательной способности.
· ТИП III: класс механизмов, которые позволяют определить цену с использованием конкуренции покупателей и продавцов
– традиционные аукционы;
– обратные аукционы (запросы о предложениях).
Механизм формирования цен можно рассмотреть на примере механизма, используемого Priceline.com. Система оформления запросов о предложениях B2C:
1. Покупатель предлагает цену, по которой он/она хочет приобрести продукт/услугу.
2. Priceline выполняет поиск по своим базам данных, чтобы выяснить, приемлема ли эта цена для каких-либо авиалиний.
3. Priceline удерживает за собой разницу между ценой, которую заявил покупатель, и ценой, которую предложил продавец.
Особенности формирования цен в электронной дистрибуции представлены на рис. 10.
Рис.10. Формирование цен и электронная дистрибуция
Стратегии, которые помогают избежать ценовой конкуренции при работе в режиме «он-лайн»:
1. Связка продукта и цен, динамическое пакетирование.
2. Разработка версий продуктов и цен, многоканальное ценообразование.
3. CRM, более точная сегментация и эффект захвата лояльных клиентов.
4. Формирование опыта покупок и обеспечение удобства при помощи структуры и дизайна сайта.
В электронной дистрибуции активно используется такой метод, как гарантия минимального тарифа. Гарантия состоит в том, что, если покупатели найдут более низкий тариф, будет проведена соответствующая корректировка.
Задача данного метода состоит в том, чтобы предотвратить ценовые войны, цель – стабилизация рынка на приемлемом для предприятий уровне.
Преимущества гарантии минимального тарифа:
· помогает одержать верх над он-лайн дискаунтерами при помощи их же оружия;
· подобные гарантии соблазняют большее количество клиентов оформить бронирование у данного предприятия;
· гарантии тарифов – великолепный инструмент, которые помогает удержать клиентов;
· такие гарантии оказывают на потребителей большое психологическое и стимулирующее воздействие;
· клиенты, которые используют электронные системы, все в большей степени рассчитывают на получение такой гарантии;
· гарантии цен обладают великолепным эффектом «устной коммуникации».
В целом метод минимального тарифа негативно влияет на рынок.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие электронной дистрибуции.
2. Какова область применения электронного бизнеса?
3. Назовите виды электронного бизнеса.
4. В чем заключается роль государства в развитии электронного бизнеса?
5. Перечислите классические модели электронного бизнеса.
6. К какой модели относятся взаимоотношения туроператор - турагент?
7. Перечислите сложные модели электронного бизнеса.
8. Каким образом модель виртуального сообщества позволяет зарабатывать деньги?
9. Назовите факторы ценности в моделях электронного бизнеса.
10. Перечислите стратегии ценообразования предприятия при работе в режиме он-лайн.
11. Каковы особенности формирования цен в электронной дистрибуции?
12. Дайте понятие гарантии минимального тарифа. В чем заключается его преимущество?