Графические и музыкальные средства передачи информации

Информация может быть передана графикой, рисунком, живописью. Так, часто легче нарисовать план, как добраться до какого-либо дома, нежели подробно объяснять это словами. Информация, содержащаяся в рисунках, живописных полотнах может быть очень содержательной, но, тем не менее, она не может конкурировать с информацией, которую способен пере­дать язык. То же самое о музыке — она хорошо передает эмо­цию, настроение, но предметная информация ею передана быть не может.

Рассмотрев имеющиеся средства передачи информации в природе и обществе, мы приходим к выводу об уникальности естественного языка человека. Язык может выразить все то, что может быть передано и сигналами животных, и искусст­венными языками, и системами условных сигналов, и многими невербальными средствами, и графикой, и музыкой, но ни од­но из этих средств не может в полной мере и в полном объеме передать все то, что может быть передано естественным язы­ком. Таким образом, естественный язык человека выступает в обществе как наиболее эффективное и универсальное средство передачи информации.

Литература

Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. / Под ред.

6. И. Карасика. Волгоград, 2005. Американское коммуникативное поведение / Под ред. И. А. Стернина.

Воронеж, 2001.

Виноградов В. В. О поэтическом языке. М., 1980. Караулов Ю. И. Русский язык и языковая личность. М., 1987. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Язык как общественное явление



Графические и музыкальные средства передачи информации - student2.ru Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.

Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика се­годня. 1995, №4.

Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж, 2001.

Стернин И. А, Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского комму­никативного поведения. Воронеж, 2003.

Хорошая речь / Под ред. О. Б. Сиротининоп. Саратов, 2001.

Тема 3

Возникновение, эволюция и развитие языка

Возникновение языка

Возникновение языка является важнейшей составляющей эволюции человека на пути от человекообразной обезьяны к гомо сапиенс. Без языка человека бы просто не было. Вместе с тем, возникновение языка в процессе эволюции человека ос­тается одной из самых больших тайн науки о происхождении человека.

Существует несколько традиционных гипотез происхож­дения языка.

Звукоподражательная гипотеза. Согласно этой гипотезе, язык возник вследствие подражания человека различным зву­кам природы, крикам животных, звукам производимых самим человеком действий и т. д.

Междометная гипотеза. Эта гипотеза исходит из того, что звуковой язык возник из невольных выкриков человека в про­цессе трудовой деятельности, охоты, собирательства под воз­действием внешних обстоятельств или внутренних состояний.

Звукоскмволическая гипотеза. Согласно данной гипотезе, в возникновении языка ведущую роль сыграл звукосимво-лизм — бессознательно улавливаемая людьми связь звуков с некоторыми качествами или признаками предметов. Так, заме­чено, что названия маленьких предметов или понятий типа «близко», «здесь» содержат обычно звуки И, Е, а названия больших предметов и понятий типа «далеко» содержат У, О.

Гипотеза общественного договора. Эта гипотеза принад­лежит Ж. Ж. Руссо — люди договорились, как будут называть предметы.

Жестовая гипотеза. Данная гипотеза исходит из того, что звуковому языку предшествовал развитый ручной язык —

Возникновение, эволюция и развитие языка



Графические и музыкальные средства передачи информации - student2.ru язык жестов, и только потом жесты стали сопровождаться зву­ковыми возгласами.

Трудовая гипотеза. Эта гипотеза известна как гипотеза Л. Нуаре и Ф. Энгельса и основывается на том, что первые собственно человеческие слова возникают в процессе совмест­ной деятельности людей как обозначения трудовых процессов.

Все эти гипотезы имеют право на существование, и все они частично подтверждаются фактами языка, исследованиями антропологов, наблюдениями над становлением речи ребенка в онтогенезе. Не выдерживает критики лишь гипотеза общест­венного договора, так как неясно, как, не имея языка, люди могли бы договориться о своем языке.

Любопытно, однако, что все перечисленные гипотезы ис­ходят из того, что у первобытного человека языка не было во­обще, и пытаются объяснить, как язык вдруг появился. При этом не учитывается то, что у первобытного человека уже бы­ла достаточно развитая коммуникативная система, доставшая­ся ему от обезьяньих предков. Эта коммуникативная система никуда не исчезла, как не исчез никуда мозг человекообразной обезьяны: мозг человека не возник на пустом месте, он эволю­ционировал из мозга человекообразной обезьяны. Представле­ния о коммуникативной системе человекообразных обезьян, полученные современными антропологами и этологами, по­зволяют выдвинуть естественную гипотезу происхождения языка — язык сформировался из коммуникативной системы человекообразной обезьяны эволюционным путем, путем ее усложнения и развития, приспособления к растущим потреб­ностям развивающегося человека.

Коммуникативная система человекообразной обезьяны включает жесты, мимические сигналы и звуки, многие из ко­торых носили аффективный характер. Все эти коммуникатив­ные средства обнаруживаются и в языке современного челове­ка. Кроме того, наблюдения над формированием речи у ребен­ка показывают, что сначала в речи ребенка преобладают жесты, мимические сигналы и аффективные вербализации, а затем постепенно они уступают место все более и более чле­нораздельным вербализациям, а роль жестов и мимики, очень высокая на начальном этапе развития речевой способности,

86____________ Тема 3

постепенно сокращается и занимает место, которое соответст­вует нормам «взрослого» языка.

Жестикуляция сыграла свою роль в подготовке звукового языка. Вячеслав Всеволодович Иванов предполагает, что принципы построения последовательностей жестов рук в «языке жестов» гоминидов (семейство приматов, включающее Homo sapiens), служившие главным способом передачи слож­ных значений, были позднее перенесены на звуковые последо­вательности.

Анализируя с этой точки зрения остальные гипотезы про­исхождения языка, названные выше, можно констатировать, что все они не противоречат естественной гипотезе, а допол­няют ее, раскрывая возможные пути постепенного развития языка у человека.

Однако все названные гипотезы тем или иным способом объясняют механизм возникновения звукового языка, объяс­няют пути возникновения звуковых обозначений предметов; но они не отвечают на важнейший вопрос — а почему возни­кает язык у человека, почему человек не удовлетворился имевшимися в его распоряжении коммуникативными средст­вами, а создал развитый язык с многочисленными обозначе­ниями предметов и процессов внешнего и внутреннего мира?

Создание языка явилось следствием совершенствования трудовой деятельности человека, результатом накопления чело­веком знаний, следствием развития его мышления. Лежащие в основе развития цивилизации потребности передавать и накап­ливать во времени растущий объем знаний, сохранять накоп­ленный опыт производственной деятельности пришли в проти­воречие с возможностями наглядной передачи знаний и опыта путем демонстрации способов и приемов деятельности по прин­ципу «от человека к человеку». Это и потребовало создания раз­ветвленной системы знаков, которые могли бы фиксировать опыт и знания и передавать их от поколения к поколению.

С другой стороны, наблюдения за многими племенами показывают, что охоту эти племена описывают в виде панто­мимы с описательной песней, причем пантомима постепенно уступает место звуковому сопровождению с повелительной интонацией, которое носит управленческий характер и исхо-

Возникновение, эволюция и развитие языка



Графические и музыкальные средства передачи информации - student2.ru дит от лидеров и доминирующих индивидов. Усложнение ре­гулирующих функций в обществе — вторая причина возник­новения языка человека. Решающую роль в формировании языка играло, видимо, общение доминирующих особей с ос­тальными членами сообщества — звуковые сигналы «изобре­тали» вожаки и доминирующие особи.

Жестовая и мимическая составляющие коммуникативной системы первобытного человека как средства коммуникации выявили свою ограниченность в процессе эволюции — они предполагают необходимость смотреть на говорящего челове­ка, жесты отвлекают руки от труда, жесты и мимика не видны ночью, не видны за препятствием. Звуковые сигналы всех этих недостатков лишены, поэтому звуковой язык и оказался наи­более пригодным для коммуникации и начал интенсивно раз­виваться. Впоследствии была изобретена и письменность, что означало дальнейшее существенное совершенствование средств эффективной передачи знаний в обществе.

Наши рекомендации