Аналогия с миром спорта

Кэролайн Робертсон раньше была менеджером региональных про­даж фармацевтической продукции, а затем менеджером-консультан­том. Она говорит, что «с энтузиазмом относится к работе и с огром­ной страстью — к скачкам». Вот ее описание собственного опыта.

Выбранный Кэролайн вид спорта — однодневные скачки — прино­сил ей не только огромное удовольствие: вскоре после начала трени­ровок она обнаружила, что обладает потенциалом спортсмена, способ­ного выступать на самом высоком уровне. Понимая, что ей необходи­мо тренироваться под руководством специалиста, она обратилась за помощью к опытному тренеру-коннику. В течение пяти лет наблюдал­ся устойчивый рост мастерства, и все это время Кэролайн достигала неплохих результатов в соревнованиях, но постепенно коучинг (ра­бота тренера с ней) стал приносить все меньше и меньше пользы.

Для достижения лучших результатов спортсменке рекомендовали поменять лошадь, но это тоже не помогло. Кэролайн начала испытывать беспокойство и постепенно теряла уверенность в себе. Ее отношения с тренером-коучем стали натянутыми, и она уже потеряла надежду стать чемпионкой в скачках. Наконец, в качестве последнего средства, призван­ного восстановить ее спортивную форму, она решила сменить коуча.

Новый тренер использовал в работе совершенно другие, нежели пре­дыдущий, методы обучения, и всего лишь через несколько недель Кэро­лайн смогла достичь значительного прогресса. Новый подход в значи­тельной степени отличался стилем «свободного» коучинга. Его приме­нение началось с оценки лошади и всадника как по отдельности, так

64 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика

и в паре, и этот процесс продолжался в течение четырех дней. Совместно был выработан план действий, разбитый на несколько этапов. Достиже­ние намеченного уровня мастерства знаменовало собой завершение каж­дого этапа. Тренер требовал от Кэролайн ведения дневника, куда она должна была заносить все свои действия, мысли и результаты самоана­лиза; впоследствии эта информация служила материалом для обсужде­ния с тренером. Здесь был сделан акцент на рефлексии своего поведе­ния, своих мыслей, эмоций и своего опыта, и это действие помимо со­крытой в нем самом ценности сэкономило время. Кэролайн говорит:

Сейчас я понимаю, что в случаях, когда становится очевидным отсутствие прогресса, необходимо выделить время на анализ и объяснение причин этого. В процессе дискуссии необходимо согласовать план действий.

Структуру этих новых, более формализованных занятий с трене­ром задавали ключевые вопросы:

• Чего ты пытаешься достичь и то ли это, чего ты достигаешь?

• А что, если попробовать?..

• Что ты собираешься сделать прямо сейчас, чтобы достигнуть того, чего ты хочешь достичь?

• Позволь мне рассказать, что я чувствую по этому поводу..

Побуждая Кэролайн фокусировать внимание на настоящих целях, коуч поощрял ее принимать на себя ответственность за все происхо­дящее с ней.

Однако иногда единственный стиль коучинга не приносит желае­мых результатов, и так происходит в большинстве ситуаций, возника­ющих в ходе коучинга в реальной жизни. Например, при работе с новы­ми или особенно сложными сферами деятельности применяется гораз­до более «директивный» стиль обучения. Когда это было необходимо (возможно, в отношении некоего конкретного маневра или движения), коуч объяснял, какие действия требуются от наездницы и как их необ­ходимо совершать. Сначала Кэролайн пробовала движения сама; затем коуч мог продемонстрировать, что только что произошло и что должно было произойти. Кэролайн копировала действия тренера, повторяя их самостоятельно, а затем в конце занятия могла возвращаться к проблем­ной области для проверки сохранности в памяти выученного ранее.

Однако в течение всех коучинговых сессий происходили постоян­ная оценка и анализ деятельности, а также все время устанавливались и переустанавливались сроки и кратковременные цели с учетом до­стигаемого прогресса. Очень важным было признание успеха и дости-

Стили коучинга ■ 65

жений. Кэролайн вдохновенно исследовала теорию успешного наезд­ничества и видела в этом занятии часть самостоятельного развития.

Вдобавок к тому что Кэролайн доставлял удовольствие данный вид коучинга и она находила в нем вызов для себя, она обнаружила, что повысился уровень ее уверенности. Она обрела более глубокое пони­мание совершенных ею ошибок и причин их совершения. Наиболее важным было то, что теперь Кэролайн выработала у себя способность добровольного корректирования своих действий. Это было полной противоположностью ее прежнему опыту коучинга, когда она чув­ствовала, что ее не принимают всерьез и что тренер не уделяет ей все­го своего внимания. В ходе размышлений она решила, что причина сложившейся ситуации состояла в том, что по мере роста ее навыков первый тренер все больше рассматривал ее как источник напряжения для себя самого. Сейчас она считает:

Ученик должен чувствовать, что коуч уверен в его способностях. Коучи и тренеры должны принимать во внимание опыт учеников, но в то же время не делать прогнозов и предположений, особенно если состояние ученика и его результаты меняются.

Видимо, новый тренер Кэролайн смог найти верный баланс. Она считает, что коуч должен не только обладать правильной техникой, но и определенным образом относиться к ученику:

Ученики должны чувствовать, что могут задавать коучу любые интересу­ющие их вопросы, а это значит, что ни один коуч не должен ставить себя в положение физической или интеллектуальной недосягаемости для учени­ка. Честность, доверие, эмпатия и уважение — вот ключевые слова любого тренерско-коучингового партнерства.

Несомненно, после пяти лет тренировок Кэролайн нуждалась в не­коем прогрессе в области ее коучинга. Она поняла, что ей помогло бы практически любое изменение, и, к счастью, ей оказали огромную по­мощь новые методы, более соответствовавшие ее опыту, способностям и предпочтительному стилю обучения.

Не менее очевидно и то, что коуч Кэролайн, может быть и неосо­знанно, воплотил в жизнь многие аспекты предлагаемой нами модели идеального коучинга.

Наши рекомендации