Аналогия с миром спорта
Кэролайн Робертсон раньше была менеджером региональных продаж фармацевтической продукции, а затем менеджером-консультантом. Она говорит, что «с энтузиазмом относится к работе и с огромной страстью — к скачкам». Вот ее описание собственного опыта.
Выбранный Кэролайн вид спорта — однодневные скачки — приносил ей не только огромное удовольствие: вскоре после начала тренировок она обнаружила, что обладает потенциалом спортсмена, способного выступать на самом высоком уровне. Понимая, что ей необходимо тренироваться под руководством специалиста, она обратилась за помощью к опытному тренеру-коннику. В течение пяти лет наблюдался устойчивый рост мастерства, и все это время Кэролайн достигала неплохих результатов в соревнованиях, но постепенно коучинг (работа тренера с ней) стал приносить все меньше и меньше пользы.
Для достижения лучших результатов спортсменке рекомендовали поменять лошадь, но это тоже не помогло. Кэролайн начала испытывать беспокойство и постепенно теряла уверенность в себе. Ее отношения с тренером-коучем стали натянутыми, и она уже потеряла надежду стать чемпионкой в скачках. Наконец, в качестве последнего средства, призванного восстановить ее спортивную форму, она решила сменить коуча.
Новый тренер использовал в работе совершенно другие, нежели предыдущий, методы обучения, и всего лишь через несколько недель Кэролайн смогла достичь значительного прогресса. Новый подход в значительной степени отличался стилем «свободного» коучинга. Его применение началось с оценки лошади и всадника как по отдельности, так
64 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика
и в паре, и этот процесс продолжался в течение четырех дней. Совместно был выработан план действий, разбитый на несколько этапов. Достижение намеченного уровня мастерства знаменовало собой завершение каждого этапа. Тренер требовал от Кэролайн ведения дневника, куда она должна была заносить все свои действия, мысли и результаты самоанализа; впоследствии эта информация служила материалом для обсуждения с тренером. Здесь был сделан акцент на рефлексии своего поведения, своих мыслей, эмоций и своего опыта, и это действие помимо сокрытой в нем самом ценности сэкономило время. Кэролайн говорит:
Сейчас я понимаю, что в случаях, когда становится очевидным отсутствие прогресса, необходимо выделить время на анализ и объяснение причин этого. В процессе дискуссии необходимо согласовать план действий.
Структуру этих новых, более формализованных занятий с тренером задавали ключевые вопросы:
• Чего ты пытаешься достичь и то ли это, чего ты достигаешь?
• А что, если попробовать?..
• Что ты собираешься сделать прямо сейчас, чтобы достигнуть того, чего ты хочешь достичь?
• Позволь мне рассказать, что я чувствую по этому поводу..
Побуждая Кэролайн фокусировать внимание на настоящих целях, коуч поощрял ее принимать на себя ответственность за все происходящее с ней.
Однако иногда единственный стиль коучинга не приносит желаемых результатов, и так происходит в большинстве ситуаций, возникающих в ходе коучинга в реальной жизни. Например, при работе с новыми или особенно сложными сферами деятельности применяется гораздо более «директивный» стиль обучения. Когда это было необходимо (возможно, в отношении некоего конкретного маневра или движения), коуч объяснял, какие действия требуются от наездницы и как их необходимо совершать. Сначала Кэролайн пробовала движения сама; затем коуч мог продемонстрировать, что только что произошло и что должно было произойти. Кэролайн копировала действия тренера, повторяя их самостоятельно, а затем в конце занятия могла возвращаться к проблемной области для проверки сохранности в памяти выученного ранее.
Однако в течение всех коучинговых сессий происходили постоянная оценка и анализ деятельности, а также все время устанавливались и переустанавливались сроки и кратковременные цели с учетом достигаемого прогресса. Очень важным было признание успеха и дости-
Стили коучинга ■ 65
жений. Кэролайн вдохновенно исследовала теорию успешного наездничества и видела в этом занятии часть самостоятельного развития.
Вдобавок к тому что Кэролайн доставлял удовольствие данный вид коучинга и она находила в нем вызов для себя, она обнаружила, что повысился уровень ее уверенности. Она обрела более глубокое понимание совершенных ею ошибок и причин их совершения. Наиболее важным было то, что теперь Кэролайн выработала у себя способность добровольного корректирования своих действий. Это было полной противоположностью ее прежнему опыту коучинга, когда она чувствовала, что ее не принимают всерьез и что тренер не уделяет ей всего своего внимания. В ходе размышлений она решила, что причина сложившейся ситуации состояла в том, что по мере роста ее навыков первый тренер все больше рассматривал ее как источник напряжения для себя самого. Сейчас она считает:
Ученик должен чувствовать, что коуч уверен в его способностях. Коучи и тренеры должны принимать во внимание опыт учеников, но в то же время не делать прогнозов и предположений, особенно если состояние ученика и его результаты меняются.
Видимо, новый тренер Кэролайн смог найти верный баланс. Она считает, что коуч должен не только обладать правильной техникой, но и определенным образом относиться к ученику:
Ученики должны чувствовать, что могут задавать коучу любые интересующие их вопросы, а это значит, что ни один коуч не должен ставить себя в положение физической или интеллектуальной недосягаемости для ученика. Честность, доверие, эмпатия и уважение — вот ключевые слова любого тренерско-коучингового партнерства.
Несомненно, после пяти лет тренировок Кэролайн нуждалась в некоем прогрессе в области ее коучинга. Она поняла, что ей помогло бы практически любое изменение, и, к счастью, ей оказали огромную помощь новые методы, более соответствовавшие ее опыту, способностям и предпочтительному стилю обучения.
Не менее очевидно и то, что коуч Кэролайн, может быть и неосознанно, воплотил в жизнь многие аспекты предлагаемой нами модели идеального коучинга.