Популярные почтовые клиенты
В мире существует несколько сотен почтовых клиентов. Мы упомянем лишь самые распространенные программы и укажем адреса, где их можно получить.
Outlook Express- наиболее популярная программа, ее можно бесплатно скопировать с сервера www.microsoft.com.
Определенную популярность среди русскоязычных пользователей имеет программа The Bat! - продукт молдавских разработчиков, найти который можно по адресу http://www.ritlabs.com/ru/the_bat/. В программе реализована поддержка русского языка, полностью русифицирован интерфейс.
Рис. 20Интерфейс программы Outlook Express
Очень удобный почтовый клиент предложила компания Microsoft в составе своего продукта Outlook 2003. В данной версии программа получила обновленный пользовательский интерфейс.
Трехпанельный дизайн (рис. 21) обеспечивает более рациональное расположение сообщений на экране.
Рис. 21 Обновленный интерфейс Outlook 2003
Представление области просмотра в виде вертикальной панели позволяет выделить для текста письма на 40% больше места, чем при традиционном горизонтальном расположении панели, что в свою очередь дает возможность реже открывать письма в отдельном окне и тем самым избавляет от необходимости следить за множеством отдельных окон для каждого сообщения. Следует также отметить, что вертикальное (газетное) расположение текста в виде узкой колонки удобнее для чтения (особенно при наличии большого экрана).
Электронная почта с Web-интерфейсом
Web-почта- это почта с Web-интерфейсом. Для доступа к такой почте достаточно иметь доступ в Интернет. Можно даже не иметь на своем компьютере почтовых программ, работающих по протоколам POP3/SMTP (таких, как Microsoft Outlook Express). Достаточно и обыкновенного браузера. Mail.ru, Hotbox.ru, Yahoo.com, Hotmail.com - все это примеры популярных служб Web-почты. Web-почта предоставляет все типичные функции электронной почты. На Web-страничке пользователю предлагается ввести имя и пароль, после чего он видит свои письма и работает с ними, почти как у себя на компьютере.
Основными плюсами Web-почты являются доступность с любого компьютера, имеющего выход в Интернет, универсальность адреса, не зависящего от места работы, и простое имя типа [email protected]. К недостаткам следует отнести необходимость передавать свои имя и пароль по сети за пределы своей фирмы, что снижает уровень безопасности. Кроме того, в бесплатных службах проблемы создает присутствие рекламы. Впрочем, существуют и платные службы Web-почты. Платные службы не докучают рекламой, обычно предоставляют большой размер почтового ящика, несут более значительную ответственность за предоставление сервиса.
SPAM
Cлово "спам" - это компьютерный жаргон. На самом деле, спам - это такие консервы, вроде китайского колбасного фарша, популярного в годы застоя. Расшифровывается это слово, как SPiced hAM, перченая ветчина. Слово это придумано (и зарезервировано) корпорацией Hormel.
В начале 1970-х, английские анархисты Monty Python сочинили сюрреальный скетч о спаме. Действие происходит в кафе, в котором меню состоит из спама, яичницы с беконом из спама, спама с яичницей, и беконом из спама, яичницы со спамом и сосиской из спама, сосиски из спама, спама и помидоров со спамом... (тут официантку прерывает компания викингов, сидящих за соседним столиком. Викинги поют: спам, спам, спам! вкусный спа-а-ам!)
До 1994 года, Интернет был сетью сугубо не коммерческой, а пользователями Интернета были студенты и профессора университетов. С 1994-1995 доступ к Интернет был открыт человеку с улицы, то есть торговцу. Каналы информации UseNet, прежде заполненные научными дискуссиями, порнографией или пустым трепом, были украшены сотней сообщений под заголовком типа "make money fast". Такие сообщения стали называть спамом.
Начав с конференций UseNet, спаммеры переключились на е-майл (электронную почту). Составив списки из миллионов адресов, спаммеры рассылают коммерческую рекламу сомнительных продуктов, сайтов и полулегальных услуг. В последнее время, впрочем, распространённым продуктом рекламы являются программы для рассылки спама. Купив такую программу, желающие могут разослать по 90 миллионам адресов предложение купить у них какой-нибудь товар. Спам практически ничего не стоит для отправителя - временем и деньгами за него расплачивается сплошь и рядом жертва рассылки.
Согласно исследованиям GVU , только 9,2% пользователей читают спам сообщения. При этом данная цифра сформирована благодаря пользователям-новичкам, из тех кто провел в сети более 3 лет спам читают лишь 5,4 %.12% пользователей сети пишут возмущенные письма по обратному адресу, а 1,5 % пользователей производят вендетту (это могут быть "почтовые бомбы" в адрес злоумышленника, жалоба провайдеру и т.д.).
Спамерным атакам подвергаются не только корпоративные пользователи сети, но и владельцы домашних PC, имеющих выход в Internet. Этот факт существенно осложняет борьбу со спамом и вовлекает в неё не только самих пользователей, но и широкую общественность. В частности, 1 марта 1999 года Открытым Форумом Интернет-Сервис-Провайдеров был одобрен документ “Нормы пользования сетью” www.ofisp.org (Acceptable Use Policy), который регламентирует нормы работы в сети (в том числе накладывает ограничения на информационный шум (спам)) и обязателен для всех пользователей, а в июле минувшего года Палата Представителей США одобрила меры по борьбе со спамом. Согласно законопроекту, электронное послание должно иметь реальный обратный адрес для того, чтобы получатели спама могли заблокировать его отправителя, нарушение этого закона грозит злоумышленнику штрафом в размере до $150.000. Почему СПАМ это действительно плохо? С практической точки зрения эта проблема раскладывается на несколько компонент (RFC 2505):
§ Объём, т.е. пользователи получают огромное количество спам-сообщений в свои почтовые ящики.
§ В 99% процентах случаев содержание таких писем не коррелирует с интересами адресатов.
§ Для получателей СПАМ стоит реальных денег. Например, те, кто имеют выход в сеть через модем и платят за время, проведенное в Интернет, вынуждены тратить центы на фильтрацию полезных писем.
§ СПАМ также стоит денег и для тех, кто поддерживает и отвечает за корректную работу почтовых серверов.Предположим, что злоумышленник послал письмо объёмом 10 килобайт 10 000 пользователям на одну ЭВМ. Несложно подсчитать, сколько места займут его все его сообщения, а именно 100 мегабайт. А что произойдёт, если спамер не один и отправляет не по одному письму?
§ Большинство спамеров идут на всевозможные уловки, чтоб адресат взглянул хоть краем глаза на их сообщение. Например, пишут письмо таким образом, чтоб получатель подумал, что его с кем-то перепутали, или же помечают письмо так, что якобы внутри него содержится информация запрашиваемая адресатом. Разумеется, о морали и этике здесь не может идти и речи.
§ Признаки спама
§ Заголовки <Received> образуют последовательную цепочку, начиная от верхней части сообщения и заканчивая нижней частью.
§ Любые заголовки <Received>, расположенные ниже заголовка <Date>, - поддельные.
§ Следует обращать внимание на любой заголовок <Received>, в котором имена двух узлов не совпадают. Вероятно, почтовое сообщение было ретранслировано через первый узел (узел, имя которого заключено в круглые скобки, является действительным источником сообщения).
§ Заголовок <Received>, имеющий старую дату, вероятнее всего, подделан.
§ Сетевая часть заголовка <From> должна согласоваться с последним заголовком <Received>.
§ Домен заголовка <Message-Id> должен совпадать с доменом заголовка <From>.
§ Следует проверить, нет ли в заголовках <Received> признаков того, что сообщение ретранслировано через посторонний узел.
§ Убедитесь, что все перечисленные узлы действительно существуют в базе данных DNS
§ Поле <From> не должно быть пустым.
§ Обилие в тексте опечаток и прочих искажений может также указывать на нелегальную природу сообщения, так как программа рассылки может работать без контроля подтверждений, чтобы скрыть истинный адрес рассылки.
В последнее время появилось достаточное число коммерческих и общедоступных программ фильтрации SPAM.
Списки рассылки
Современное общество предъявляет весьма жесткие требования ко времени получения событийной информации. Это могут быть технические новинки, политические новости, уведомления о событиях (произошедших или грядущих) и т.д. Одной из форм оперативной рассылки и получения информации является электронная почта (в частности система LISTSERV).
Списки рассылкипозволяют, послав письмо на один адрес, в действительности разослать его целой группе получателей. Служба предоставляет возможность подписаться на тот или иной список рассылки и, соответственно, присоединиться к проводимым в электронной почте дискуссиям на различные темы.
Схема работы сервиса показана на рис.22.
Рис. 2Письмо, направленное на коллективный адрес, доставляется всем участникам списка рассылки
Пользователь при помощи почтового клиента направляет письмо на сервер, в базе которого хранится список рассылки (Mailing list), после чего письмо автоматически направляется всем участникам. Существуют списки рассылки по различным темам. Подписчиками обычно являются специалисты, интересующиеся новостями в данной области. Списки бывают двух типов: вещательного типа (дают возможность только получать информацию) и дискуссионного (можно также посылать сообщения всем участникам списка).
Некоторые списки рассылки администрируются модератором- человеком, который читает все сообщения перед тем, как они отправляются участникам, и имеет право отклонить сообщения, не подходящие для данного списка.
В настоящее время существуют тысячи списков рассылки, на которые можно свободно подписаться. Большинство из нас являются абонентами того или иного списка рассылки, иногда даже не задумываясь об этом. Подтверждая свое желание получать письма по некоторой тематике, вы автоматически попадаете в некий список рассылки и становитесь абонентом коллективной почтовой рассылки. Информация отправляется каждому лицу из данного списка, хранящегося на сервере. Многие компании стремятся создать базу адресов своих клиентов и информировать их о новых сервисах и услугах посредством списков рассылки.
Сетевые новости
Сетевые новости(Netnews) или группы новостей (Newsgroups) - это глобальная система Интернет-конференций, которая позволяет организовать текстовые дискуссии в рамках тематических групп. Информация, которую можно прочитать в группе новостей, - это необязательно новости в привычном смысле слова. Это может быть любое сообщение, поданное для обсуждения в данную группу новостей.
Сервис Newsgroups имеет сходные черты со службой списков рассылки, но если сообщения, распространяемые по списку рассылки, приходят в почтовый ящик абонента и могут храниться на сервере сколь угодно долго, то статья, посылаемая в Newsgroups, становится доступной для всех участников группы новостей на определенный срок. Если списки рассылки расположены на одном сервере, который принадлежит конкретной организации, то Netnews не хранятся на одном сервере, а копируются на тысячи серверов по всему миру. Поэтому адресаты, которые прочитают то или иное сообщение, заранее не известны.
Netnews отличается от почтовых списков рассылки именно неопределенностью круга участников и отсутствием центрального сервера, хранящего список подписчиков. Каждый может подключиться к группе новостей и присоединиться к обсуждению темы, в которой принимает участие множество людей. Для работы с сетевыми новостями необходима специальная клиентская программа.
Клиентская программа для работы с группами новостей называется Newsreader. Она позволяет читать сообщения, удалять их, отвечать на статьи и посылать новые в группы новостей.
В ряде случаев одна программа может интегрировать сразу несколько сервисов. Например, Outlook Express, помимо почтового клиента, содержит программу для чтения новостей.
Существует огромное количество новостных серверов, которые образуют целую инфраструктуру, обеспечивающую механизм передачи новостей по всему миру.
Процесс передачи статей в Newsgroups можно сравнить с распространением слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т.е. получивший сообщение), передает новость всем узлам, с которыми он обменивается новостями .
Посланная клиентом статья вначале попадает в локальную базу сервера, на который приходит сообщение. После этого сервер, получивший статью, передает ее соседям ("подписанным" на одну из групп, к которым принадлежит статья), те записывают статью в свою базу и передают ее своим соседям. Процесс продолжается до тех пор, пока статья не окажется на всех серверах, участвующих в передаче.
Ответы на статью могут быть представлены в двух вариантах: в виде отзыва в Newsgroups либо в виде электронного письма, отправленного непосредственно автору статьи. Хорошим тоном считается ситуация, когда отвечающие пишут на личный адрес электронной почты задавшего вопрос (это позволяет избежать массы идентичных ответов в группу), а человек, получивший ответы, отправляет обобщенный результат в группу новостей, чтобы все участники конференции могли с ним ознакомиться .
Основные группы новостей, рассылаемые по всему миру, это: alt, comp, misc, news, rec, sci, soc и talk. Существует много других базовых категорий новостей, например, bionet, biz, vmsnet, которые рассылаются также повсеместно или в рамках какого-то региона или организации (например, ieee), а также коммерческие (например, clari). Последние категории рассылаются только ограниченно. Сообщения многих Bitnet LISTSERV серверов также рассылаются в виде новостей и относятся к категории bit.
Таблица 2. Наиболее важные группы новостей:
Имя группы новостей | Тематика |
alt | Много различных тем (альтернативные группы новостей) |
bionet | Биология |
bit | Многие темы: из подписного листа Bitnet |
biz | Бизнес, маркетинг, реклама |
comp | ЭВМ |
ddn | Defense Data Network (сеть министерства обороны) |
gnu | Фонд общедоступного программного обеспечения, проект GNU |
ieee | Institute of Electrical and Electronics Engineers (Институт инженеров электриков и электронщиков) |
info | Многие темы из листа рассылки Университета Иллинойса |
k12 | От детских садов до высшей школы |
misc | Все, что не попадает в одну из категорий news о cамой Usenet |
rec | Хобби, искусство, развлечения, отдых |
sci | Науки всех направлений |
soc | Социальная тематика |
talk | Обсуждение полемических тем |
u3b | AT&T 3B ЭВМ |
vmsnet | DEC VAX/VMS и DECNET системы |
Базовые категории разбиваются на более чем 1200 групп новостей по различным вопросам и темам (от образования для инвалидов до Star Trek и от науки об окружающей среде до политики в странах бывшего Советского Союза). Качество дискуссий в этой среде не гарантируется. Некоторые группы имеют посредников, которые просматривают сообщения перед рассылкой. Usenet была разработана в 1979 году для системы UNIX. В настоящее время в сети новостей работает несколько тысяч узлов, охватывающих практически весь земной шар.