Диагностические критерии синдрома Аспергера
Диагноз | Литература | Диагностические критерии |
Синдром Аспергера | Гилберг и Гилберг (1989); Гилберг (1991) | Тяжелое нарушение в социальном взаимодействии проявляющееся, по меньшей мере, в двух из следующих 4-х: - неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом; - отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками; - отсутствие понимания намеков; - социально и эмоционально неприемлемое поведение; Все исключающий узкий интерес проявляемый по меньшей мере, одним из следующих 3-х: - исключение другой деятельности; - повторяющееся строгое повторение правил; - более развитое механическое запоминание чем логическое; Следование распорядку и поддержка интересов проявляющаяся, по меньшей мере, в 1 из следующих двух: - возложение на себя рутин и интересов в различных сферах жизни; - возложение рутин и интересов на других; Языковые и речевые проблемы проявляющиеся, по меньшей мере, в трех из последующих пяти: - задержка развития речи; - внешне правильная экспрессивная речь; - формальная педантичная речь; - плохая просодика, необычные голосовые характеристики; - нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию литературных подразумевающих значений; Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся, по крайней мере в одном из последующих пяти: - ограниченное использование жестов; - неуклюжий / неловкий язык движений; - ограниченные выражения лица; - неподходящие выражения; - странный фиксированный взгляд; Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития. |
Синдром Аспергера | Сзатмари и др. (1989) | Одиночество, проявляемое по меньшей мере 2 из последующих 4-х: - нет близких друзей; - избегает других людей; - нет интереса в приобретении друзей; - одиночка; Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в одном из следующих пяти: - обращается к другим только со своими нуждами; - неуклюжее социальное обращение; - одностороннее отношение со сверстниками; - трудности в осознании чувств других; Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в одном из следующих семи: - ограниченное выражение лица; - не способен читать эмоции по выражению лица ребенка; - не способен передавать информацию с помощью глаз; - не смотрит на других; - не использует руки для самовыражения; - жесты большие и неуклюжие; - подходит слишком близко к другим; Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2-х из следующих 6: - нарушения в интонации; - говорит слишком много; - говорит слишком мало; - неспособность включится в разговор; - идиосинкразическое употребление слов; - повторяющаяся речь; Не подходит под критерии аутичного развития. |
Синдром Аспергера | MKB-10 (WHO (1993)) | Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее. Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность в окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня. Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак). Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза. Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме). Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерии, что и при аутизме). |
Синдром Аспергера | ДСМ-IV (ААП (1994)) | А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих: (1) заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие; (2) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития; (3) отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа принесения или указывания на объекты интереса другим людям); (4) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности; В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих: (1) деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является нарушенным или по интенсивности или по направлению; (2) явная жесткая приверженность к специфическому и функциональному распорядку или ритуалу; (3) стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, выкручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом); (4) постоянные действия (с частями объектов); С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности; D. Отсутствие клинически значимого нарушения в социальной, профессиональной или других важных видах деятельности; Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту адаптации и в развитии любознательности об окружающем мире в детские годы; F. Критерии не подходят под специфическое первазивное (дезинтегрированное) расстройство развития или шизофрению. |
Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Не ясно, представляют ли они или нет различные виды аутистического спектра. Были определены 2 интересные модели для объяснения связи между аутизмом и синдромом Аспергера, основанные на IQ и уровне развития сопереживания (эмпатии).
Было предположено, что "эмпатия" может рассматриваться как функциональная способность, концептуально похожая на IQ, и имеющая сильные конституциональные корни. Согласно этой модели, у основной популяции существуют различные уровни развития эмпатии.
Мы рассматриваем возможность постановки диагноза аутистического спектра только в тех случаях, когда уровень "эмпатии" опускается намного ниже значимого уровня. При таких чрезмерно низких уровнях может быть поставлен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера
Следуя другой модели, единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ (или вербальный IQ). Низкий IQ (низкий уровень вербальных навыков) ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ (более высокий уровень вербальных навыков) ведет к постановке диагноза синдрома Аспергера у людей, в основном, имеющих одинаковые типы и уровни социальных нарушений.
Эти 2 модели отношений между аутизмом и синдромом Аспергера должны быть взаимоисключающими.
Как уже рассматривалось, диагностика синдрома Аспергера не является очень сложной. Проблема в том, что он часто совершенно не принимается во внимание.