Сценарий 1: использование линейных мультимедийных ресурсов
Линейная последовательность изложения особенно рекомендуется в тех случаях, когда обучаемые имеют весьма ограниченные знания в изучаемой области, нуждаясь в обзорном изложении изучаемого материала. Такую методику изложения также рекомендуют при формировании начальных знаний в какой-то области.
Эти ресурсы могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Жестко структурированное представление материала при использовании Сценария 1 имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества: структурированное представление материала способствует концентрации внимания обучаемых, не требует большого умения использования ИКТ.
Недостатки: ограниченные возможности в управлении последовательностью представления материала, ограниченность материала, невозможность его дополнения.
Сценарий 2: использованиегипертекстовых мультимедиа (с нелинейным представлением учебных материалов)
«Гипертекст» – нелинейная организация блоков информации, объединенных между собой направленными связями. Термин «гипертекст» введен Тедом Нельсоном в 1965 г.
«Гипермедиа» – более поздний термин, близкий к «гипертексту», но он включает ссылки между нетекстовыми компонентами (анимацией, звуком, видео и виртуальной реальностью).
«Гипермедиа»–совокупность мультимедийных объектов, объединенная направленными связями.
В одном гипермедиа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества использования разнотипной информации.
Сценарий 2 рекомендуют использовать, когда пользователь уже обладает общими или отдельными познаниями в изучаемой области необходимыми для того, чтобы самостоятельно ставить перед собой вопросы и решать задачи.
Преимущества использования сценария 2: высокая степень управления подачей материала, гибкая навигация; высокая степень интерактивности; гибкое и индивидуализированное использование учебных материалов; доступ к различным внешним базам данных.
Недостатки: риск запутаться в структуре материала без руководства; для эффективного использования требуются стратегии информационного управления.
Сценарий 3: использованиемультимедийных интерактивных учебных пособий.
Применение сценария 3 рекомендуется в тех случаях, когда обучаемому предстоит практиковаться в применении полученных знаний (практическое закрепление полученных знаний). Такие мультимедийные продукты содержат не только учебную информацию, но и включают в себя упражнения для самоконтроля, средства реакции приложения на ответы пользователя, основанные на принципе множественного выбора, а также в случае необходимости дополнительные ссылки на интернет-сайты.
Преимущества использования сценария 3: Обучаемые могут изучать материал в приемлемом для них темпе, приспосабливая приложения к своим образовательным потребностям; наличие интерактивного взаимодействия с преподавателем; игровые методы мотивации; содержание структурировано в виде учебных заданий.
Недостатки: строгий контроль над навигацией.
Сценарий 4: создание мультимедиа (инструменты и компоненты)
В сценарии 4 обучаемый является создателем, автором мультимедиа приложений, а не пользователем. Он применяет средства создания мультимедиа для демонстрации своих знаний или предоставления информационных ресурсов другим обучаемым, либо как средство общения, выражения своих идей. Рекомендуется применять когда обучаемые должны показать и структурировать знания, продемонстрировать критическое, созидательное и неординарное мышление, способность рассуждать и решать задачи.
Преимущества использования сценария 4: вовлечение обучаемых в активное обучение путем предоставления им возможности для самостоятельного создания материалов и представления собственной концепции; развитие мышления и навыков решения практических задач, высокая степень мотивации.
Недостатки: от обучаемых требуется профессиональное владение ИКТ; необходимы средства разработки, высокие аппаратные и программные требования; ресурсоемкость.
Выделим дидактические возможности современных систем мультимедиа, предназначенных для образовательных целей:
функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью интерактивного доступа к любому кадру сюжета и «продвижение в глубь» выбранного кадра, а также «выхода» из него, перемещение по кадрам рассматриваемого сюжета;
представление и «манипулирование» текстовой, графической, аудиовизуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана;
интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами предметной среды;
демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма) с возможностью «наложения» графической, аудиовизуальной информации, вкрапления анимационных эффектов, в том числе любого виртуального сюжета;
обеспечение доступа к любым зафиксированным в системе текстовым, графическим, звуковым видеоданным;
присвоение действия (анимация, видеофрагмент, звук) текстовым и графическим объектам;
дифференциация представляемой аудиовизуальной информации адекватно выбранным признакам;
ранжирование, иерархизация представляемой визуальной информации адекватно установленным правилам;
создание виртуального образа объекта, процесса, явления, адекватно отражающего существенные признаки его реального аналога, наделение его динамикой развития, адекватно отражающей закономерности реального развития
Можно выделить следующие требования к структуре и содержанию учебного материала мультимедиа-ресурсов:
· сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов
· использование слов, сокращений и мультимедиа-объектов, знакомых и понятных школьнику
· отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности)
· наличие кратких и "емких" заголовков, маркированных и нумерованных списков, таблиц, схем
· вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;
· каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста или мультимедиа-объект;
· основная идея абзаца должна находиться в самом начале абзаца
· мультимедиа-объекты должны органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала
· инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования
· эмоциональный фон, повышенная эмоциональность мультимедиа-информации придают ей дополнительную ценность
· вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок
· желательно одновременно задействовать все каналы восприятия информации.