Подготовка к ент по истории казахстана
Пример 1.
Необходимо запомнить факт: Стоянка Канай относится к эпохе бронзы.
Пошаговая инструкция:
Следуя законам эффективного запоминания, внимательно прочитай факт, осмысли его выдели в нем основные слова или понятия.
Основные слова: Стоянка, Канай, Бронза.
Эти слова являются ключевыми, ведь именно их нужно связать ассоциациями и мысленной картиной, чтобы в том случае, если на экзамене попадется этот вопрос, ответить на него правильно. Теперь приступай к созданию ассоциаций.
· Стоянка – слово вызывает, ассоциацию со значком «Р», который означает место для парковки автомобилей.
· Канай – слово, которое не вызывает образа в памяти, поэтому его можно проассоциировать с другим словом. Например, Канай, похоже на слово «копай» (от глагола копать). Таким образом, можно представить себе знак парковки, под ним копающего человечка с лопатой.
· Относится к эпохе бронзы - человечек с лопатой копает и откапывает бронзу.
· Итак, ассоциации созданы, теперь объедини их в мысленную картину.
· Под знаком «Р» (парковка разрешена), стоит человечек с лопатой и откапывает из земли бронзу.
· Следуя правилам создания мысленных картин, соединяй ассоциации по две за один раз, разворачивая сюжет слева на право.
· Представь сначала знак «Р» (парковка разрешена), затем человечка с лопатой. После представь, как человечек с лопатой копает яму и откапывает бронзу. Образы в картине должны соприкасаться друг с другом. Пусть человечек с лопатой одной рукой держится за знак «Р», а лопату, которой он откапывает бронзу, держит в другой руке. Лопата врезается в бронзу и раздается металлический звон. Теперь все образы соприкасаются друг с другом.
· Проследи за тем, чтобы все образы полученной картины были тебе четко видны в воображении.
· Раскрась яркими цветами свою мысленную картину. Представь себе знак «Р» (парковка разрешена) большим и ярким, потрогай какой он на ощупь, постучи по нему кулаком, понюхай, как он пахнет (может быть, он свежевыкрашенный и пахнет краской). То же самое проделай с остальными ассоциациями (копающий человечек и бронза).
· «Заморозь» получившуюся картинку и воспроизведи с помощью образов факт, который тебе необходимо было запомнить.
· Если не получилось запомнить и воспроизвести факт, проведи работу над ошибками, согласно пошаговой инструкции. Для создания ассоциаций всегда лучше использовать самостоятельно придуманные образы. Может быть, слово «стоянка» у тебя ассоциируется не символом, а с местом, и тебе легче представить несколько машин под крышей. А слово «Капай» у тебя может ассоциироваться не с глаголом «копай», а с существительным «канал» и т.п.
В этом случае придумай свои собственные образы и составь другую картину.
Пример 2.
Необходимо запомнить факт: Чопплинг изобретен в период нижнего палеолита.
Пошаговая инструкция:
Внимательно прочитай факт, осмысли его выдели в нем основные слова или понятия, для которых необходимо будет создать ассоциации.
Основные слова: Чопплинг, нижний палеолит.
Все ли слова тебе понятны? Знаешь ли ты что такое чопплинг и палеолит? Если нет, то узнай значение этих слов, это может помочь при образовании ассоциаций. Создай ассоциации.
· Чопплинг – это орудие с двумя заточенными сторонами. Если это слово тебе не знакомо тебе, то оно не будет вызывать образы. Тогда, создать образ можно превратив чопплинг в Чарли Чаплина. Чопплинг и Чаплин похожи по произношению.
· Нижний палеолит. Палеолит – это каменный век (с греч. палео – древний, лит - камень). Помимо нижнего палеолита, выделяют также средний и верхний палеолит. Палеолит можно представить в виде каменной плиты. Т.к. палеолитов 3, представляем 3 каменных плиты.
· Объедини ассоциации в мысленную картину. Можно представить три огромных плиты, которые лежат стопкой. Под последней нижней плитой (нижний палеолит) лежит придавленный Чарли Чаплин.
· Следуя правилам создания мысленных картин, соединяй ассоциации по две за один раз: в данном случае ассоциаций у тебя итак всего две (стопка из трех каменных плит и Чаплин). Сюжет необходимо разворачивать слева направо или сверху вниз. Поэтому можешь представить, как каменные плиты падают на Чарли Чаплина сверху вниз.
· Образы в картине должны соприкасаться друг с другом. В данной картине образы явно друг друга касаются. В воображении плотно положи стопку каменных плит на Чаплина.
· Проследи за тем, чтобы все образы полученной картины были тебе четко видны в воображении.
· Оживи свою картину цветами, звуками, запахами, юмором и т.п. Потрогай, какие каменные плиты на ощупь. Сделай нижнюю плиту и Чаплина больше по размеру. Какое выражение лица у Чаплина, когда на него падают каменные плиты?
· «Заморозь» получившуюся картинку и воспроизведи с помощью образов факт, который тебе необходимо было запомнить.
· Проведи работу над ошибками, согласно пошаговой инструкции.
Подготовка к ЕНТ по Географии