Этапы становления глобального информационного общества
Ускоряющееся развитие и распространение информационно-
телекоммуникационных систем, связанных между собой и пересекающих
традиционные национальные, политические и экономические границы,
привели к вынужденному изменению направления политической мысли.
Политики прочувствовали необходимость планирования предстоящего
развития информационных технологий, которые, как выяснилось, могут
оказать как позитивное влияние на общество, так и негативное.
Впервые вопросы формирования информационного общества на
государственном уровне стали обсуждаться в США. Еще в 1960-70-х годах
там был проведен ряд исследований, которые выявили возрастающее
значение информационных секторов в экономике страны и обозначили
перспективы использования новых технологий в других сферах. В
предложенной концепции развития информационного
общества последнее описывалось им следующим образом: учебные
заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне
зависимости от географических условий, расстояния и ресурсов; огромный
потенциал искусства, литературы, науки и т д.
В итоге в выпущенном в 1993 году докладе КЕС «Рост,
конкурентоспособность, занятость - вызовы XXI века и пути в него»
говорилось, что информационное сообщество имеет существенный
потенциал, способствующий устойчивому развитию, росту
конкурентоспособности, увеличению рабочих мест, улучшению качества
жизни каждого европейца. В частности, здесь уже сложилась сравнительно
развитая информационная инфраструктура, более 90 % семей имели дома
телефоны и телевизоры, значительная часть из них пользовалась услугами
кабельных сетей.
Конкретный план действий объединенной Европы на данном
направлении был разработан КЕС в июле 1994 года и получил название
«Европейский путь в информационное общество». Он предусматривал
четыре основных направления деятельности Евросоюза:
- создание нормативно-правового пространства;
- развитие информационных сетей, классификация основных услуг,
стандартизация оборудования;
- изучение социальных и культурных аспектов информационного
общества;
- пропаганда концепции информационного общества среди населения
с целью заручиться общественной поддержкой.
С одной стороны, было желание не отстать
от Штатов, начинающих демонстрировать определенные успехи в развитии
своей экономики за счет внедрения и использования новейших
информационных технологий, стремление сохранить высокий уровень
жизни и многочисленные преимущества категории развитых стран на фоне
новых проблем, возрастания конкуренции в мировом масштабе. С другой
стороны, в странах ЕС к этому времени были созданы весьма
благоприятные по сравнению с остальными регионами мира для этого
условия.
Развитие экономики и общества в целом было
поставлено в непосредственную зависимость от развития новых
информационно-коммуникационных технологий.
Знаменательным шагом на пути развития глобального
информационного общества стала конференция стран большой «семерки»,
проходившая с 24 по 26 февраля 1995 года в Брюсселе. Помимо министров
и делегаций со стороны Франции, Германии, Великобритании, Италии,
Японии, США и Канады в ней приняли участие лидеры мирового бизнеса в
области информационно-телекоммуникационных и развлекательных
технологий (представители фирм ICL, Walt Disney, Time Warner, Silicon
Graphics, SEGA Enterprises, Apple Computer, British Telecom, Siemens и
другие), а также крупные ученые.
В ходе конференции были выделены основные принципы, которыми
следует руководствоваться при развитии глобального информационного
общества: обеспечение справедливой конкуренции, поощрение частных
инвестиций, определение и адаптация регулирующих механизмов,
обеспечение открытого доступа к сетям, создание условий для обеспечения
универсального доступа к информационным услугам, поддержание
разнообразия содержания, включая культурное и языковое, признание
необходимости международного сотрудничества, уделяя при этом особое
внимание развивающимся странам.
Отмечалось, что конкуренция должна проходить в равных условиях
для всех стран.
Бесспорным был признан и тот факт, что информационное общество
не может в дальнейшем полноценно развиваться лишь на основе
традиционных телефонных сетей и требует массивных инвестиций в
современные инфраструктуры.
Результирующая Брюссельской конференции выражалась в
одиннадцати пилотных проектах глобального информационного общества:
1. Проект мировой переписи (электронно-доступный мультимедийный
перечень информации, относящийся к национальным и
международным проектам и исследованиям, связанным с развитием
информационного общества, ответственны за него Европейский союз
и Япония);
2. Глобальная совместимость высокоскоростных сетей (организация
международных связей между различными высокоскоростными
сетями, Канада и Япония);
3. Интернациональное (кросс-культурное) образование и обучение
(инновационные подходы к изучению языков, особенно для
студентов и представителей малого бизнеса, Франция и Германия);
4. Электронные библиотеки (распределенная коллекция знаний
человечества, доступная большинству членов общества через сети,
Франция и Япония);
5. Мультимедийный доступ к мировому культурному наследию
(электронные музеи и галереи, Италия и Франция);
6. Окружающая среда и контроль состояния природных ресурсов
(электронные информационные ресурсы по этим вопросам, Канада);
7. Глобальное управление чрезвычайными ситуациями
(информационная сеть для управления ситуациями, связанными с
чрезвычайными мерами и рисками, США);
8. Мировая система здравоохранения (телемедицина, Европейская
комиссия);
9. «Электронное правительство» (использование новых
информационных технологий для осуществления административной
деятельности и взаимодействия в режиме он-лайн между органами
исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами,
Великобритания);
10. Глобальный рынок для среднего и малого бизнеса (развитие среды
открытого и свободного обмена информацией и предоставления
глобальных торговых услуг в интересах среднего и малого бизнеса,
Европейская комиссия, Япония, США);
11. Морские информационные системы (повышение
конкурентоспособности всех морских видов деятельности за счет
средств информационных и телекоммуникационных технологий,
Европейская комиссия, Канада).
Особого внимания заслуживает проект глобальной переписи (Global
Inventory Project, GIP). Программа представляет собой мультимедийную
опись всех существующих национальных и международных проектов,
относящихся к информационному обществу. Однако GIP не следует
воспринимать как “просто опись”, или простой перечень проектов.
Действительно, это информационная система, хранящая данные о проектах
и их разработчиках, но в удобной, комфортной для пользователя
диалоговой среде. Причем сама эта среда будет постоянно развиваться, а ее
структура будет становиться богаче. Проект глобальной переписи открыт
для всех стран, международных институтов, неправительственных
организаций, для частного сектора и других учреждений, которые
проявляют интерес к стратегиям развития глобального информационного 59
общества и желают высказать свою точку зрения или, быть может, даже
поделиться своим опытом в этой области. Таким образом, представляя
общие, весьма гибкие средства поиска и обеспечения диалога на многих
языках, этот глобальный интерфейс, основанный на национальных и
международных инициативах, увеличивает саму ценность информации и
данных, собираемых с членов-участников.
Итогом конференции в Брюсселе стало не только определение общих
принципов, которыми следует руководствоваться в развитии глобального
информационного общества, но и выработка основных путей их реализации..