Тема: фазы коммуникативной деятельности
Риторика
Искусство убеждения - греческое;
Искусство говорить правильно, хорошо - римское;
Искусство крашения речи - средние века.
Риторика - учение об ораторском искусстве, искусном владении спором, мастерство устного публичного выступления.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ.
Оратор - человек, уоторый произносит речь или обладает красноречием(греч - ритор(и учитель и ученик).
Основной предмет - устная публичная речь - монолог особого типа.
Монолог особого типа - его специфика диалогичность.
Риторика связана с философией, языкознанием, психологией, логикой, социологией, теорией текста.
История развия ораторского искусства.
5-4 век донэ - древн грец.
Софисты - странствующие мастера красноречия. Они отказались от абсолютизации традиций и законов и выдвинула учение о всеобщей относительности. По мнению софистов цель оратора - не раскрытие .., а убедительность. Задача софиста - научить делать слабое мнение сильным.
Человек - мера всех вещей - Протогор.
Три рода красноречия:
1)для политических институтов народного собрания совета - совещательное красноречие.
2)судебное красноречие -
Логограф - составители речей на заказ(было в гречки). Они должны быть психологами. Выполняли функции следователей прокуроров адвокатов(разбирали материалы дела). Учитывали специфику толпы, особенности большой аудитории при написании текста.
3)торжественное красноречие
Самым выдающимся афинским оратором был Лисий - написал до 400 речей под заказ. Он впервые разработал структуры судебной речи, заложил основу жанра и создал эталон стиля. Он не опускался до унижения противника.
Сократ является первоначальником метода открытия истины в споре - эристика.
Эвристический метод: два компонента: 1)ирония - умение философа остроумной системой вопросов и ответ завести противника в логический тупик. 2)пайевтика - вопросно-ответный метод, который способствовал рождению правильной мысли.
Платон - ученик сократа.
"Каждая речь должна быть составлена как живое существо. У нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны соответсвовать друг другу и отвечать целому" - платон. Он изобрел композиционное сопоставление.
Вершина древнегреческого красноречия - демосфен.
Отличительные черты ораторской деятельности демосфена:
1)глубина и тщательность предварительной подготовки - оратор очень боялся импровизировать;
2)свобода и гибкость построения;
3)отточенность стиля - у демосфена ничего нельзя было вычеркнуть.
4)темпераментность исполнения.
Аристотель
Выделяет восемь частей: 1)предисловие(вступление) - цель которого расположить удиторию.
2)называние - формулировка темы;
3)рассказ(повествование) - изложение предмета речи;
4)описание - анализ предмета речи;
5)доказательство - центральная часть(для каждого из трех видов красноречия свое: у совещательного - исторические факты; судебные - показания свидетелей, прецеденты; торжественное - преувеличение).
6)опровержение - доказательство от противного: ...;полемика(вопросы аудитории - ответы лектора); Эристика
7)обращение к сердцам слушателей;
8)заключение
Цицерон:
6 этапов подготовки речи:
1)приискать содержание для речи;
2)расположить найденное по порядку, оценив каждый довод;
3)облечь и украсить мысли словами;
4)укрепить речь в памяти;
5)определить ритм произношения;
6)закончить речь с достоинством и приятностью.
След пара - фазы коммуникативной деятельности.
Риторика
Тема: фазы коммуникативной деятельности
Риторический канон - классическое правило, которое определяет правило "от мысли к слову". Классический риторический канон включает пять этапов:
1)инвенция(инвенцио - изобретение);
2)диспозиция( - расположение, обдумывание плана, композиции) - расположить содержание по-порядку;
3)элукуция - словесное выражение;
4)меморио(мемозида - богиня памяти) - запоминание;
5)акцио - произнесение.
На соверменном этапе подготовку речи можно разделить на 4 фазы:
1)докуммуникативная фаза - это определение темы и цели выступления; оценка аудитории; подбор материалов и их оценка; композиционно-логическое оформление; работа над языком и стилем; создание текста и его редактирование.
2)предкоммуникативная фаза - на данном этапе осуществляется запоминание текста; репитиция; рассмотрим приемы психологической самокоррекции.
3)коммуникация - произнесение речи(не чтение); возможная модификация первоначального замысла(если вдруг, вы видите, что материал не пошел, то надо по ходу выступления поправляться); осуществление обратной связи со слушающими(субъектно-объектные отношения).
4)посткоммуникативная(итоговая) фаза - на данном этапе проводим анализ причин недочетов на основе собственных впечатлений; изучение мнений слушателей; анализ и последующее совершенствование речи(выступления).
Тема - это название предмета речи, которая формулируется в названии выступления.
Ошибки в формулировке названия:
1)в названии содержаться не понятные для аудитории слова;
2)слишком длинное название;
3)не содержит опорных понятий(название должно отражать суть речи);
4)хорошее название должно убеждать(это скорее не ошибка, а недочет).
Концепция - система взглядов на вопрос.
Композиция речи
Общие законы композиции:
1)закон универсального деления - предполагает трехчастное деление(вступление, основная(главная), заключение).
2)правило золотого сечения - оно направляет поиск оптимальных пропорций или частей речи(Леонардо да Винчи).
Вступление + заключение =< 1/3 всей речи.
3)закон усиления - он требует, чтобы интерес к речи нарастал. Самая интересная часть - заключение;
4)закон края - согласно ему, в любой последовательности запоминается лучше всего начало и конец. Это касается не только выступлений.
Структурные компоненты речи:
1)сотавление плана(планы бывают простые и сложные(в научных выступлениях(имеют вступление середину и заключение)). Также есть цитатный план и тезисный);
2)вступление:
-элемент: начальная часть(его назначение - установить контакт и привлечь внимание с помощью: приветствие и обращение и представление; дисциплинировать(просьба о внимании, начальная пауза); подготовить аудиторию к восприятию и завладеть вниманием(положить кирпич)); собственно выступление(поставить проблему и ознакомить с планом; пробелмы и тезисы; показактуальности выступления; представление плана речи, краткое описание речи.
-назначения и целевые действия;
-приемы и средства
Виды вступлений:
1)прямое вступление(оратор, ограничившись приветствием и представлением, сразу приступает к изложению предмета речи("высокий суд, я хочу предоставить доказательства и сделать выводы"));
2)исскуственное или косвенное всутпление(оригинальный и развернутый зачин, который готовит слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием, тема затрагивается опосредовано("высокий суд, в одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, корый обладал волшебным звоном, когда его слышали, каждый слышал то, что хотел..."));
3)внезапное вступление - оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает свою речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившие его чувства("я должен говорить, но я еще слушаю"). Фильм "Момент истины".
Вступление создается в самом конце, это та часть, корая требует возвышенности всей речи.
Основная часть
Требования при развертывании главной части:
1)ясно сформулировать тезис;
2)заботиться не о количестве, а о качестве аргументов;
3)избегать нисходящего порядка аргументов.
Середина речи не должна включать более 5 положений(3 мало, больше 5 много).
Заключение
Оно предполагает напоминание и закрепление мысли и направление деятельности собравшихся. Виды заключений:
1)прямое заключение - логически вытекает из основной части;
2)косвенное - содержит эффект новизны(по мнению Кони, заключение должно закруглиться и связать речь с началом).
Ошибка заключений:
1)слишком длинное заключение
Структура публичной судебной речи:
1)общественно политическая проверка деяния;
2)изложение фактических обстоятельнтсв дела;
3)анализ собранных и исследованных доказательств;
4)характеристика подсудимого(а иногда и потерпевшего);
5)анализ причин и условий совершения преступления;
6)обоснование квалификации преступления;
7)рекомендации о мере наказания.
Будем анализировать фразы из речей, будем говорить о их корректности, а также будем
Принести мел и тряпочку
Риторика
Тема: речевая сторона выступления
Книга Ивакиной: "судебная речь представляет собой сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства всех функциональных стилей.
Специфическая стилистическая черта современной судебной речи это разговорность. Разговорность - простота построения фразы в сочетании с безупречностью произношения. Разговорность создается с помощью:
1) более коротких, по сравнению с книжной речью, фраз.
2) С помощью диалогизации речи(надо не выступать перед людьми, а говорить с ними). Обстановка диалога помогает втянуть аудиторию в мыслительный процесс. Привлекает внимание глаголы повелительное наклонения(посмотрите, представьте - по-другому глаголы визуализации). Использование вводных конструкций, которые подчеркивают определенные объекты. Определиться порядком компонентов.
3) Качество хорошей речи. - найти эту тему на сайте и распечатать.
-Правильность речи(обеспечивается соблюдением литературных норм);
-ясность(доступность материала для слушателей);
-точность(мысли должны соответствовать словам, которые вы употребляете. Чем больше активный словарный запас, тем больше точность);
-уместность речи(соответствие речи ситуации общения и аудитории);
-краткость;
-богатство и эмоциональность. Официально-деловые выступления - нейтральны. Если в них используется хоть капельку эмоциональности. У подготовленного человека около 15000 - активный словарный запас, а пассивны - 4.
Троп - употребление слова или выражения в переносном смысле(то, что делает нашу речь образной). Особенности:
1)выражают эмоции говорящего;
2)создают образ;
3)кратко передают сложное содержание;
4)троп нагляден;
5)хорошо понимается, быстро запоминается.
Виды тропов:
1)метафора - это троп на основе сравнения(может сравниваться цвет, форма предмета, сравнения действия);
2)синестезия - воздействует сразу на несколько областей чувств. Пример: женщины любят ушами. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок;
3)аллегория(иносказание) - этот троп переводит сложную мысль в картинку(басни). Пример: метрофаны судебной профессии; фемида, потерявшая весы.
4)сравнение. Пример: эксперт по транспортным вопросам...
5)метонимия - ассоциативная связь. Этот троп легко узнается между членам метонимии: творец и творение(читать произведение пушкина - читать пушкина), предмет и ..(ел на посуде из серебра и золота - ел на серебре и золоте); ..(жители города ликуют - год ликует);
6)синекдоха - часть вместо целого(в очереди: -вы за кем? -я за бородой; -когда ты будешь зарабатывать себе на жизнь);
7)антономазия - это использование собственного имени, признаки которого общеизвестны, вместо нарицательного. Если хочется подчеркнуть жадность собеседника - ну ты и Плюшкин.
8)тропы, основанные на иронии - игра словами. Ирония - эффект насмешка(работает только, если в голове собеседника работают прямое и переносное значение). Ирония: антифразы - употребление слова в противоположном смысле(ну ты Геркулес, Аполлон);
9)парадокс - это утверждение(изречение), которое на первый взгляд противоречит смыслу, но на самом деле таит глубокое значение. Философ Джефферсон - лучше правительство то, которое меньше всего правит. Оскар Уальд: не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня(можно сделать послезавтра / не делать совсем).
Речевые фигуры - это особые синтаксические конструкции, которые усиливают выразительность речи и увеличивают силу воздействия на слушателей.
Группы речевых фигур:
1)повторы:
а)лексические повторы:
-анафора(единоначалие). Пример: "счатливы бедные. Счастливы те, кому нечего терять;
-эпифора(единоокончание). Пример: "спереди посмотришь - русский, сзади посмотришь - русский, а внутри - новый русский";
-парономазия(паронимы - слова похожие, но не тождественные). Пример: "мы равноправны, но не равны".
-анадиплозис - повтор на стыке предложения(помогает связать два предложения). Пример: "даю вам честное слово. Честное слово, я тут ни при чем".
-полиптотон(помогает видеть значение в разных падежах).
б)синтаксические повторы:
-синтаксический параллелизм(однотипность(одинаковость) синтаксических структур). Пример: "дедка за репку, бабка за дедку ...".
-безсоюзие(асиндетон). Помогают сделать фразу более резкой.
-многосоюзие(синдетон). Помогает подчеркнуть фразу. Пример: "пациенты приходят, а врачей нет. А врачи на забастовке. А забастовка-то против пациентов".
2)противопоставления. Хорошо воспринимается контрастность. Виды:
-антитеза(анти - против, теза - положение). Пример: "тише едешь дальше будешь", "семь раз отмерь, один раз отрежь", "сделай дело - гуляй смело".
И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели. Сколько антитез? Ответ: 5;
-оксюморон(остро-глупое, соединение несоединимого). Пример: старый новый год; живой труп; горячий снег; "открытие закрытия выставки".
-эллипсис - разрушительная конструкция(в переводе - нехватка чего-либо). Допускает выбрасывать фрагменты высказывания, которые легко восстанавливаются по смыслу. Пример: "-Где твоя тетрадь? - Здесь".
-речевой период - сложноподчиненное предложение, которое распадается на две части: первая часть - однородные придаточные, построенные на основе синтаксического параллелизма(то есть одинаково); вторая часть - вывод. Пример: "если я буду видеть вас на всех лекциях, если вы будите готовиться на всех практических, если напишите все контрольные работы, то вы успешно сдадите экзамен(зачет)".
-градация(в переводе - лестница) - постепенное усиление или ослабление признака. Если признак растет, то такая градация называется восходящая, если наоборот - нисходящая.
Полисигдетон придает поветсвованию разнообразие или размеренность(и в комнату заходила, и разговаривала с кухаркой), а асиндетон придает резкость(пришел, увидел, победил; колет, рубит, режет).