Выявлены процессы, которые ускорили трансформацию рекрутинговой системы России. Уточнены и дополнены этапы формирования и развития рынка рекрутинговых услуг
Систематизация и периодизация сферы рекрутмента в России вызвана необходимостью определить, каким образом выстраивалась в историческом контексте логика развития рекрутинга. Временная периодизация автором диссертации дополнена этапами спада и роста, определена причинно-следственная связь трансформации рынка начиная с этапа зарождения по настоящее время (см. табл. 1. на с. 11).
Таблица 1. Этапы формирования и развития рынка рекрутинговых услуг
Характерные признаки | Причины происходящих изменений |
Этап зарождения (1989–1994) | |
Спрос на услуги рекрутинговых агентств со стороны иностранных компаний | Освоение иностранными компаниями российского рынка, необходимость подбора для них квалифицированных кадров |
Неразвитость инфраструктуры рынка услуг по найму и отбору персонала | Отсутствие четкой специализации по профессионально-квалификационному признаку, категориям подбираемого персонала у большинства действующих на рынке агентств |
Отсутствие технологической базы работы кадровых агентств | Нехватка опыта в профессиональном поиске и подборе персонала в условиях рынка. Незначительное число отечественных курсов, обучающих технологиям рекрутмента |
Этап становления (1995–1997) | |
Рост спроса на рекрутинговые услуги | Наличие потребности в персонале, вызванное бурным экономическим ростом |
Увеличение доли заказов отечественных компаний | Развитие отечественного предпринимательства, необходимость в срочном подборе квалифицированных специалистов |
Резкий рост количества рекрутинговых агентств | Низкий порог «вхождения» на рынок, отсутствие финансовой ответственности провайдеров услуг по своим обязательствам |
Расширение географии агентств | Развитие региональных сетей крупнейших иностранных и федеральных компаний |
Этап стабилизации (1998–2007) | |
Рост спроса на услуги экзекьютив сеч | Нехватка директоров по корпоративному управлению и отношениям с инвесторами |
Ужесточение требований к качеству услуг | Усиление конкуренции, «тендеризация» услуг рекрутинговых агентств |
Развитие регионального рекрутмента | Релокация из других городов работников на временные проекты |
Этап спада (2008 – 1-я половина 2010) | |
Значительное снижение объемов заказов | Ухудшение экономической ситуации, рост безработицы, ограничение найма рабочей силы |
Снижение спроса на массовый подбор | Приостановка открытия филиалов сетевых компаний |
Снижение стоимости рекрутинговых услуг | Значительное снижение спроса на услуги |
Изменение структуры оказываемых услуг | Увеличение доли заказов на лизинг персонала, рост спроса на дополнительные услуги |
Этап роста (2-я половина 2010 – по настоящее время) | |
Роста количества заказов на подбор персонала | Оживление в различных отраслях экономики, вызванное началом восстановительного роста |
Сокращение количества кадровых агентств | Уход с рынка мелких игроков, оказывающих услуги низкого качества, развитие Интернет-рекрутмента |
Увеличение числа вакансий и запросов на подбор персонала в регионах | Активизация деятельности зарубежных и отечественных инвесторов, возобновление программ, приостановленных в период активной фазы кризиса |
Усиление роли корпоративных сайтов агентств | Активное развитие системы поиска и набора персонала через Интернет, позволяющее продвигать и популяризировать свои услуги посредством корпоративного сайта |
Этап зарождения (1989–1994). Спрос на услуги по подбору кадров в России изначально возник со стороны западных фирм, чему способствовало развитие рыночных отношений в СССР, и появление совместных предприятий, персонал для которых разрешалось набирать самостоятельно. Провайдерами рекрутинговых услуг изначально выступали иностранные компании. По мере становления рынка к услугам рекрутинговых агентств стали прибегать совместные предприятия и российские юридические лица, учредителями или инвесторами которых выступали иностранные компании.
Характерная черта этапа становления (1995–1997) – существенное увеличение спроса на рекрутинговые услуги в связи с активным развитием хозяйствующих субъектов и расширением штата сотрудников. Низкий порог «вхождения» на рынок рекрутмента способствовал появлению большого числа кадровых компаний, не имеющих четкой специализации и оказывающих услуги низкого качества.
Этап стабилизации (1998–2007). Финансово-экономический кризис в 1998 г. оказал негативное влияние на рынок услуг по подбору персонала: большинство компаний приостановило найм персонала. Со стороны иностранных компаний, оставшихся на российском рынке, возник спрос на услуги по лизингу персонала. С середины 2002 г. до начала 2007 г. из-за существенного увеличения штата сотрудников работодатели вынуждены были больше внимания уделять управлению персоналом, в результате чего активным спросом стали пользоваться дополнительные услуги кадровых агентств (оценка персонала, профессиональное тестирование и т. д.).
Этап роста (2-я половина 2010 – по настоящее время) характеризуется восстановлением спроса на рекрутинговые услуги, появлением различных вариаций оказываемых услуг, направленных на удовлетворение текущих потребностей работодателей, активной разработкой корпоративных сайтов как одного их конкурентных преимуществ.
Проведенный анализ выявил эволюционный характер происходящих на рынке изменений, который выразился в повышении качества оказываемых услуг, формировании стандартов рекрутинговой деятельности, изменении структуры спроса, уравнивании долей российских и зарубежных заказчиков, совершенствовании технологий подбора, однако темпы развития рынка не равномерны, наблюдается диспропорция в распределении агентств по регионам (табл. 2).
Кадровые агентства сконцентрированы в областных и краевых центрах. Наибольшее число агентств по подбору персонала сосредоточено в Москве (733) и Санкт-Петербурге (205). Доля кадровых агентств омского региона составляет 1, 36 % от общего количества агентств в РФ. Большинство омских агентств специализируется на подборе сотрудников среднего звена и высококвалифицированных работников (55 %), наименьший удельный вес приходится на агентства, занимающиеся подбором сотрудников высшего уровня 29 %. Доля кадровых агентств, осуществляющих подбор персонала начального уровня, составляет 36 %. Только 16 % опрошенных работодателей обращается к услугам рекрутинговых компаний, при этом большинство считает, что основной функцией кадровых агентств является трудоустройство, а стоимость их услуг завышена. 54 % заказов на услуги по подбору персонала приходится на международные и федеральные компании; региональные предприятия в основном осуществляют подбор персонала самостоятельно.
Таблица 2. Распределение кадровых агентств по федеральным округам
Федеральный округ (ФО) | Количество субъектов | Уд. вес кадровых агентств ФО в общем объеме, в % | Федеральный округ (ФО) | Количество субъектов | Уд. вес кадровых агентств ФО в общем объеме, в % |
Центральный | Сибирский | ||||
Южный | Уральский | ||||
Северо-Западный | Приволжский | ||||
Дальневосточный | Северо-Кавказский |
Значительное влияние на развитие отечественной сферы рекрутинговых услуг оказал активный приток в Россию иностранного капитала. Основным ограничением его развития является отсутствие профессиональной культуры подбора персонала работодателями, в особенности в регионах, что подтверждается проведенными исследованиями.