Должностная инструкция руководителя отдела маркетинга
Основные функции руководителя отдела маркетинга
· внутри отдела: планирование и координация работы специалистов отдела;
· внутри компании: разработка и реализация маркетинговой стратегии компании;
· на рынке: представление компании на презентациях, выставках, конференциях.
Чего нельзя требовать от руководителя отдела маркетинга? Прежде всего, нельзя требовать повышения продаж (ваш продукт может быть недостаточно хорошим; система сбыта может быть неадекватной потребительскому спросу; могут отсутствовать средства для реализации самых правильных планов отдела маркетинга).
Что можно требовать от руководителя отдела маркетинга? В первую очередь нужно требовать достижения намеченных целей. И естественно, нужно требовать, чтобы руководитель отдела маркетинга цели ставил, с одной стороны, смелые, а с другой стороны — адекватные. Если ограничиться требованием выполнять поставленные цели, это мотивирует руководителя ставить цели как можно более скромные, а если требовать только смелых целей, они будут неадекватны возможностям компании.
Какие цели может ставить руководитель отдела маркетинга? Это цели, касающиеся измеряемых показателей. Так, например, нельзя поставить цель «участвовать в выставке» и мотивировать ее тем, что «это крупнейшая выставка, все конкуренты в ней участвуют». Следует постараться максимально четко объяснить руководителю, что именно компания потеряет, если не будет представлена на выставке, и что она приобретет, если примет участие. Приведем удачный, на наш взгляд, пример доклада, содержащего постановку целей, обоснование их целесообразности и реалистичности. Он был представлен руководителем отдела PR (с большей частью функций отдела маркетинга) генеральному директору одной производственной компании. Доклад сопровождался демонстрацией презентации, содержавшей несколько больше информации, чем было озвучено (один из авторов книги участвовал в подготовке доклада, консультируя руководителя отдела PR).
«Выставка XXX — крупнейшая в стране ежегодная выставка промышленных товаров XXX. На выставке ожидается 3 тысячи посетителей, из которых около половины (судя по отчету о посетителях прошлогодней выставки) так или иначе будут заинтересованы в продукции, которую продает наша компания. Стоимость размещения стандартного стенда на 3 дня составляет $5500. Стоимость изготовления стенда и печати раздаточных материалов составляет $4500. Стоимость командировочных расходов на 2 представителей нашей компании — $ 1200. Стоимость проведения дополнительных мероприятий в рамках выставки, которые привлекут дополнительное внимание к нашему стенду, составляет $1300. Общие затраты на участие в выставке составят $12 500. Соответственно стоимость одного контакта с представителем компании, нацеленным на получение информации о предложениях, будет составлять $8,5. Хотя это в 5 раз больше, чем стоимость контакта через отраслевые журналы, качество подобных контактов несоизмеримо выше. За счет дополнительной технологии — формирующего опроса — мы достигнем не просто эффекта узнавания, но сможем установить отношения с 20% потенциальных потребителей на нашем рынке. То, насколько цели данного PR-мероприятия будут достигнуты, мы сможем проверить двумя способами. Первый способ — анализ базы данных по результатам формирующего опроса, второй способ — тотальный обзвон этой базы данных потенциальных потребителей. Методики формирующего опроса в ходе выставки и телефонного опроса через 2 недели после нее будут представлены через 2 рабочих дня после принятия решения о проведении выставки».
Как контролировать руководителя отдела маркетинга? Во-первых, надо проверять цели, которые он ставит перед отделом (с точки зрения соответствия стратегии компании в целом, оптимальной амбициозности и реалистичности, наличия средств на реализацию предлагаемых программ, иногда — адекватности распределения функций внутри сотрудников отдела); во-вторых, надо проверять соответствие достигнутых результатов поставленным целям. Предложенный подход является по своей сути проектным, и это позволяет более четко оценить не работу отдела в целом, а эффективность каждого конкретного действия. Хотя очевидно, что если по каждой конкретной акции руководитель отдела маркетинга находит убедительные причины, объясняющие провал, и это повторяется 10-20 раз, то, наверное, дело не в непреодолимых обстоятельствах. Бывает очень полезно проводить внешнюю экспертизу как отдельных проектов в стадии планирования, так и работы отдела в целом раз в квартал.