Характеристика рынка автосервисных услуг и факторы его формирования
Рынок обслуживания автотранспортных средств в России развивается в направлении внедрения новых видов услуг, оказываемых автозаправочными станциями. При этом основное внимание предпринимателей в этой области обращено на усовершенствование существующих технических решений и внедрение на рынок новых видов моторного топлива. Альтернативой продуктам нефтепереработки выступают такие виды топлива, как сжатый газ, диметилэфир (ДМЭ) и др.
Преимущества услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, достигаются в следующих случаях:
• потребитель получает наивысшую для себя пользу от оказываемой услуги;
• потребитель получает повышение или утверждение своего социального статуса от потребления услуги, имеющей высокий имидж;
• получение услуги сопровождается высоким уровнем сопутствующего сервиса;
• развиваются отношения и формируется обратная связь с потребителями;
• предприятие-производитель услуг получает преимущества от масштабов реализации услуг;
• преимущества с юридической точки зрения;
• преимущества в технологии маркетинга. Преимущества на рынке услуг можно добиться путем
дальнейшего повышения потребительных свойств моторного топлива, установления прочной репутации его торговой марки. а также за счет повышения скорости доставки новых видов топлива к потребителю.
Технологическое преимущество может быть обеспечено за счет предложения топлива с улучшенными потребительскими характеристиками, преимущество в распределении — за счет создания уникальной сети газозаправочных станций. Большую роль в этом может сыграть система франчайзинга.
Преимущество в издержках позволяет компаниям, производящим новые виды альтернативного топлива, установить более низкие цены или использовать получаемые доходы для развития и распространения маркетинга.
Снижение издержек производства альтернативных видов топлива может происходить либо традиционным путем, либо за счет снижения удельных затрат на производство и маркетинг при увеличении объема производства и реализации.
Проникновение на новые рынки обеспечивает более высокий объем продаж альтернативных видов топлива за счет использования следующих факторов:
• увеличения частоты потребления нового вида моторного топлива существующими, т. е. привлеченными, потребителями;
• увеличение объема, частоты заправок новым видом топлива;
• превращение в пользователей тех потребителей, которые раньше прибегали к услугам газовых заправок, но потом по каким-либо обстоятельствам отказались от этого;
• превращение в пользователей тех потребителей, которые раньше не пробовали пользоваться альтернативными видами топлива;
• привлечение тех потребителей, которые пользуются конкурентными видами моторного топлива;
• постоянный анализ и контроль в разработке и проведении стратегии и тактики конкурентной борьбы.
Результатом применения данных видов конкурентных стратегий является снижение рыночной доли занимаемых конкурентами услуг.
Во всех случаях маркетинговые службы компаний, выходящих на рынки с альтернативными услугами, должны выработать собственные критерии для оценки рынка в целом или его отдельных сегментов, за которые их компании намерены вести конкурентную борьбу.
К нецелевым факторам, влияющим на рынок автосервисных услуг, относятся:
1. Надежность конструкции и качество автомобилей, т. е. эксплуатационные качества автотранспортных средств. Повышение надежности и качества автомобилей обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей новых конструкций, обладающих большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).
2. Стоимость, доступность и качество запасных частей.
3. Доступность автосервисных услуг.
4. Налоги.
5. Парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций (общая численность, распределение по маркам и моделям).
К факторам, обусловливающим изменение показателя парка автомобилей, относятся:
— производство автомобилей (мощности отечественного автомобилестроения);
— экспорт и импорт автомобилей;
— уровень продажи автомобилей;
— цены на автомобили;
— доступность автомобилей.
6. Плотность размещения автосервисных предприятий и других предприятий отрасли, которая существенно влияет на качество услуг и определяет уровень насыщенности рассматриваемой территории автосервисными услугами. Оптимальное размещение предприятий автосервиса позволяет снизить непроизводительные потери времени и средств потребителей (транспортировка автомобиля и ожидание в очереди) и тем самым повышают уровень спроса на услуги.
7. Комплектность и качество оказываемых сервисных услуг.
8. Состояние дорожной сети: протяженность и плотность автомобильных дорог, их состояние.
Плотность дорог и интенсивность дорожного движения формирует значительный поток автовладельцев — потенциальных потребителей предприятий автосервиса в соответствующем районе. Расположение автосервисного предприятия в определенной степени влияет на количество потребителей и уровень спроса.
Изменение хотя бы одного из этих факторов приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.
На рынок автосервисных услуг и его структуру воздействуют также факторы внешней среды, а именно:
— экономические факторы;
— политические факторы;
— научно-технический прогресс;
— социально-культурные факторы и т. д.
Все эти факторы в совокупности создают саму возможность и условия существования рынка автосервисных услуг.
Тема 4.3. Основные понятия и определения туристско-гостиничного бизнеса
Основные понятия и определения в области гостиничного бизнеса
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности ; включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах размещения за вознаграждение. Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей.
В соответствии с ГОСТ Р 50645 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах — 10.
В другом нормативном документе — «Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97, дается следующее определение гостиницы: «имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг».
Гостиницы характеризуются следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство; предоставляют разнообразные гостиничные услуги; сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартом страны.
Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу номеров.
Номер — помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.
Койко-место — площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.
В отечественной практике придерживаются следующей типологии гостиниц по вместимости:менее 150 мест — малые гостиницы; от 150 до 299 мест — средние; от 300 до 600 мест — большие; более 600 мест — крупные. Вместимость некоторых московских гостиниц такова: гостиница «Россия» — 5534 места, гостиница «Космос» — 3354 места.
Гостиничные номера классифицируют: по числу мест, количеству комнат, назначению. По числу мест различают номера одноместные, двухместные и т. д.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, разработанная экспертами Всемирной туристской организации. В соответствии с ней все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные.
В соответствии с ГОСТ Р 51185—98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» к коллективным средствам размещения гостиничного типа относят:
— гостиницы;
— мотели;
— клубы с проживанием;
— пансионаты;
— меблированные комнаты;
— общежития.
К специализированным средствам размещения относятся:
— санатории;
— профилактории; —- дома отдыха;
— туристские приюты, стоянки и др.;
— туристские, спортивные базы, базы отдыха;
— дома охотника (рыбака);
— конгресс-центры;
— кемпинги;
— ботели;
— флотели;
— ротели.
Характеристику этих средств размещения мы проведем позже. К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры; комнаты в квартирах; дома; коттеджи, сдаваемые внаем.
Таким образом, и ВТО и российский ГОСТ выделяют свыше 20 разновидностей предприятий размещения, осуществляющих гостиничные услуги, но базовым средством размещения является гостиница (на конец 90-х годов в России было около 9 200 коллективных средств размещения, из них гостиничных предприятий более 4 ООО).
Госкомстат России классифицирует средства размещения туристов на гостиничные предприятия (гостиницы, мотели, кемпинги и общежития для приезжих) и специализированные средства размещения, включая детские оздоровительные учреждения.
В 2003 году Минэкономразвития России утвердило Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения, где под гостиницами и аналогичным средствам размещения понимаются гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостели), дома отдыха и пансионаты, гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг. Этим предприятиям можно присваивать категории по результатам сертификации.
Таким образом, на территории России присутствует четыре системы классификации средств размещения (ВТО, ГОСТ Р 51 185 98. Госкомстат и Минэкономразвития России).
Это приводит к тому, что термины «средство размещения», «гостиница», «мотель» в этих документах трактуются по-разному. А это 1 приводит к появлению таких терминов, как «гостиничный комплекс», «туристско-гостиничный комплекс» и т. д.