Управленческой деятельности
Современная среда функционирования организаций, управление в них и информационное обеспечение управления находятся под воздействием революционных изменений в производстве и технологиях, прежде всего информационных, которые осуществляются на наших глазах.
В настоящее время информационная сфера приобретает системообразующее значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на передний план. Появление новейших технологий, построение глобальных, национальных и региональных информационных сетей и систем открывают не только технические, но и экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и обеспечения доступа к ним массового пользователя. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности, формирование информационного общества. Отметим ряд тенденций, которые приводят к изменению организаций и характера управления в них, вызывают потребность в развитии информационных систем организаций и построения на их основе новых систем информационного обеспечения управленческой деятельности.
1. Появление и развитие новых бизнес-моделей (способов организации внутренней и внешней деятельностей компаний). Прежде всего, это создание виртуальной экономики. Различные формы электронной коммерции и торговли (Internet trading, business — business и т.д.) — проявление такой экономики. Об этом очень много пишется и говорится, причем именно как о наступлении новой виртуальной эры. Видимо это будет действительно экономика нового типа. Многими она рассматривается как реальная, грядущая сила, ведущая к богатству и экономическому процветанию. Считается, что виртуальная индустрия станет одним из главных источников процветания и факторов развития экономики в течение последующих 10 лет.
2. Изменение форм конкуренции. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, в новых условиях — это конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. Такая конкуренция очень часто разрушает старые промышленные структуры: скорость изменений бизнес-модели оказывается более важной, чем разработка новой продукции. В связи с этим технология становится основной ведущей силой и определяет развитие бизнеса. Она позволяет даже маленьким организациям стать большими игроками на международном рынке. Это — огромный стимул для маленьких организаций и организаций среднего размера к внедрению технологий и осуществлению инноваций. Проблема заключается в том, что зависимость таких организаций от правильно выбранной технологии весьма велика. Важнейшие условия их выживания — наличие необходимой инфрастуктуры, основанной на информационных технологиях и информации, получаемой из сети Интернет, и умение менеджеров пользоваться этой инфраструктурой.
3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления по мере увеличения скорости изменений. Ввиду того, что скорость изменения становится таким важным фактором, менеджеру важно иметь самую актуальную информацию. Подобная ситуация приводит к усилению роли информационной системы в организации, выдвигает ее на первый план, а также требует, чтобы информационная система была самой современной. Кроме того, необходимо расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих работу с базами данных, имеющих разнообразную структуру данных и содержащих мультимедиаобъектные документы с гипертекстовыми ссылками.
4. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей. Серьезной проблемой является увеличение производительности вычислительных установок, позволяющих реализовывать высокопроизводительные приложения.
5. Способность к взаимодействию. С повышением значимости информационного продукта возможность провести идеальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком, или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих, это и проблема совместимости технических и программных средств. Отсюда острая необходимость в стандартизации, возрастание затрат на обеспечение способности к взаимодействию, на разработку гибких глобальных коммуникаций.
6. Новые витки глобализации и интернационализации. В процессе глобализации бизнеса подразделения организации оказываются разбросанными по всему миру, где они приобретают компоненты, технологии, новую продукцию. Процессы глобализации и интернационализации связаны с поисками организациями путей увеличения эффективности своей деятельности. Эти же процессы заставляют организации шире использовать информационные технологии для поддержки управления.
7. Сокращение срочности планирования во многих отраслях промышленности до 3 — 5 мес. Заметим, что в стратегическом управлении мы ранее рассматривали горизонт планирования до 5 лет. Сейчас эта область должна отражать все происходящие изменения и соответствовать их скорости с надлежащей гибкостью.
8. Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации: передача функций управления из одной организации нескольким другим. Организации стремятся развиваться в цепочке других организаций.
9. Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к созданию сетей, технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами. В противном случае границы организаций раздуваются, размываются и становится непонятным, кто является поставщиком, кто конкурентом, кто клиентом.
10. Размывание границ между отраслями. Нет никакой определенности в том, как пойдет дальнейшее развитие этих отраслей промышленности и технологии. Конвергенция и гибридизация различных технологий и знаний. Сейчас организациям приходится не столько специализироваться на одной узкой области, сколько развиваться в области нескольких технологий. В результате технологии и производство стали более сложными, комплексными, усложнилось управление.
11. Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. Формирование большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Появление новых возможностей концентрации и распределения информации, накопления, хранения и передачи знаний. В результате появляется возможность осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения. Развитие систем коммуникаций позволяет соединить рабочие места для обмена сообщениями и коллективной работы.
12. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде различного вида информации (речь, данные, изображение) для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное время и в удобной форме [2]. Происходит включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, систем машинного перевода, распознавания образов и других технологических средств.
13. Интеграция всех бизнес-функций в одну модель. Организация должна производить свою продукцию качественно и очень быстро, при этом хорошо чувствовать изменения на рынке и в технологиях. Такая деятельность невозможна без построения сложных информационных систем, в которых все бизнес-функции интегрированы в единое целое. Эта модель может быть представлена в электронном виде и является информационной моделью организации (см. подробнее «Стандарты управления: использование при создании информационной системы организации»). Наличие таких моделей означает, что менеджеры в организациях должны понимать их возможности, быть готовыми к принятию решений по их внедрению и адаптации, а также уметь работать в их среде.
14. Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Согласно современным взглядам информационные системы будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей фирмы. Это приводит к новым требованиям к информационным системам и их функциям. Информационные системы теперь не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри фирмы. Теперь они должны порождать основанные на информации изделия и услуги, которые обеспечат фирме конкурентное преимущество на рынке. Осуществляется переход с бумажных носителей на интерактивные сети. Битва за информацию уже выиграна компьютерными сетями. Следующее поколение людей будет обращаться с сетями так же свободно, как мы обращаемся с книгами и телефоном. Уже сейчас применение вычислительных сетей приводит к быстрому изменению методов и способов торговли товарами и услугами, методов управления, способов создания рабочих мест. В настоящее время трудно оценить полностью прогресс этих технологий. Развиваются существующие и создаются новые информационные технологии. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения информационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования. Ответственность менеджера в области этих технологий — обладание техникой личной работы в информационной среде и умение принимать правильные стратегические решения по развитию информационных систем организаций. Нужно быть в состоянии управлять информацией и улучшать свое дело с помощью правильного ее использования для повышения эффективности работы и для совершенствования качества управления. Большинство преуспевающих организаций это делает с помощью автоматизированных информационных технологий.
15. Влияние информационных систем на организацию (изменение структуры организации под воздействием информационной системы, перераспределение власти в организации, формирование иной политики и культуры, перемены в формализации, занятости, характере труда, переход с бумажных носителей на интерактивные сети, возникновение потребности в обучении и т.п.). Воздействие организации на информационную систему (место информационной системы в организационной структуре, владение данными, кто и как будет управлять информационной системой, как информационная система будет воздействовать на решения и т.д.). Информационные системы становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия правилам ведения бизнеса, что приводит к новым проблемам, которые необходимо решать, чтобы извлечь максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий.
Все эти тенденции проявляются в различных процессах и формах, причем скорость освоения достижений информационных технологий в разных странах различна. Но мы должны согласиться, что изменения происходят. Что меняется в связи с этим для руководства организаций? Можно указать на ряд аспектов:
приходится жить в условиях большей неопределенности, чем раньше. Нужно уметь работать в принципиально новых средах;
в области стратегии возникают трудности. Раньше можно было лучше представить себе, в чем заключаются рыночные тенденции;
необходимо создание сетей, объединение организаций. Управленческие функции соединяются в одну модель, теперь они могут разбрасываться по многим организациям. Осуществляются изменения в организационных структурах. Требуется умение работать в интернациональной среде, на стыке технологий, взаимодействовать с большим числом подрядчиков (особенно в логистике, которую все чаще стали передавать другим организациям);
вследствие высокой скорости изменений организация сталкивается с тем, что управленцы высшего звена и советы директоров получают информацию, когда она уже устаревает. В результате принятие стратегических решений делегируется менеджерам среднего звена. Как следствие, меняются требования к их подготовке, эти менеджеры по-другому взаимодействуют с информационной системой;
в результате роль менеджеров высшего звена состоит не в принятии «важных» решений, а в создании культуры организации. Их задачи заключаются в том, чтобы гарантировать формирование тех знаний, которые должны существовать внутри организации и которые были бы доступны для работающих в ней;
необходимо вкладывать огромные деньги в развитие информационной системы организации, в информационные технологии, причем в условиях неопределенности и риска. Самые большие расходы, самые трудные решения приходятся на период, когда уже потрачены деньги на программно-аппаратную часть информационной системы;
возникает задача о стратегии развития организации в части ее взаимодействия с информационными технологиями.
Руководству организации следует должным образом реагировать на такие перемены. В связи с этим определим, в чем состоит ответственность руководителя в части информационной системы организации.
1. В понимании основных процессов и действий организации через информационные потребности. (В чем заключается ваш бизнес? Каково будущее организации? Какова среда конкурентного предпринимательства в вашей области? Какая информация нужна для ответа на предшествующие вопросы, какова частота ее получения? и т.д.)
2. В представлении о возможностях современных автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем и технологий. (Каким образом нужно руководить отделом информационных систем? Понимаете ли вы необходимость планирования информации и информационной архитектуры организации? Как определить вероятностные характеристики функционирования организации? Каковы задачи служащего информационного офиса? и т.д.)
3. В умении определить стратегию развития информационных систем. (Какова цель развития информационной системы? Какую концепцию развития выбрали? Что и в какой последовательности будут делать? и т.д.)
4. В способности работать в современной информационной среде. (Какими практическими навыками работы в информационной среде вы обладаете? Знакомы ли вы и работаете ли с базовыми инструментальными средствами деловой информатики, таким как крупноформатные электронные таблицы, текстовые процессоры, СУБД, графические пакеты, средства коммуникации и обмена данными? и т.д.)
Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятие «организация».
2. Что такое управление?
3. Как соотносятся понятия «управление» и «управленческая деятельность»?
4. Что такое «система управления»? Какие основные элементы системы управления вы можете назвать и как они взаимодействуют?
5. Что такое информационный контур организации?
6. Как организация взаимодействует со средой?
7. Что такое информационная система организации? Каковы ее основные компоненты? Определите их назначение.
8. Дайте определение понятию «информационная технология». Какие бывают виды информационных технологий?
9. Как соотносятся информационная система и информационная технология?
10. Что такое информационные ресурсы организации?
11. Что такое уровни (иерархия) системы управления и как наличие уровней системы управления сказывается на структуре информационной системы?
12. Как разделение труда на каждом из уровней управления влияет на информационную систему?
13. Каким образом разный характер дискретности управления определяет процедуры работы с информацией в информационной системе?
14. Что такое управленческое решение? Дайте определение понятию «процесс принятия решений».
15. Что такое информационное обеспечение управленческой деятельности?
16. Дайте определение понятию «информация». Как соотносится это понятие с понятием «данные»? Каковы свойства информации?
17. Каковы свойства экономической информации?
18. Приведите пример недокументированной информации.
19. Что такое документ и документооборот?
20. Дайте определение понятию «документационная система организации».
21. Рассмотрите основные элементы информационной среды управленческой деятельности.
22. Какие типы документов существуют в информационном обеспечении управленческой деятельности? По каким признакам осуществляется их классификация?
23. Что такое «системы документации» и какие они бывают?
24. В чем основные задачи организации информационного обеспечения управленческой деятельности?
25. Какие существуют требования к информационному обеспечению управленческой деятельности и к управлению информацией и почему?
26. В чем смысл задач создания и совершенствования системы информационного обеспечения?
27. Что такое нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности?
28. Приведите примеры внешних и внутренних источников информации для управленческой деятельности. В чем разница в свойствах этих источников?
29. Перечислите и охарактеризуйте основные действия с информацией в процессе информационного обеспечения управленческой деятельности.
30. Как влияют типы запросов на действия с информацией?
31. Сравните централизованное и децентрализованное информационное обеспечение. Как вы думаете, при каких условиях и свойствах организации нужно отдать предпочтение одному из подходов?
32. В чем идея частично децентрализованного подхода к организации информационного обеспечения?
33. Перечислите и обсудите современные тенденции развития организаций и технологий.
34. Как должно измениться информационное обеспечение управленческой деятельности в связи с переменами в условиях функционирования организаций?
35. Как меняется характер управления в современных условиях?
36. В чем состоит ответственность руководителя в части информационной системы организации?
Глава 2