Эксплуатация по ресурсу
Тема4: Особенности эксплуатации авиационных двигателей
Техническое обслуживание
Для эксплуатации авиационных ГТД характерно следующее:-обеспечение высокого уровня безопасности полетов и надежности в широком диапазоне изменения физических свойств воздушной среды и при значительных механических нагрузках;-подготовка ГТД к полету в ограниченные сроки;-подготовка двигателя к работе и оценка его технического состояния на земле проводится инженерно-техническим составом, а в полете использует и контролирует двигатель летный состав. Это требует специальной системы технического обслуживания авиационных ГТД.
Система технического обслуживания представляет собой комплекс взаимосвязанных положений и норм, которые определяют организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию двигателей для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения необходимого уровня безопасности полетов, надежности и других показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.
Под контролем технического состояния понимают процесс, который позволяет оценивать соответствие состояния двигателя предъявляемым ему требованиям и обеспечивать принятые решения или выдачу управляющих воздействий. Поскольку для контроля технического состояния (исправности, работоспособности или правильного функционирования) двигателя необходимо знание era фактического технического состояния, то контроль технического состояния всегда содержит техническое диагностирование. По виду решаемой задачи различают контроль функционирования, работоспособности, поиск неисправностей и прогнозирование технического состояния.
Перечень регламентных работ и периодичность их выполнения составляют режим технического обслуживания двигателя.
Эффективность регламентных работ по восстановлению технического состояния через период на двигателе с ресурсомТ можно оценить по соотношению
где Р(Т) —вероятность безотказной работы за время Т без проведения регламентных работ; Р$(Т)—вероятность безотказной работы за время Т при проведении через период Тр регламентных работ.
Система технического обслуживания является совершенной, если М>1, и требует пересмотра для ее улучшения, если M<1. При М=1 выполнение регламентных работ не оказывает влияния на повышение надежности двигателя. Этот случай соответствует стационарному потоку отказов, когда
К системе эксплуатации двигателей с учетом внедрения методов и средств диагностирования предъявляются следующие требования.
Техническое обслуживание двигателя должно обеспечить требуемый уровень готовности и безопасности полета при заданной надежности его конструкции.
Решения по замене узлов, агрегатов, систем двигателя или ремонта на самолете должны приниматься на основании результатов оценок их состояния инструментальными средствами, фактора времени, загрузки самолета рейсами без снижения уровня безопасности полетов.
После составления общего оптимального перечня регламентных работ для двигателей данного типа необходимо проводить регулярную его корректировку для каждого двигателя, ориентируясь на техническое состояние двигателя, определяемое методами технической диагностики, и условия эксплуатации.
Эксплуатация по ресурсу
При эксплуатации авиационных двигателей по ресурсу отдельные агрегаты и системы двигателя эксплуатируются только в пределах установленного срока службы-ресурса, чтобы вероятность безотказной работы была не меньше заданной. После выработки ресурса агрегат или двигатель снимают с эксплуатации несмотря на то, что он работоспособен. Такой подход основан на следующих допущениях:
— отказы двигателя связаны только с износом;
— надежность двигателя является случайной величиной, определяемой распределением отказов в течение срока службы;
— в начальный период эксплуатации, т. е. в период приработки, возможно повышение интенсивности отказов;
— периодический контроль состояния техники, эксплуатируемой в пределах установленного ресурса, должен выявлять зарождающиеся отказы (длительная практика эксплуатации не подтвердила это допущение в ряде случаев) и позволять своевременно демонтировать и заменять неисправные агрегаты..
Данной системе эксплуатации присущи два основных недостатка, которые снижают ее эффективность:
— допущение определенной вероятности отказов двигателей в процессе эксплуатации;
— недоиспользование ресурса двигателя в эксплуатации (от 10 до* 40%) из-за снятия его с эксплуатации не по необходимости, а по выработке назначенного ресурса.
Уменьшение вероятности отказов двигателя при такой системе возможно за счет сокращения времени между очередными профилактическими работами. Однако это неизбежно приводит к увеличению трудозатрат, снижению эффективности применения двигателя и снижению его готовности, поэтому необходимо:
— повысить надежность узлов, агрегатов и систем двигателя;
— уменьшить разброс индивидуальных характеристик объекта, благодаря повышению стабильности качества изготовления;
— установить дифференцированные ресурсы для групп двигателей, работающих в разных эксплуатационных условиях;
— оптимизировать сроки и объемы профилактических работ с внедрением методов и средств диагностирования.
Если закон распределения отказов и неисправностей, приводящих к досрочному снятию двигателя с самолета, близок к экспоненциальному, то вероятность безотказной работы (без отказов, приводящих к досрочному снятию) двигателя за время t равна
Значение ресурса определяется из выражения
Анализ этих выражений показывает, что при определенных значениях средней наработки на отказ; приводящий к досрочному снятию двигателя, Т дсд, число двигателей, которые не выработают ресурс и будут досрочно сняты с эксплуатации из-за отказов, возрастает при увеличении ресурса [2]. При больших ресурсах это число может достигать 90% двигателей (рис. 2.3). Поэтому в такой ситуации логически правильным является ремонт двигателей по их фактическому состоянию, а не по выработке ресурса.