Меры предосторожности, которые необходимо предпринимать во время штормовой погоды
· Следует перейти на ручное управление судном.
· Выбор наиболее оптимального курса по отношению к направлению волн или вместе со снижением скорости.
· Если судно следует на попутном волнении, избегайте уменьшения скорости из-за возможности захвата судна волной, может быть будет необходимо увеличить скорость).
· Ограничить передвижение команды по судну для уменьшения вероятности травм.
· Рассмотреть возможность приёма дополнительного балласта, если его недостаточно.
· Уменьшение метацентрической высоты, если она избыточна.
· Осмотр судна, в том числе ночью, с использованием дополнительного освещения, на предмет обнаружения повреждения палуб и надстроек.
Осмотр палуб может быть опасным во время сильного шторма. Всякий раз, когда это абсолютно необходимо (сломаны крепления вентиляционных отверстий и т.д.), следует отнестись со всей серьёзностью к организации и планированию (экипаж должен передвигаться по судно только с подветренной стороне палубы, со страховочной прочной веревкой, осторожно и в соответствующей одежде).
В случае, если объекты значительного размера были смыты с палубы за борт и остались на плаву, ближайшие власти должны быть оповещены о произошедшем.
Если содержимое смытых объектов опасно и может загрязнить окружающую среду или представить угрозу навигации, соответствующее сообщение должно быть отправлено.
ОТРЫВ СУДНА ОТ ПРИЧАЛА/ТЕРМИНАЛА.
Из-за сильного ветра, сильного волнения на море или воздействия спутной волны от судов, проходящих мимо на большой скорости, судно может оторвать от причала. Это может привести к серьёзным последствиям для экипажа и окружающей среды. Если это всё-таки произошло, следующее должно быть принято во внимание:
· Грузовые операции должны быть немедленно прекращены, и должен быть подан сигнал тревоги.
· Управление порта должно быть извещено о произошедшем, и должны быть запрошена помощь.
· Следует как можно скорее подготовить судно к маневрированию.
· Необходимо привести в состояние полной готовности к отдачи якоря.
· Герметичные двери должны быть закрыты.
· Начинайте маневрировать как можно скорее во избежание посадки судна на мель.
· При разливе нефтепродуктов примите меры для снижения риска пожара и масштабов загрязнения окружающей среды согласно соответствующим документам.
ЗАТОПЛЕНИЕ.
Затопление – достаточно редкое происшествие, но когда оно случается, всё происходит неожиданно, и возможные последствия могут быть катастрофичны. Вот почему важно, чтобы экипаж судна прошёл соответствующую подготовку, и соответствующие меры были приняты как можно скорее для сокращения до минимума возможных последствий.
Затопление обычно можно обнаружить ещё на ранних стадиях по следующим признакам:
· Неожиданный крен.
· Неожиданное изменение дифферента.
· Неожиданное изменение осадки судна.
Возможны две причины внезапного затопления судна:
а. Пробоина корпуса.
б. Авария кингстонов.
Нарушение целостности корпуса.
В случае нарушения целостности корпуса герметизация повреждённого участка может быть затруднительна, и всё, возможно, будет зависеть от уменьшения напора воды, поступающей из пробоины.
Необходимо учитывать следующее:
· Если судно получило пробоину в подводной части, в корпусе есть обширные трещины или корпус получил серьёзные повреждения, капитан должен немедленно объявить общесудовую тревогу, информировать команду о сложившейся ситуации и приказать готовить спасательные шлюпки для спуска на воду.
· Затем капитан должен оценить ситуации и обсудить её со старшим помощником.
· В случае, если существует опасность затопления или опрокидывания, следует рассмотреть следующее:
1. Немедленная эвакуация экипажа с судна.
2. Подача сигнала бедствия.
3. Уведомление судовладельца судна о произошедшем.
4. В случае, если возможен разлив нефтепродуктов, следует оповестить власти согласно соответствующим процедурам.
Если судно не находится в опасности затопления или опрокидования, следует рассмотреть следующие моменты:
· Если имеет место крен из-за потери части балласта или груза, необходимо перераспределить балласт или груз внутри судна.
· Все помещения должны быть осмотрены для составления чёткой картины происходящего.
· Следует рассчитать потерю плавучести и то, сможет ли судно и дальше оставаться на плаву.
· Следует рассчитать общую и местную прочность судна с учётом поступившей внутрь воды.
· Необходимо уменьшить поступление воды во внутрь всеми имеющимися средствами ( пластырь, заглушки и др.).
· Необходимо приложить все усилия для откачивания воды из зоны затопления при помощи насосов.
· Если пробоина находится ниже ватерлинии, целесообразно откреновать судно на противоположную сторону для предотвращения проникновения воды внутрь корпуса.
· Оповестите суда в районе о чрезвычайной ситуации.
· Сообщить судоаладельцам о ходе проведения спасаткльнрй операции.
Авария кингстонов.
Во время затопления может быть трудно определить причину затопления, особенно если источник находится ниже уровня настила. Если источник затопления определён, остальная часть системы должна быть изолирована, так же необходимо начать откачку воды с помощью насосов.
В случае большой поступления забортной воды и когда невозможно сразу же определить источник, необходимо вызвать помощь и актиаировать сигнал общесудовой тревоги.
Все забортные клинкеты, за исключением вспомогательных клапанов в машинном отделении, должны быть закрыты для предотвращения поднятия воды на тот уровень, где она будет представлять угрозу электрическому оборудованию. В неблагоприятных погодных условиях такая ситуация может возникнуть даже при сравнительно небольшом количестве воды в нижней части машинного отделения, при этом в устранении течи должен быть задействован как аварийная партия МО, так и аварийная партия палубы.
Уменьшите скорость или, если необходимо, остановите главный двигатель, если его температура повысится выше максимально допустимого предела. Тщательно осмотрите корпус судна в машинном отделении для нахождения течи и её последующего устранения.
Если затопление МО не может быть остановлено, то необходимо закрыть даже вспомогательные клапаны и остановить двигатель.