Внедрение интегрированных информационных технологий
В связи с этим появляется гибкое производство. Ренжиринг процессов, снижение размеров организации, создание минимума запасов.
2. Развитие организационных структур:
- дивизиональные структуры;
- центры прибыли – малые проектные группы;
3. Совершенствование систем управления качеством:
- бездефицитная работа;
- активизация персонала;
- партнерство с поставщиками;
- развитие систем стимулирования;
- участие в прибылях и развитии нематериального стимулирования;
- стабилизация состава работников;
- постоянное обучение;
- большая самостоятельность;
- вовлечение работников в управление.
Сущность изменения:
1. С точки зрения индивида – изменения тождественны понятию - обучение.
2. С точки зрения организации.
Изменение– это способность выживания и раста в постоянной адаптации к внешней среде; изменение объективно, поступательно и непрерывно.
Изменения можно характеризовать 3 параметрами:
а) Степень запланированности или неожиданности.
б) Источник изменения - внешняя сила или воля администрации.
в) Характер изменения.
Организационное развитие – систематизация долгосрочного применения научного знания о поведении как средство повышения эффективности организации с точки зрения её способности приспосабливаться к изменениям внешней среды, имеющей свои цели, структуру и стиль работы.
Организационное развитие тесно связано с плановыми изменениями и управлением человеческими ресурсами.
Единого научного взгляда на процесс развития нет.
Существуют 2 взгляда:
а) Традиционный (марксисткий) – который полагает, что развитие – линейный поступательный прогресс, планомерное наращивание производственного потенциала. Оно устойчиво, непрерывно и имеет позитивный характер. Кризисы в этом развитии отрицаются, необходимо бескризисное развитие.
б) Современный подход построен на теории синергии. Он определяет развитие как неравномерное дискретное, циклическое, как преодоление кризисных ситуаций, как взаимосвязь устойчивости и неустойчивости. Стремление к бескризисному развитию противоречит этому подходу.
Организационное развитие имеет инновационную природу. Для объяснения этого фактора Шум Петтер использовал теорию «творческого разрушения», которая говорит, что феномен разрушения можно использовать в созидательных целях. Для организации это означает, что в целях выживания на рынке она должна постоянно внедрять инновации при отмирании устаревающего.
Положения концепции организационного развития:
Она действует на трех уровнях:
1. Индивиды:
а) Каждый индивид стремится к личностному росту;
б) Каждый работник обладает энергией и творческими способностями, которые используются не в полной мере. Большинство работников стремится внести личный вклад в достижения организации. Группы и команды играют решающую роль в успехе организации.
- группа оказывает значительное влияние на поведение индивидов.
- исполнение сложных групповых ролей требует развития сложных навыков.
Контроль и чрезмерная регламентация негативно влияет на результат.
Если конфликт направлен в нужное русло, то он приобретёт конструктивный характер. Цели организации и отдельных работников могут быть совместимы.
Таким образом, индивиды и группы рассматриваются как жизненно важные элементы организации. Организационное развитие должно рассматриваться как некая программа.
Современный подход к организационному развитию говорит, что эта программа определяет взаимные различия частей организации, и поэтому, можно использовать модели. Одна из таковых, модель Мак Кинси - 7 S. – она способствует осмыслению проблем, связанных с развитием и перестройкой организации.
2 2
Для того, чтобы изменять организацию мы имеем семь факторов.
«Холодный квадрат»
«Горячий треугольник»
Позитивные результаты организационного развития:
1. Изменение всей организации;
2. Более высокая мотивация;
3. Повышение качества;
4. Улучшение работы в командах;
5. Возросшая склонность к переменам;
6. Снижение текучести персонала;
7. Формирование обучающихся организаций.
Ограничения организационного развития:
1. Существенные временные затраты;
2. Значительные издержки;
3. Возможные неудачи;
4. Вмешательство личных интересов;
5. Возможное нанесение психологического ущерба;
6. Возможная концептуальная неопределенность;
7. Сложность оценки результатов;
8. Несовместимость культур;
9. Акцент на групповые процессы, а не на показатели деятельности.
Инструмент воздействия варьируются в зависимости от культуры нашей организации
Стили изменения:
1. Конкурентный стиль– делается упор на силу, максимальную устойчивость и утверждения своих сил.
2. Стиль самоустранения – когда руководство не проявляет настойчивость и не стремится к сотрудничеству с членами организации.
3. Стиль компромисса – умеренная устойчивость руководства в выполнении его решений, умеренное стремление кооперации с теми, кто сопротивляется.
4. Стиль приспособления – руководство приспосабливается к ситуации в организации и применяет слабую настойчивость при выполнении принятых им решений.
Стиль сотрудничества.
Основные принципы управления изменениями:
1. Осуществляйте только необходимые и полезные изменения;
2. Работники должны быть готовыми к постоянным изменениям и овладению новыми навыками;
3. Проводите эмоциональные преобразования;
4. Вырабатывайте адекватные приёмы для противодействия каждому источнику сопротивления;
5. Вовлекайте в процесс перемен всех работников;
6. Проводимые изменения должны быть выгодны работникам;
7. Рассматривайте процесс изменения как долгосрочный;
8. Определите проблемы, которые не удалось устранить в ходе изменений.
Этапы изменений.
Курт Левин предложил 3 этапа изменений:
1. Процесс «размораживания» - на этом этапе предлагается отказаться от устаревших концепций и приемов и начать освоение новых.
Процесс изменений.
3. Процесс «замораживания» - когда новые образцы приняты и действуют, вошли в реальную практику, освоены разумом и эмоциями.
Л. Гейнер. Его модель состоит из 6 этапов:
1. Давление и побуждение. Руководство осознает необходимость изменений и готово к их проведению.
2. Посредничество и переориентация. Внимание на этом этапе привлекают либо внутренние силы, либо посредники, которые выявляют существующие проблемы.