Особенности социально-экономического аспекта существования фитнес-центров в России
Рассматривая социально-экономический аспект существования фитнес-центров, следует отметить, что важнейшим показателем качества жизни населения является состояние его здоровья и уровень доходов. Доходы населения зависят как от деловой активности каждого человека, так и от роста производительности труда.
Деловая активность напрямую зависит от состояния здоровья населения. Больной человек не может столь же эффективно выполнять производственные задачи, как здоровый. Здоровье нации определяет такое основное понятие, как ее благосостояние.
Во всем мире в индустрию фитнеса и спорта вовлекаются большие финансовые средства, организуются спортивные лиги по новым видам спорта, возводится в культ гармонично развитое тело, становиться модным быть здоровым, на улицах зарубежных столиц останавливается движение транспорта и разрешается передвижение только пешком, на велосипедах или роликовых коньках.
К сожалению, на настоящем этапе развития российской экономики государственное регулирование не является приоритетным направлением в политике развития физической культуры, спорта и фитнеса. Государство пока не способно осуществлять полное финансирование различных программ, в том числе данной.
Приоритетным направлением в осуществлении политики в области физической культуры, спорта и фитнеса в России является развитие новых форм предпринимательства, в которых будет занята определенная часть россиян, Когда на государственных предприятиях сокращаются рабочие места, в негосударственном секторе создается большее число рабочих мест. Данная тенденция характерна для всех государств с рыночным типом развития экономики.
В странах с развитой экономикой роль государства в политике развития физической культуры, спорта и фитнеса более значительна. Именно государство призвано создать законодательную и экономическую базу, при которой частные предприниматели будут заинтересованы не только в развитии собственного бизнеса, но и в создании рабочих мест, что будет содействовать экономическим процессам в стране.
Развитие малого и среднего бизнеса играет очень важную роль в поддержке занятости, т. е. сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением. В то время, как на крупных предприятиях происходит так называемая рационализация производства, когда из соображений конкурентоспособности увольняются тысячи рабочих и специалистов, малые и средние предприятия привлекают высвобождающиеся трудовые ресурсы. Насколько большой может стать эта часть, зависит от государства.
Следует отметить, что в странах ЕС малые и средние предприятия преобладают как по общей численности предприятий, так и в обеспечении рабочими местами. В 70-х — начале 80-х гг. XX в. на Западе малые и средние предприятия внесли значительный социальный вклад в экономику, они не только выстояли в кризисной обстановке, но и увеличили количество рабочих мест.
В странах Западной Европы на долю малых и средних предприятий приходится от 40 до 60% совокупного национального продукта, на этих предприятиях трудится 50~70% занятого активного населения.
В России же эта цифра едва достигает 4%, если считать, что всего в экономике занято порядка 63,5 млн чел., а в малом и среднем бизнесе — 2,5 млн чел.
Необходимо добавить, что образовательный и профессиональный уровень персонала организаций малого и среднего бизнеса довольно высок.
Кроме этого, персонал таких организаций обладает высокой мобильностью — отраслевой, профессиональной и региональной.
Смена профессиональной деятельности (как для предпринимателей, так и для наемных работников), переезд на другое место жительства и работы, повышение своей квалификации характерны, прежде всего, для занятых в малом и среднем бизнесе.
Организации малого и среднего бизнеса, как правило, мгновенно ориентируются в любых изменениях на рынке и, желая сохранить и укрепить свой бизнес, способны в короткий срок не только изменить технологии ведения своего бизнеса (реинжиниринг), но и начать развивать принципиально новый бизнес в рамках существующего (диверсификация).
Примером реинжиниринга в фитнес-центре может служить изменение системы контроля доступа в фитнес-центр — переход с абонементов на смарт-карты. Абонемент подразумевает предоплату всех возможных услуг в фитнес-центре, смарт-карта позволяет сделать выбор и сэкономить деньги потребителя без потери рентабельности клуба. Смарт-карты обеспечивают эффективное соотношение использования оплаченных услуг по-средствам анализа полученной статистики, ведь на каждом этапе доступа к услугам осуществляется сбор информации.
Примером диверсификации в фитнес-центре может быть предоставление услуг по медицинской реабилитации, диетологии, продаже продукции, продвигающей основные услуги.
Сейчас именно умелое использование воздействия развития новых форм хозяйствования способно решить многие проблемы нашей экономики.
Такой формой хозяйствования является фитнес-центр, который должен способствовать укреплению здоровья, развитию жизненных возможностей организма, повышению деловой активности населения и является источником создания трудовых мест.