Предотвращение загрязнени
Политику Компании должны знать и разделять все должностные лица Компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов.
Общая политика Компании в основном состоит из:
политики по обеспечению безопасного судовождения (Safe Navigation Policy);
политики по предупреждению загрязнения (Pollution Prevention Policy);
политики по обеспечению должного технического состояния судна (Technical Management Policy);
политики по обеспечению безопасной перевозки грузов (Safe Cargo Operations Policy);
политики по обеспечению личной безопасности (Personal Safety Policy);
политики в области наркотиков и алкоголя (Drug and Alcohol Policy);
кадровой политики (Personnel Policy);
структурно-управленческой политики (Managerial Policies).
На Компании лежат обязанности:
1) укомплектования каждого экипажа в надлежащем количестве и должной квалификации;
2) проверки: медицинской комиссии, рабочих дипломов, сертификатов и квалификационных свидетельств капитанов, командного состава и лиц судовой команды; чтобы они соответствовали требованиям международных конвенций;
3) проверки технического состояния судов; чтобы оно соответствовало положениям международных и национальных документов;
4) проверки наличия на каждом судне текстов международных конвенций, резолюций ИМО, национальных законов, правил, инструкций, руководств, регулирующих вопросы мореплавания;
5) обеспечения необходимыми картами, лоциями и всеми другими навигационными пособиями.
Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.
На каждого берегового и судового специалиста должна быть заведена персональная кадровая карточка, отражающая общее и специальное образование, имеющиеся дипломы и свидетельства, занимаемые должности, поощрения и взыскания, оценки аттестационных комиссий и проверяющих лиц.
По каждому направлению политики Компании создаются конкретные Руководства, которые в последствии корректируются в процессе анализа, оценки, пересмотра Политики (рис. 12.1). Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции по эффективному управлению объектом по следующим этапам операций:
Обычные операции | Особые операции | Критические операции | Аварийные ситуации |
Ознакомление с судном; досмотр судна на предмет обнаружения посторонних лиц и предметов; контроль документации и т. п. | Смена вахт; несение вахты на ходу и стоянке; постановка на якорь; прием лоцмана; швартовые операции; грузовые операции, бункеровка и т. п. | Плавание в тумане, во льдах, в узкостях, в шторм, грузовые операции с опасным грузом, операции с вертолетом и т. п. | Пожар, повреждение ГД, столкновение, внезапный крен судна, обесточивание судна, посадка на мель, человек за бортом и т. п. |
Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер в случае инцидента или угрозы инцидента.
3. Правило № 5 МППСС-72. Требования ПДМНВ-78/95 в отношении организации наблюдения на ходовой вахте.
Правило 5. Наблюдение
Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условием, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
На морском флоте существует термин «впередсмотрящий» – это человек (один или несколько, включая вахтенного помощника), который уделяет все свое внимание наблюдению и не принимает на себя каких-либо обязанностей, которые снижают эффективность надлежащего наблюдения в ЛЮБЫХ условиях видимости.
Наблюдение должно обеспечивать не только своевременное обнаружение судов, но и определение характера их действия.
В условиях ограниченной видимости, кроме визуального наблюдения, должно осуществляться слуховое и радиолокационное наблюдение.
При радиолокационном наблюдении с помощью РЛС, САРП и АИС должны учитываться их технические возможности и ограничения (теневые секторы, мертвая зона, дальность обнаружения и т. п.).
Также должно осуществляться постоянное прослушивание эфира с помощью УКВ радиостанции на 16 канале.
Билет № ____
1. Просадка судов при плавании на мелководье и в каналах. Использование ТМЭ.
Образование одиночной поперечной волны понижает уровень поверхности воды у бортов судна, что вызывает опускание корпуса относительно уровня спокойной воды и увеличение дифферента. Это явление называется просадкой.
Для большинства судов, имеющих обычную конфигурацию корпуса (без носового бульба), характерно проседание с дифферентом на корму. Скоростное проседание с дифферентом на нос характерно для крупнотоннажных судов. Результаты натурных испытаний показывают, что у судов с коэффициентом общей полноты Св > 0,8 проседание носовой оконечностью больше, чем кормовой.
При движении судна околокритическими скоростями просадка может достигать 5 – 7% от средней осадки. На малых глубинах величина просадки еще более увеличивается из-за присасывания корпуса судна к грунту.
Минимальная глубина, необходимая для безопасного плавания судна на мелководье (Нбез), определяется следующим выражением:
Нбез = dк + ∆dк + ∆dв + ∆dкр + Z,
где dк – осадка судна кормой, м;
∆dк – просадка кормы судна, м;
∆dк = α∆dср, м;
α - коэффициент, зависящий от соотношения длины и ширины судна;
∆dср - средняя осадка судна;
L/B | 3 - 5 | 5 - 7 | 7 - 9 |
α | 1,5 – 1,25 | 1,25 – 1,1 | 1,1 |
∆dв – увеличение осадки на волнении, м;
∆dв = 0,6 hв,
hв - высота волны, м;
∆dкр – увеличение осадки от крена судна, м
Z – запас воды под килем, который должен составлять
не менее 1 м.
Крупнотоннажные суда, имеющие полнообводные формы корпуса (Св > 0,8), при движении на мелководье проседают больше носом, чем кормой (рис. 5.8). Для определения скоростного проседания таких судов можно воспользоваться номограммой National Phisical Laboratory – NPL (рис.5.9) или таблицей 5.1.
Рис. 5.8. Влияние мелководья на управляемость крупнотоннажного судна
Рис. 5.9. Номограмма для определения просадки судна по методу NPL
Таблица 5.1Определение увеличения осадки судна от угла крена
2. Предотвращение загрязнения моря и меры борьбы с загрязнением. Содержание и требования МАРПОЛ. Ведение судовой документации по ПЗМ. Журнал нефтяных операций.Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.
МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:
вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;
сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;
нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;
нефтесодержащие продукты– смесь с любым содержанием нефти.
Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).