Генетическая интерпретация
Наконец и вы и ребенок готовы к тому, что многие авторы считают единственным видом интерпретации: к генетической интерпретации. На этом уровне вы проводите связь между непосредственным поведением ребенка и его историей.
Регулирование воздействия интерпретаций
Помимо соблюдения последовательности уровней предоставляемых интерпретаций; вы должны учитывать, какое потенциальное воздействие может оказать на ребенка конкретная интерпретация. Прямая и специфическая интерпретация игры небезопасна, поскольку ребенок обладает ограниченной силой эго – в силу психопатологии либо возраста. Если вам необходимо сделать некоторую интерпретацию, но вы видите, что ребенок не сможет воспринять ее, если высказать ее прямо, вы можете умерить ее воздействие, предложив интерпретацию в игровой форме, в контексте ваших отношений или в формате «как если бы», прежде чем предоставлять ребенку прямую интерпретацию.
Интерпретации в контексте игры.
Интерпретации, предлагаемые в ситуации игры ребенка, часто могут содержать достаточно мощный материал, не нарушая при этом его деятельность. Чтобы сделать их, вы просто приводите интерпретацию в соответствие с неким героем изобразительной игры ребенка и затем сообщаете свою интерпретацию этому герою, а не прямо ребенку. (Предположим, что ребенок, направленный на терапию из-за тревоги, испытываемой им в связи с отделением, играет с куклой и разыгрывает сцену ухода в школу. Вы можете воспользоваться этой возможностью, чтобы отразить тревогу куклы из-за необходимости уйти, ее страх по поводу того, что может что-нибудь случиться с матерью, пока ее не будет, или желание, чтобы кто-то из взрослых пожалел ее и позволил ей остаться дома и не ходить в школу). Подобные интерпретации можно предоставлять и еще в менее очевидной форме. Предположим, что ребенок разыгрывает сцену, в которой некий взрослый собирается куда-то пойти. Вы можете использовать эту ситуацию, чтобы отразить, что кукла, изображающая взрослого человека, видимо, совсем не нервничает и не беспокоится о том, что произойдет с остальными членами ее семьи. Вы даже можете использовать эту возможность, чтобы ввести некоторые стратегии разрешения проблем, которые может использовать ребенок. «Ты знаешь, что взрослый не нервничает, возможно, потому, что знает, что когда он придет в гости к своему другу, он может позвонить домой и проверить, как там идут дела».
Интерпретации - «как если бы» («as if interpretations).
Это интерпретации, предоставляемые ребенку как субъекту, обладающему общим опытом всех детей. Вы можете сказать: «Ты знаешь, другие мальчики твоего возраста очень злятся, когда их ругают перед всем классом». Таким образом, вы позволяете ребенку дистанцироваться от содержания и в то же время сообщаете ему ощущение того, что его опыт, возможно, не уникален и поэтому нет повода для такой уж сильной тревоги.
Интерпретации в контексте отношений.
Еще одна стратегия ограничения воздействия интерпретаций - интерпретация только в контексте отношений «клиент-терапевт». Эта техника может быть особенно полезной, когда вы пытаетесь установить рабочие отношения с ребенком, или при работе с детьми, проявляющими самое сильное сопротивление. i
Прямые интерпретации.
Когда ребенок полностью готов к интерпретациям, вы можете начинать непосредственно предоставлять их ему стандартным способом. Считается, что ребенок готов к интерпретациям, когда услышал все компоненты интерпретации по отдельности, и теперь достаточно спокоен и сконцентрирован, чтобы услышать, что вы собираетесь сказать. Не предлагайте ребенку прямых импровизированных бесцеремонных интерпретаций; они должны отражать серьезность проделываемой работы. И все же они не должны быть тяжеловесными и нудными. Они могут просто идентифицировать эмоцию или мотивацию, руководящие поведением ребенка, и, повторившись несколько раз в различных ситуациях, превратиться в шутку, понятную только вам и ребенку. Сигнал того, что ребенок действительно усвоил эту работу, появляется, когда он начинает делать или говорить что-то, а затем улыбается, поворачивается к вам и говорит: «Я знаю, знаю, это как если бы я...».
Но терапевтическая эффективность интерпретации зависит не только от правильного выбора ее типа, но и от режима ее предъявления. Если вы внезапно придумаете отличную генетическую интерпретацию или интерпретацию генерализованной динамики и предоставите ее ребенку без должной подготовки, есть шанс, что он не только отвергнет ее, но и будет некоторое время после этого сопротивляться дальнейшему включению в процесс терапии. Поэтому важно, чтобы в ходе терапии вы предлагали множество отражений и давали множество интерпретаций паттернов.
Переоценка
Несколько типов переоценки:
1. Помощь ребенку в определении ситуаций, которые, быстро выявляют специфические ожидания;
2- Создание новой связи ожиданий с контекстом отношений, в которых она сформировалась.
3. Дифференциация оригинального контекста, в котором формировались ожидания, от новых ситуаций.
4. Определение эмоций, запускаемых в действие ожиданиями.
5. Проведение проверок ожиданий в новых ситуациях, с тщательным учетом как подтверждающих, так и опровергающих их данных.
Говоря на языке экосистемной игровой терапии, неадаптивная межличностная схема - это фиксированные способы осмысления межличностных взаимодействий, которые не эффективны для успешного или адекватного удовлетворения потребностей ребенка, когда неадаптивная межличностная схема превращается, в самоисполняющееся пророчество.
(Например, в ходе процесса переоценки терапевт должен помочь ребенку осознать, что тот действительно ожидает насилия от всех новых взрослых. Затем терапевт должен продемонстрировать ребенку, что эти ожидания сформировались не в текущей ситуации, а в условиях длительных отношений с родителем или другим человеком, применявшим насилие. После этого ребенка можно направить на поиск отличий взрослых, с которыми он общается сейчас, от того, кто жестоко с ним обращался. Далее терапевт может обратить внимание ребенка на его тревогу, появляющуюся в результате ожиданий насилия (abuse), И в последнюю очередь терапевт может провести ребенка через различные взаимодействия, помогающие отличать взрослых, склонных к насилию и жестокости, от других. Когда ребенок замечает, что успешно с этим справляется, вместо того чтобы применять общую схему, это снижает его тревожность).
Разрешение проблем
В рамках экосистемной игровой терапии именно эффективное использование метода разрешения проблем (problem solving) кристаллизует корректирующие события, которые игровой терапевт смог создать для ребенка в практической или вербальной форме. Терапии терапевт проводит ребенка через последовательный процесс. Во-первых, терапевт выстраивает поддерживающие по своей природе отношения с ребенком, создавая, таким образом, рабочий альянс. И терапевт и ребенок осознают проблемы, с которыми необходимо справиться в ходе терапии. Во-вторых, терапевт способствует инициированию и течению игры ребенка как способа укрепления этих отношений, - начального и очень важного канала символического общения. Постепенно терапевт совершает третий шаг, когда через использование интерпретаций он приписывает смысл и значение игре ребенка. Четвертый шаг направлен на разработку детального описания природы и динамики проблем ребенка, на решение которых соглашаются клиент и терапевт, По мере того как ребенок приходит к такому пониманию, устанавливается арена для совершения пятого шага: разрешения проблемы. Именно процесс разрешения проблем позволяет ребенку выстраивать новые, непохожие на прежние способы эффективного и адекватного удовлетворения своих потребностей и терапевт поощряет ребенка критически оценивать эти новые решения и модели поведения и использовать их как на сессии, так и в жизни.
(При определении проблемы, которую предстоит разрешить, необходимо, чтобы она формулировалась как проблема, стоящая непосредственно перед данным ребенком. Поэтому «Я бью сестру» обычно не становится проблемой для большинства детей, тогда как «Меня наказывают за то, что я бью сестру» реальная проблема для ребенка. Если в вашей формулировке проблема не затрагивает ребенка, не терзает его, то, если принять во внимание его естественный эгоцентризм, у него будет минимальная мотивация для ее разрешения).