ФОРМООБРАЗОВАНИЕ и употребление МЕСТОИМЕНИЙ и числительных
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | ||||||||||
I. ФОРМООбразование И УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ | ||||||||||||
1.1. При употреблении с предлогом местоимений 3-го лица к ним прибавляется начальное н. Например: Без неё, у него, за ними, вокруг него, мимо них, ради неё. Исключения: Начальное н не прибавляется: · при употреблении с производными предлогами (типа вопреки ему, согласно ей, наперекор им, благодаря ей, в противовес им, по поводу его, в отношении её и др.); · при употреблении после сравнительной степени прилагательных и наречий (типа лучше её, старше его и др.) | сзади его наперекор ней в отношении них умнее него | сзади него наперекор ей в отношении их умнее его | ||||||||||
1.2. Соответствующими норме являются формы Род. падежа женского рода с предлогом типа у неё, от неё, ради неё | спросить у ней | спросить у неё | ||||||||||
1.3. Соответствующими норме являются только следующие формы притяжательных местоимений, указывающих на принадлежность к 3-му лицу: его, её, их | ихний велосипед ихий ребёнок ейная кофта | их велосипед их ребёнок её кофта | ||||||||||
1.4. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное. При несоблюдении этого правила может исказиться смысл предложения. Например: С наступлением каникул студенты разъехались; они их ждали с нетерпением | Мальчик - сирота, отец умер, когда ему было восемь лет | Мальчик - сирота, когда ему было восемь лет, умер его отец | ||||||||||
1.5. Нельзя заменять местоимением в форме множ. числа существительное с собирательным лексическим значением типа крестьянство, молодежь и т.д. Например: Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь | Русское крестьянство отличалось терпением, они редко бунтовали | Русские крестьяне отличались терпением, они редко бунтовали. | ||||||||||
Окончание табл. П.2.4 | ||||||||||||
II. ФОРМООбразование И УПОТРЕБЛЕНИЕ имён числительных | ||||||||||||
2.1. Количественные числительные типа пять, девять, тридцатьсклоняются как существительные 3-го склонения | Сейчас без пять десять | Сейчас без пяти десять | ||||||||||
2.2. Количественные числительные сорок, девяносто и сто имеют окончание -а во всех косвенных падежах (кроме Вин. пад.) | Переписываюсь со стами однокурсниками | Переписываюсь со ста однокурсниками | ||||||||||
2.3. Числительные два, полтора и слово оба имеют особую форму для употребления с существительными жен. рода. Ср: Полтора дня, но полторы недели | Я знаком с обоими секретаршами | Я знаком с обеими секретаршами | ||||||||||
2.4. Формы числительного полтора и полторы различаются только в Им. и Вин. падежах. Во всех других падежах употребляется общая форма полутора | Мы пробыли в Москве полторы сутки | Мы пробыли в Москве около полутора суток или Мы пробыли в Москве полтора суток | ||||||||||
2.5. При склонении сложного* количественного** числительного изменяются оба окончания. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами рублями | Пятистами ветеранами получены поздравления с Днём Победы | Пятьюстами ветеранами получены поздравления с Днём Победы | ||||||||||
2.6. При склонении сложного порядкового*** числительного изменяется только последнее окончание. Например: Мы рады вручить подарок нашему четырёхсотому клиенту | Выпущены пятьтысячные купюры | Выпущены пятитысячные купюры | ||||||||||
2.7. При склонении составного**** количественного чи-слительного должны изменяться все его составные части. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами шестьюдесятью девятью рублями | с пять тысяч тридцать одним жителем | с пятью тысячами тридцатью одним жителем | ||||||||||
2.8. При склонении составного порядкового числите-льного должна изменяться только его последняя составляющая. Например: Пошёл восемьсот шестьдесят девятый день его заточения | Это случилось в двух тысяче девятом году | Это случилось в две тысячи девятом году | ||||||||||
2.9. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно употребляется во множ. числе, при остальных числительных – в ед. числе Например: Сорок два студента приехали, но сорок шесть студе- нтов приехало | сорок четыре книги хранилось куплены шесть яблок | сорок четыре книги хранились куплено шесть яблок | ||||||||||
2.10. Правило употребления собирательных числительных (на примере числительного двое) | ||||||||||||
Брат | Сестра | Утёнок | Стол | Брюки | Мы | |||||||
Два/две | Два брата | Две сестры | Два утёнка | Два стола | ― | ― | ||||||
Двое | Двое братьев | ― | Двое утят | ― | Двое брюк | Нас двое | ||||||
пятеро девочек | пять девочек | |||||||||||
Примечания: * Сложное числительное – числительное, основа которого включает в себя два корня ( пятидесятый, двести).
** Количественное числительное – числительное, обозначающее абстрактное число (семь) или количество предметов (семь дней); отвечает на вопрос сколько?
*** Порядковое числительное – числительное, обозначающее порядок предметов при счёте (седьмой день); отвечает на вопрос который?
**** Составное числительное – числительное, состоящее из двух или более раздельно пишущихся компонентов (слов), например: восемьдесят пять, двести тридцать восьмой и т. д.
Таблица П.2.5