Движение по уровням обобщения

Первая часть упражнения

Вам нужно выбрать любое слово по желанию и двигаться ВВЕРХ по уровням обобщения, к примеру:

КИНО

Игра

Творчество

Искусство

Живое

Вторая часть упражнения

Используя то же самое слово, двигайтесь ВНИЗ по уровням обобщения, к примеру:

КИНО

Фильмы

Фильмы Ларса фон Триера

Фильм Ларса фон Триера «Догвиль»

Теперь проделайте это же самое упражнение со словами: автомобиль, текст, станок, книга.

Если возникают трудности, потренируйтесь с любыми другими словами.

Литература:[1], [2], [3], [6]

Практическое занятие № 6

«Манипуляции сознанием. Как всегда получать положительные ответы»

Теоретическая часть

Как умные женщины получают от мужчин, чего хотят

Существует способ получать от мужчины желаемое, называется он «методом Сократа». При помощи этого метода умная женщина получает положительный ответ мужчины на все свои просьбы. Нужно начать разговор с вопросов, на которые мужчина ответит положительно по собственному желанию.

Если мужчину (как и любого человека) в лоб спросить, купит ли он вам норковую шубу, в то время как мужчина собирался потратить эту сумму на ремонт своей квартиры, он, естественно, вам откажет. Когда человек говорит «нет», он всем своим существом противостоит нежелательному результату. Человек говорит «нет», и его самолюбие начинает требовать от него, чтобы он отстаивал свою точку зрения до конца. Если собеседник сказал «нет», переубедить его в дальнейшем очень сложно, а то и вовсе становится невозможным. Даже если он поймет, что был неправ, он не признает свою неправоту, ведь ему не хочется уязвлять свое самолюбие.

Поэтому очень важно строить свои вопросы так, чтобы собеседник отвечал вам положительно с самого начала разговора. Тогда его самолюбие не задето, и он настроен положительно к вам.

«Метод Сократа» как раз и основан на том, чтобы получать от собеседника, в данном случае от своего (или не своего) мужчины, положительный ответ на свою просьбу. Причем разговор строится таким образом, что мужчина сам приходит к тому решению, которое вам необходимо! Мужчина чувствует, что это он так решил, сам решил. То есть говорить с мужчиной стоит о том, что его интересует, и постепенно подводить его к тому вопросу, который вас волнует.

Например, женщине хочется, чтобы мужчина поехал с ней в горы, в то время как он собирается на море. Умная женщина не скажет сразу, что она не хочет видеть море, что горы — это все, что ей нужно. Она будет говорить о том, что касается его. Например, она начинает разговор: «Тебе необходимо отдохнуть». Мужчина, естественно, соглашается с этим. Она продолжает: «Обстановка, царившая вокруг последнее время, сказывается на твоем самочувствии. Тебя мучают головные боли». Естественно, мужчина соглашается и с этим, ведь он постоянно пьет таблетки, потому что у него раскалывается от боли голова. Она продолжает:

«Разреженный горный воздух очень полезен при мигренях, запах елей успокаивает нервную систему». С этим мужчина тоже согласен! Далее она говорит еще пару фраз, например, о полезности горного солнца и чистоте горных речек. Естественно, нужно вовремя остановиться, не уходя в дебри. Но прежде еще раз повторить фразу о том, что горный воздух лечит мигрени. Помните, что говорил Штирлиц? Запоминается лучше всего первая и последняя фразы в разговоре!

Сразу, конечно, вряд ли мужчина подскочит и, словно его озарило, произнесет, что завтра же они поедут в горы. Ему нужно подумать и прийти к решению самому. И можете не беспокоиться, либо через час-полтора, либо на следующий день мужчина скажет женщине примерно следующее: «Знаешь, я подумал и решил поехать в горы». Вот она и добилась своего!

И таким же образом вы можете добиваться своего всегда и практически везде.

Техника «5-4-3-2-1»

Для начала вспомним только что рассмотренную технику «да, да, да», которую еще называют «методом Сократа». Допустим, вам необходимо получить положительный ответ на какой-либо вопрос, на который, как вам кажется, собеседник может ответить отрицательно (например, у вас разные мнения, разные вкусы и т. д.), в этом случае вы можете поступить следующим образом. Вы начинаете говорить с ним о том, что есть на самом деле, или задаете вопросы, на которые он точно ответит положительно. Говорить о том, что есть на самом деле, — означает подтверждать своими предложениями существующую действительность. К примеру, вам необходима помощь какого-то человека, говорите о том, какой он умный, добрый, внимательный и т. д. (Откровенно льстить, конечно, не следует, ваши слова должны отражать действительность, должны иметь вполне реальные основания). Естественно, что со всеми приятными характеристиками человек, к которому вы обращаетесь, согласен. (Еще бы, а кому не понравится, что его так возносят?!). В итоге своего монолога вы говорите о своей проблеме, о том, что этот человек может вам помочь. Естественно, ему захочется помочь вам, хотя бы для того, чтобы ваше мнение по поводу его исключительности не изменилось в худшую сторону. Практически так же действует и перечень вопросов, ответы на которые точно будут положительными. Причем вданном случае ваши действия будут тем эффективнее, чем больше положительных ответов вы получите до того момента, как решите задать значимый для вас вопрос. И в том, и в другом случае необходимо уделять внимание одной из составляющих успеха при использовании этой техники, ваша интонация должна быть одинаковой для всех вопросов или утверждений, вам не следует выделять голосом то, что представляет для вас определенный интерес.

В любом случае получить согласие собеседника легче, если вы строите разговор таким образом, чтобы он предварительно два-три раза с чем-нибудь согласился. Пусть началом вашего разговора (любого разговора) будет «да», тогда практически в любой решающий момент, когда наступит время задать важный вопрос, из-за которого вы, собственно, и затевали беседу, ваш собеседник просто по инерции ответит «да». Предлагаемая техника «5-4-3-2-1» основывается на положительных ответах.

Вам необходимо, чтобы собеседник согласился с вашими словами, погрузился в состояние транса, а ваши внушения достигли его подсознания. Чтобы получить желаемый результат, прежде всего дайте своему собеседнику возможность выразить согласие с чем-то еще, тогда ему гораздо проще будет согласиться с вами еще и еще раз и в итоге воспринять ваше внушение.

Самое главное — все то, о чем вы говорите собеседнику, должно действительно иметь место в реальности, в ваших словах должна присутствовать «конкретизация проверяемых фактов». Вам следует говорить собеседнику только о том, что действительно в текущий момент точно присутствует в его опыте, или как минимум есть высокая степень вероятности, что это присутствует.

Для того чтобы научиться использовать предлагаемую технику, вам необходимо практиковаться.

Практическая часть

Ролевая игра 1

Техника «5-4-3-2-1»

Для выполнения упражнения вам необходим один помощник. Ваш приятель выступает в роли «клиента», а вы — «манипулятора».

Основная задача «манипулятора»: пройти пять этапов, описывая при этом то, что реально в текущий момент имеет место во внешнем мире «клиента», чтобы навести на него транс. Помимо того, что происходит во внешнем мире, нужно описывать и то, что происходит в его внутреннем мире, естественно, «клиент» может сразу же проверить слова «манипулятора» и согласиться с ними. Спустя некоторое время «манипулятор» начинает добавлять в свои предложения внушения, с помощью которых сообщает «клиенту» о том, что должно происходить в его внутреннем мире. Данные утверждения «клиент» проверить не может и по инерции будет соглашаться с ними.

Перед выполнением упражнения «клиент» может попросить «манипулятора» сделать ему вполне определенное внушение, к примеру, для решения какой-то проблемы.

На данном этапе не стоит пытаться сделать невозможное, в крайнем случае вы можете сделать ему внушение, допустим, такого содержания: «Ты становишься все более уверен в себе», или «Ты сможешь решить проблему».

Подведем итог вышесказанного: выполняя упражнение, вы в начале своего монолога говорите, в основном, о внешнем мире, а в конце — о внутреннем.

Рассмотрим использование техники «5-4-3-2-1» поэтапно.

Этап первый

«Манипулятор» предлагает «клиенту» четыре утверждения о том, что он видит в данный момент, и добавляет пятое утверждение внушающего характера.

Затем «манипулятор» предлагает четыре утверждения о том, что «клиент» слышит, и добавляет еще одно внушение.

После этого «манипулятор» предлагает четыре утверждения о том, что «клиент» ощущает, и также добавляет еще одно внушение.

Этап второй

«Манипулятор» предлагает «клиенту» три утверждения о том, что он видит в данный момент, и добавляет два утверждения внушающего характера.

Затем «манипулятор» предлагает три утверждения о том, что «клиент» слышит, и добавляет еще два внушения.

После этого «манипулятор» предлагает три утверждения о том, что «клиент» ощущает, и также добавляет еще два внушения.

Этап третий

«Манипулятор» предлагает «клиенту» два утверждения о том, что он видит в данный момент, и добавляет три утверждения внушающего характера.

Затем «манипулятор» предлагает два утверждения о том, что «клиент» слышит, и добавляет еще три внушения.

После этого «манипулятор» предлагает два утверждения о том, что «клиент» ощущает, и также добавляет еще три внушения.

Этап четвертый

«Манипулятор» предлагает «клиенту» одно утверждение о том, что он видит в данный момент, и добавляет четыре утверждения внушающего характера. Затем «манипулятор» предлагает одно утверждение о том, что «клиент» слышит, и добавляет еще четыре внушения.

После этого «манипулятор» предлагает одно утверждение о том, что «клиент» ощущает, и также добавляет еще четыре внушения.

Этап пятый

На данном этапе «манипулятор» может только внушать.

При желании можно углубить транс, доставляя «клиенту» больше приятных переживаний, но, как правило, на данном этапе состояние транса у собеседника и так уже достаточно глубокое.

В том случае, если «клиент» заранее просил о какой-то определенной помощи, то на данном этапе нужно дать ему внушение о том, что он сможет решить проблему. Если «клиент» ни о чем не просил, можно сделать ему неопределенные приятные внушения, имеющие конструктивную направленность.

Этап шестой

На данном этапе необходимо вывести собеседника из состояния транса. Выше мы уже говорили о том, что возвращение должно быть выполнено как можно аккуратнее: возвращать «клиента» постепенно и максимально комфортно для него.

Для того чтобы вам проще было учиться использовать предложенную технику, пользуйтесь приведенной ниже таблицей 2. Она поможет вам разобраться в последовательности утверждений и внушений.

Таблица 2

Шаблон техники «5-4-3-2-1»

Вид утверждений Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5
"Вы видите во внешнем мире"
Внушение
"Вы слышите во внешнем мире"
Внушение
"Вы чувствуете во внешнем мире"
Внушение

Используя эту технику, сосредотачивайте внимание вашего собеседника на тех предметах (действиях и т. д.), которые он в действительности способен воспринять, но, как правило, не воспринимает сознательно. Он ведь не воспринимает звук тиканья часов на стене осознанно, хотя вполне может его услышать. Так же, к примеру, он не осознает голосов прохожих на улице, хотя может их слышать. Ваш собеседник, как, впрочем, и вы, способен уловить движение своей грудной клетки вверх и вниз при дыхании, прикосновение одежды к его телу, но до того момента, пока вам или вашему собеседнику об этом не сказать, ни вы, ни он не осознаете эти вещи.

Как и в предыдущих случаях, используйте синонимы в своей речи для обозначения состояния транса. К примеру, можно использовать следующие выражения: «вы видите внутренним зрением» и «вы слышите внутренним слухом».

Пример введения человека в измененное состояние с помощью техники «5-4-3-2-1» представлен в приложении 3.

При выполнении упражнения, а также при использовании данной техники в дальнейшем обратите внимание на следующее. Описывая все, что происходит вокруг «клиента», окажитесь от субъективной оценки характеристик предметов и действий.

Все, что находится во внешнем мире собеседника в данный момент, можно охарактеризовать с помощью цвета, формы, месторасположения. Когда вы описываете какой-либо предмет, вы можете назвать его цвет, к примеру, цвет растений зеленый, вы и говорите «зеленый». Уже после этого вы имеете возможность использовать другие характеристики, к примеру, в отношении растений: «успокаивающий цвет».

Откажитесь от субъективных характеристик, описывая то, что происходит в текущий момент вокруг вашего собеседника. Давайте максимально упрощенное описание, придерживайтесь лучше цвета и формы предметов и действий, в этом случае ваш собеседник скорее с вами согласится.

К тому же не стоит ограничиваться описанием только предметов, стен и пола. Ваш собеседник может видеть и себя, и вас.

Литература:[2], [5], [6], [7]

Практическое занятие № 7

«Манипуляция сознанием. Якорная техника»

Теоретическая часть

«Якорная техника» основана на условном рефлексе.

Вы входите к себе домой вечером, в прихожей темно, что вы делаете? Тянете руку к выключателю и включаете свет, причем вы знаете, в какую сторону, на какую высоту необходимо поднять руку, это и называется условным рефлексом. Связь «в комнате темно — протянуть руку наверх, нажать на выключатель» работает на автомате, рефлекторно. Если перенести выключатель на другое место, вы еще некоторое время по привычке, рефлекторно иногда будете тянуть руку к старому местоположению выключателя, пока не привыкнете к новому, пока не выработается новая связь, новый рефлекс.

«Якорь» — причина, сигнал, запускающий механизм выработанного условного рефлекса, вызывающий определенное эмоциональное состояние. «Якорь» можно приобрести двумя способами.

Первый способ. «Якорь» приобретается человеком в результате переживания последовательности каких-либо повторяющихся событий.

Второй способ. «Якорь» приобретается в результате произошедшего одного события, но вызвавшего сильные эмоциональные переживания.

Вернемся к примеру с выключателем. Вы повторяли несколько раз одно и то же действие, пока не запомнили, в каком именно месте находится кнопка, которая при нажатии на нее гарантирует появление света в помещении. Это пример как раз первого способа приобретения «якоря».

Допустим, кого-то укусила собака, этот кто-то вполне может начать опасаться собак, а то и бояться до ужаса. Это пример приобретения «якоря» в результате сильного события, вызвавшего сильное эмоциональное переживание.

Подобных примеров приобретенных неосознанных условных рефлексов у каждого человека множество. Все «якоря» делятся на положительные и отрицательные.

Положительный «якорь» — «якорь», связанный с положительными эмоциями, вызывающий приятные переживания или способствующий развитию реакции.

Отрицательный «якорь» — вызывающий отрицательные эмоции, способствующий уменьшению определенной реакции.

В роли «якоря» могут выступать визуальные объекты, то есть то, что человек видит (предмет, чье-либо лицо, указатель, цвет, форма, местоположение и т. д.), аудиальный объект — то, что человек слышит (чей-либо голос, какой-то сигнал, звук, чья-то речь, определенное слово и т.д.), кинестетическое переживание — то, что человек чувствует (вес, температура чего-либо, прикосновение и т. д.). Как следствие, «якоря» можно разделить на визуальные, аудиальные, кинестетические.

Утром звонит будильник, вы встаете. Звонит телефон, вы поднимаете трубку. Сигналит машина, вы уступаете дорогу (или не уступаете, назло, например). По радио говорят о потрясающих воображение скидках в каком-то магазине, вы направляетесь к нему. Все это аудиальные «якоря». (Далее в тексте слово «якорь» будет без кавычек).

Милиционер машет жезлом, вы останавливаетесь. Светофор горит красным, вы останавливаетесь. Вам улыбается симпатичная девушка, первая мысль, которая вам приходит в голову: «Значит, я ей нравлюсь!». На витрине магазине написано слово «СКИДКИ!», вы направляетесь в магазин. Перечисленные примеры — визуальные якоря.

Вас стукнули на этой улице палкой, вы больше не ходите по этой улице. Недавно вам на стул кто-то положил кнопку, теперь, прежде чем сесть, вы смотрите внимательно на сиденье. Вчерашним утром из кранa с горячей водой потекла холодная, сегодня вы сначала проверили температуру воды, только потом встали под душ. Все это кинестетические якоря.

Часто якоря используются в рекламе.

Прокрутили по телевизору ролик примерно такого содержания: стоит (едет и т. д.) машина, а за рулем сидит ну очень красивая девушка, стильно одетая. Показали ролик еще пару раз. Через некоторое время у зрителей вырабатывается реакция «машина — красивая, стильная, модная девушка», таким образом, зритель машину воспринимает, как красивую, стильную, модную, крутую и т. д., так как он связывает его с продемонстрированной на экране девушкой, которая ему очень нравится.

Вы можете с не меньшим успехом использовать якоря, ставить необходимые и избавляться от ненужных, использовать якоря при введении в транс и манипуляциях сознанием собеседника.

В зависимости от того, насколько удачно выбран момент для постановки якоря, а также избранный тип якоря и точное воспроизведение уже поставленного якоря, зависит степень эффективности якоря.

Манипулятор приглашает на сцену какого-нибудь молодого человека и спрашивает его о каком-либо приятном переживании. Например, встреча с любимым человеком, похвала шефа за отлично выполненную работу, выигрыш в лотерею и т. д. Манипулятор предлагает прочувствовать названную молодым человеком ситуацию вновь, помогает ему пережить те приятные ощущения еще раз, задавая соответствующие вопросы: «Вспомните, как это было приятно, сколько удовольствия вы испытывали при этом...». Молодой человек, переживая заново те приятные ощущения, начинает улыбаться, его глазные яблоки совершают характерные движения, и в этот момент манипулятор устанавливает кинестетический якорь — прикасается к правому локтю рассказчика. Затем ведущий закрепляет якорь, он говорит молодому человеку: «Я рад, что вы так легко можете получить удовольствие», — и повторяет свое прикосновение к правому локтю молодого человека. Затем он меняет тему разговора, начинает говорить о повышении цен на бензин. В этот момент молодой человек хмурится, ему явно не нравится это повышение. Ведущий со словами: «Слишком высокие цены, не правда ли?», — прикасается к правому локтю молодого человека. Молодой человек кивает, а манипулятор продолжает в том же духе: «Сложновато придется при таких ценах?», — молодой человек кивает и при этом начинает улыбаться. Ведущий спрашивает у него: «А почему вы улыбаетесь?», — при этом повторяя свое прикосновение к правому локтю молодого человека, в результате чего молодой человек начинает смеяться.

Итак, манипулятор действовал, придерживаясь следующей последовательности. Сначала он предложил молодому человеку вспомнить что-нибудь приятное и погрузиться в эти радостные ощущения. Пока молодой человек погружался в свои волнующие переживания, манипулятор внимательно наблюдал за движением его глазных яблок, за изменением его настроения, определяя момент наилучшего погружения в переживание. В момент, когда на лице молодого человека появилась улыбка, свидетельствующая о достижении вершины переживаний, он поставил кинестетический якорь. Начав беседу на новую тему, манипулятор специально выбирает негативную тему, чтобы продемонстрировать действие якоря. Итак, молодому человеку не нравится то, о чем идет разговор, манипулятор это видит и задействует только что поставленный якорь, чем и вызывает улыбку и смех молодого человека. Якорь пробуждает в молодом человеке приятные, радостные ощущения, несмотря на то, что речь идет о ценах на бензин.

Ниже приводятся примеры установки отрицательного якоря.

Ведущий приглашает на сцену кого-нибудь по желанию, выходит молодая девушка. И он спрашивает у нее, пила ли она когда-нибудь водку, она кивает. Он просит вспомнить ее самые первые, довольно тягостные, не очень приятные переживания, которые у нее были связаны с первым глотком водки. «Наверно, при первом глотке было ощущение, что горло охватил пожар, было трудно дышать...». У девушки появляется мимика, соответствующая переживаемым ощущениям, она сглатывает слюну. Ведущий наблюдает за девушкой, и когда ее переживания достигают вершины, он делает отрывистый жест правой рукой, ставит, таким образом, визуальный якорь. «У вас было ощущение горечи во рту?», — при этом манипулятор повторяет жест. Девушка говорит, что ее рвало, ведущий мгновенно реагирует: «Ах, вас даже рвало!», — повторяет жест. «Текли слезы, были спазмы в желудке, вы чувствовали слабость, ноги подгибались...»,— продолжает ведущий и повторяет свой жест. Манипулятор делает паузу и продолжает: «Я вообще-то хотел предложить вам пообедать во время перерыва со мной, согласны?», — в этот момент ведущий повторяет свой жест. Девушка отрицательно качает головой. «Может, все-таки перекусим совсем чуть-чуть, съедим порцию шашлыка, московского салатика?», — при этом повторяет свой жест. Девушка отказывается, чуть сморщив при этом лицо...

Манипулятор действовал в этом случае аналогично предыдущему примеру. Сначала он предложил девушке вспомнить что-нибудь не очень приятное и погрузиться в эти противные ощущения. В течение того времени, пока девушка переживает те тягостные ощущения, манипулятор внимательно наблюдает за движением ее глазных яблок, определяя момент наивысшего погружения в переживание, и за изменением ее мимики и настроения. В тот момент, когда на лице девушки появляется выражение, свидетельствующее о достижении вершины переживаний, манипулятор ставит визуальный якорь. После того, как якорь поставлен и закреплен повторами, манипулятор начинает приглашать девушку пообедать. Хотя обед должен вызывать приятные эмоции, так как перерыва давно уже не было, и девушка, скорее всего, голодна, она отказывается. Манипулятор задействует отрицательный якорь, и у девушки обед вызывает неприятные ощущения. Якорь пробуждает в девушке неприятные, тягостные ощущения, несмотря на то, что речь идет о вкусном шашлыке и московском салатике.

Во всех приведенных примерах манипулятор берет некоторую эмоцию, некоторое переживание из одного контекста, закрепляет его якорем и затем переносит в другой контекст, отдавая при постановке якоря предпочтение наименее осознаваемой системе, то есть визуалу ставит кинестетический якорь, а кинестетику — визуальный. При этом манипулятор придерживается определенных правил при постановке и использовании якоря.

Правило первое: якорь нужно ставить на высоте переживания.

Правило второе: якорь необходимо воспроизводить максимально точно.

Правило третье: лучше всего ставить кинестетический якорь — прикосновение обязательно воспринимается подсознанием.

Для того чтобы эффективно применять якорную технику, вам необходимо быть очень наблюдательным. Чтобы поставить якорь на вершине переживания, эту самую вершину переживания — момент его наивысшей погруженности в нужное вам переживание — необходимо уметь замечать. Вам следует обращать внимание и на несловесные проявления эмоций (в основном это мимика и дыхание), и на характер движения глазных яблок собеседника.

Для каждого переживания характерна своя строго определенная последовательность движений глазных яблок. Разговаривая с собеседником, нужно определить и запомнить его стереотип движений глазных яблок в момент наивысшего переживания, то есть в тот самый момент, когда вам необходимо поставить якорь. После этого в ходе нейтральной беседы можно для проверки задействовать якорь, чтобы посмотреть, будет ли последовательность движений глазных яблок той же. Если последовательность движений глазных яблок та же самая, значит, все в порядке, якорь вы поставили удачно, и он работает. В том случае, если последовательность иная, значит, якорь не действует, вам необходимо проделать все заново, чтобы поставить якорь правильно.

Необходимо развивать наблюдательность, чтобы эффективно пользоваться якорями. Выполните для тренировки следующее упражнение.

Практическая часть

Ролевая игра 1

Наши рекомендации