Примеры линейных фигурок от трех моих самых любимых художников и дудлеров
Том Голд [34]
Эд Эмберли [35]
Дейв Грей [36]
Я хочу, чтобы вы поразмышляли на этими персонажами и спросили себя, что у них общего. Опишите в трех строках свои наблюдения.
Рассматривая нарисованных человечков, вы наверняка могли бы предложить множество разных интересных наблюдений. Но если вы написали: «Их может нарисовать каждый», – тогда вам от меня особые поздравления. Вы применили всю мощь дедукции, чтобы угадать, к чему я вела.
Главная прелесть этих линейных фигурок – а они послужат для нас важным коммуникационным инструментом – для их создания не требуются художественные способности. Только внесем ясность: да, те люди, чьи рисунки послужили для нас источником вдохновения в этом разделе, являются профессиональными художниками. Все они получили должное образование, и знание человеческого скелета позволило им нарисовать эти фигурки так, чтобы они выглядели реалистично. Однако это необязательно. Для тех целей, которые интересуют нас, – а это способность эффективно думать, решая проблемы, – рисование более-менее достоверных человеческих фигурок в движении не требует никаких художественных талантов и специального образования. Я знаю об этом потому, что сама не имею никакого художественного образования (хотя один год ходила в школьный кружок рисования), но это не мешает мне успешно рисовать человеческие фигурки в движении.
Так что пользуйтесь визуальным алфавитом, позаботьтесь о том, чтобы иметь перед глазами (или в мыслях) образец фигуры, выполняющей нужное движение (найдите подходящую фотографию, включите воображение, сами себе позируйте или попросите кого-нибудь позировать вам), и следуйте перечисленным ниже общим рекомендациям.
1. Начинайте с большого и затем переходите к малому. Чтобы в рисунке чувствовалось движение, сначала постарайтесь определить расположение основных центров тяжести фигуры (в зависимости от позы), а затем нарисуйте их под такими углами, которые соответствуют характеру движения. У человека главным центром является туловище, затем идут ноги, потом руки. Поэтому, если человек чешет пальцы ног, его центры тяжести располагаются примерно так.
У слона главными центрами тяжести служат туловище и голова. Поэтому, когда слон гонится за клоуном в цирке, это может выглядеть примерно так.
Если центры тяжести изображаемых фигур неочевидны, прищурьтесь и постарайтесь найти их. (Мне часто приходится самой принять соответствующую позу, чтобы почувствовать, где и как располагается центр тяжести в моем собственном теле.) Когда вы прищуриваетесь, второстепенные отвлекающие детали отсеиваются, и это позволяет почувствовать всю цельность и массивность объекта. Такого же эффекта позволяет добиться взгляд на расстоянии. Так вы видите структуру в целом, не цепляясь глазом за составные части. Итак, начинайте с большого, а потом переходите к малому. И имейте, пожалуйста, в виду, что формы человеческого туловища и головы могут очень сильно варьироваться. Из элементов визуального алфавита вам могут пригодиться и глаза, и овалы, и прямоугольники, и треугольники, и даже волнистые линии. Присмотритесь к формам головы и туловища персонажей комиксов и мультфильмов. Экспериментируйте с разными формами, но не усложняйте. (Во время сеансов инфодудлинга редко появляется возможность для изысков.) Когда найдете собственный почерк, держитесь его.
2. Рисуйте поверху и не бойтесь пересекать линии. Люди часто с излишним трепетом относятся к линиям, когда рисуют фигуры или предметы. Не бойтесь пересекать уже нарисованные линии другими линиями. В мире инфодудлинга единственный человек, которого беспокоит то, что вы разрешаете себе пересекать линии, – это вы сами. В дудлах позволительны небрежные пересечения там, где это недопустимо в «настоящем искусстве».
3. Используйте линию основания (или линию горизонта). Это линия пересечения горизонтальной и вертикальной (картинной) плоскостей. Как правило, имеет смысл включать линию основания в композицию рисунка, потому что она помогает зафиксировать изображаемые объекты в пространстве. Обратите внимание, что на рисунках, иллюстрирующих первую рекомендацию, линия основания присутствует, благодаря чему возникает ощущение, что изображаемые фигуры опираются на землю, а не висят в воздухе. А вот голова человека на рисунке выше визуально как раз и висит в воздухе. Таким образом, линия основания помогает привязать изображаемые объекты к окружающему миру, особенно если это имеет значение для передачи вашей идеи.
4. Рисуйте головы детей крупнее, чем взрослых. У детей голова диспропорционально большая относительно туловища. Если проблема, которую вы решаете, имеет прямое отношение к детям, подчеркните это обстоятельство, рисуя человечков с большими головами. Ясно, что и рост указывает на возраст, но, если на рисунке нет взрослых, с которыми можно было бы сравнивать рост, большая голова наилучшим образом указывает на то, что речь идет о ребенке.
5. Ориентируйте нос в нужную сторону. В некоторых случаях для различения поз (например, чтобы отличить человека, который стоит в задумчивости, от того, кто кого-то высматривает) необходимо прибегать к более тонким нюансам. В этих случаях нос служит важным индикатором действия, подсказывая зрителю, чем занят изображаемый человек. Взгляните на эти три фигуры. Невольно усомнишься, справедливо ли зеркалом души называют глаза, а не нос.
6. Если с первого раза не получилось… вы знаете, что делать. Если нарисовать линейного человечка, который ползет, не получается, просто попробуйте еще раз. Создание линейных фигурок занимает считанные секунды, поэтому вы можете экспериментировать сколько угодно. Мне труднее всего дается рисование танцующих людей. Мои танцоры всегда выглядят так, словно у них переломаны руки и ноги или как будто они взбесились. И я продолжаю перерисовывать их, пока не достигну сходства с действительно танцующими людьми. Затем закрепляю свой успех, повторяю получившийся рисунок столько раз, сколько понадобится. Из повторений в конце концов рождается то, чем можно пользоваться. К счастью, в инфодудлинге мне не так часто приходится рисовать танцующих человечков.
Теперь ваша очередь попрактиковаться в рисовании линейных фигурок. Есть вероятность, что с первого раза получится не очень хорошо (в противном случае практика вам ни к чему), но, несмотря на трудности и неудачи, вы наверняка почувствуете, как это здорово и весело пытаться создать по-настоящему живого человечка, используя самые простые линии. Возможно, вы изумитесь тому, как порой легкий изгиб линии резко меняет поведение рисуемого человечка. (Вы наверняка удивитесь также проницательности вашей зрительной коры, которая так четко улавливает движения нарисованных персонажей, что обмануть ее просто невозможно.)
УПРАЖНЕНИЕ
Ниже вы видите список. Ваша задача – нарисовать человеческие фигурки, выполняющие указанные для каждого пункта действия. Если вам нужно больше места для попыток (а их, если вы не прирожденный художник, вам понадобится немало), заведите тетрадку и практикуйтесь там. Расширьте диапазон изображаемых действий. Например, можно нарисовать человека, разговаривающего по телефону или выступающего перед микрофоном. Нужно много тренироваться, если, как я уже говорила, вам приходится постоянно иметь дело с покупателями и клиентами.
НУ ЧТО Ж, ПРИСТУПАЙТЕ!
• Человек с продуктовой тележкой
• Ползущий человек
• Думающий человек
• Бегущий человек
• Сидящий человек
• Стоящий человек
Надеюсь, этот раздел помог снять покров таинственности с рисования базовых фигур. Изображение людей и животных в самой простейшей форме позволяет быстро включить визуальное мышление, одновременно избегая отнимающего много времени и сил стремления к точности и изысканности. Последнее зачастую образует труднопреодолимый барьер на пути к инфодудлингу и отнюдь не служит нашим целям. Вместо того чтобы сравнивать себя с такими мастерами, как да Винчи или Микеланджело, будем больше ориентироваться на комиксы Чарльза Шульца и радоваться тому, что от мастерства выдающихся художников нас отделяют лишь несколько ступенек. И ни в коем случае не извиняйтесь за огрехи в рисунке. Мы первопроходцы в мире визуального мышления! Стыдиться тут нечего.
Рисование лиц
Итак, фигурки дудлить вы научились. Теперь снабдим этих людей лицами. Вам совсем не нужно становиться мастером в этом деле; достаточно овладеть лишь некоторыми хитростями передачи разных эмоций и выражений лица. Это очень ценное умение – например, когда вы решаете проблемы, связанные с необходимостью удовлетворить клиентов или покупателей. А еще это пригодится, когда вам кровь из носу надо развеселить своего босса (в приватной обстановке).
УПРАЖНЕНИЕ
Одним из моих самых любимых инструментов изучения разных выражений лиц является матрица лиц. Как и все применяемые нами инструменты, этот очень прост в использовании и поможет быстро перейти от неведения в состояние человека, который уже кое-что умеет. Выполните по пунктам указанное упражнение. По обе стороны пустой рамки вы найдете наглядные подсказки на тот случай, если запутаетесь.
Закончив работу над матрицей лиц, вы должны проанализировать эмоции, которые нарисовали, и дать им какие-то названия. Можно ли на одном лице увидеть сразу несколько эмоций? Сколько всего эмоций может быть на одном лице? Надеюсь, что из этого упражнения вы, среди прочего, вынесете осознание того, насколько легко можно передать эмоции в рисунке. Для этого вам не нужны многочасовые занятия; достаточно изогнуть рот в ту или другую сторону, чтобы отличить радость от печали. Ясно, что овладение матрицей лиц не сделает вас в одночасье мастером передачи разных оттенков эмоций (скажем, комбинации радости и облегчения), но теперь вы способны визуализировать не менее девяти разных выражений лица и использовать это умение как отправную точку для передачи более сложных эмоций, если это вдруг потребуется для инфодудлинга.
Сейчас я чувствую себя обязанной обратиться к тем из вас, кто слишком критически судит свое творчество, в отличие от других людей, относящихся, как ни странно, к вашим рисункам гораздо терпимее. Нарисованные лица отнюдь не должны выглядеть как настоящие. В части интерпретации наш мозг крайне неприхотлив и охотно узнает лица даже там, где их на самом деле нет![37]Мы запрограммированы на это в процессе эволюции. Мы скорее увидим в джунглях лицо там, где его нет, чем пропустим его, где оно есть и только ждет возможности наброситься на нас. А может быть, мотив у природы был иной – в узнавании черт лица мы должны быть очень хороши, чтобы не ошибиться и не взять в жены сестру, которую давно не видели. Как бы то ни было, в распознавании лиц мы все сильны. Каждый видел лицо на поверхности Луны, и многим из нас наверняка случалось видеть человеческие лица в облаках, в игре светотени, на древесной коре… Буквально на днях я увидела лицо в складках своей подушки.
Я знаю, что вы видите лицо в складках моей подушки. С этим ничего нельзя поделать. Вы запрограммированы видеть это.
Формы лиц могут быть так же многообразны, как и человеческие фигуры. Если вам не симпатичны круглые лица, рисуйте их в форме сердечка. Найдите такую форму, которая вам больше нравится. Мозг все равно не ошибется и узнает лицо в любой форме. И как раз для того, чтобы укрепить эту удивительную гибкость мозга в плане распознавания, хочу представить вам еще одну игру. Я назвала ее «Сделай лицо».
УПРАЖНЕНИЕ
Возьмите лист бумаги и ручку. Закройте глаза и проведите ручкой по бумаге. Сделайте случайное, извилистое движение, так чтобы был хотя бы один крутой поворот. (Иными словами, это не должна быть просто точка или прямая линия. Побольше поворотов и изгибов.) Откройте глаза, рассмотрите получившуюся линию, а затем сделайте из нее лицо. Вы обнаружите, что редко бывают ситуации, когда лицо из случайной кривой линии нельзя было бы сделать. Повторите эксперимент. Теперь попробуйте создать ситуации, чтобы лицо невозможно было сделать. У вас ничего не получится. Еще раз проведите линию с закрытыми глазами и покажите ее другу, чтобы он превратил ее в лицо. Вы не найдете человека, который бы не справился с этой задачей. Не верите? Ниже представлены 3 линии, которые я провела с закрытыми глазами, а потом превратила их в узнаваемые лица (правда, не сказала бы, что красивые).
Как можно судить хотя бы по этому упражнению, лица окружают нас повсюду. Даже если у вас нет желания глубоко лезть в изучение лиц и его выражений, знайте, что вполне достаточно уметь отобразить наиболее фундаментальные эмоции – радость, печаль, гнев, растерянность, беспокойство, страх, удовлетворение. Это стандартные эмоции, испытываемые вашими клиентами и акционерами. И их надо уметь почувствовать и передать, составляя карту переживаний людей, сталкивающихся с вашими продуктами и услугами. Снабдите человека лицом, и он сразу становится близок и понятен вам. Зачем это нужно – вам станет окончательно ясно в последних двух главах книги.