Типология школьных затруднений
№ | Типы затруднений | Ситуации, задания, методики, игры необходимые для их диагностики |
1. | Этап «входа информации». | |
2. | Этап "осмысления, переработки информации". | |
3. | Этап "конечного результата или выхода". | |
4. | Сфера мотивационно-потребностная |
Текст для выполнения заданий
Р.Фоерштайном была предложена следующая модель, направленная на определение трудностей когнитивного функционирования, назовем ее условно "треугольником Фоерштайна". На основании выделенных исследователем основных групп затруднений учащихся, мы считаем возможным обосновать типологию, к которой может обращаться учитель-практик для определения типа затруднения у ученика.
В соответствии с этой моделью определены этапы, на которых учащимися могут ощущаться трудности (внутри этапов использована классификация когнитивных функций Ж.Пиаже):
1. Этап «входа информации». На котором, могут быть трудности:
· в четком восприятии информации,
· систематизации воспринимаемых данных,
· проблемы на стадии сбора данных учеником,
· неумение комбинировать два источника информации,
· импульсивное поведение,
· несистемность в действиях.
2. Этап "осмысления, переработки информации". На данном этапе могут возникать трудности:
· в умении анализировать полученные данные,
· умение видеть и выделять проблему,
· умение отбирать наиболее важные данные,
· умение делать абстрактные переносы,
· умение планировать свою деятельность,
· способности к прогнозированию,
· умение устанавливать взаимосвязи,
· умение сравнивать, классифицировать,
· умение мыслить логически,
· умение делать заключения.
3. Этап "конечного результата или выхода". На этой стадии ученик может испытывать трудности в вербализации полученных решений, например, неумение делать точные и правильные формулировки. Здесь же могут обнаруживаться трудности коммуникативного плана – непреодолимость внутренних проблем, из-за боязни неудачи.
4. 1,2,3 - 4. Сфера мотивационно-потребностная, которая влияет на все три перечисленных выше этапа.
Литература к семинару.
Название | Автор | Вид издания | Место издания, издательство, год издания | Кол-во экз. | Место хран. | |||||
Основная литература | ||||||||||
1.Теория обучения | Андриади И.П. и др. | учебное пособие | М.: Академия, 2010. — 335 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
2.Дидактика | Ситаров В.А. | учебное пособие | М.: Академия, 2008. —415 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
3.Теория обучения в вопросах и ответах | Загвязинский В.И. | учебное пособие | М.: Академия, 2008. — 158 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
4.Дидактика | Осмоловская И.М. | учебное пособие | М.: Академия, 2008. — 240 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
5.Основы обучения: дидактика и методика | Краевский В.В. | учебное пособие | М.: Академия, 2008. —348 с. М.: Академия, 2007. — 348 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
.Теория и технология обучения: деятельностный подход | Фокин Ю.Г. | учебное пособие | М.: Академия, 2008. — 240 с. М.: Академия, 2006. — 240 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
.Теория обучения | Гребенюк О.С. | учебник | М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 382с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
.Инновационные педагогические технологии. Активное обучение | Панфилова А.П. | учебное пособие | М.:Академия 2009. —192 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
.Обучение как вид педагогической деятельности | Сериков В.В. | учебное пособие | М.: Академия 2008. — 225 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
Педагогика | Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. | учебное пособие | М.: Академия, 2006. — 567 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
.Теория обучения: Современная интерпретация | Загвязинский В.И. | учебное пособие | М.: Академия, 2006. — 188 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
.Современная дидактика | Хуторской А.В. | учебное пособие | М.:Высшая школа, 2007. — 639 с. | Б-ка АлтГПА | ||||||
·