Татья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 29] [Статья 29.7]
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Билет 5
1.
· Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
· [Закон РФ "О полиции"] [Глава 6] [Статья 30]
· 1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
· 2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
· 3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
· 4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
· 5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
· 6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
· 7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.
2. Организация и осуществление конвойной службы милиции
Конвойная служба милиции представляет собой деятельность по организации и практическому осуществлению конвоирования
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений к месту назначения в установленном порядке. Основными задачами данной службы являются: обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения; поддержание при этом установленного для них режима; предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.
Непосредственная организация конвойной службы милиции возлагается на командиров конвойных частей (подразделений) милиции МВД, УВД и начальников горрайорганов внутренних дел. При назначении конвоя они обязаны: определить ему конкретные задачи, способы и сроки их выполнения, порядок связи с конвойным подразделением милиции и взаимодействия с органами внутренних дел по пути следования, а также особые обязанности конвоиров Указанные должностные лица определяют маршруты и графики движения конвоя; отдают распоряжение о подготовке для конвоя соответствующих документов, транспорта, необходимых средств связи и сигнализации, вооружения и снаряжения, путевого довольствия на конвой, конвоированных и служебных собак; организует инструктаж конвоя и контроль за несением им службы.
Оперативное руководство конвоями и ответственность за выполнение ими задач возлагаются на дежурного по конвойному подразделению милиции (органу внутренних дел).
Для конвоирования задержанных и заключенных под стражу назначается конвой в составе начальника (старшего конвоира) и конвоиров. В зависимости от числа и степени опасности конвоируемых, характера маршрута и условий конвоирования милицейский конвой может быть двух видов: обыкновенный и усиленный Обыкновенный конвой назначается из расчета 2 конвоира на 1—2 конвоируемых, 3 конвоира на З—б конвоируемых, 7 конвоиров на 7-10 конвоируемых и т.д. Усиленный конвой наряжается при получении данных о готовящемся побеге или нападении на конвой, а также в связи с большой протяженностью, сложными географическими и климатическими условиями маршрута конвоирования. Начальником такого конвоя назначается лицо среднего начальствующего состава, численность конвоиров при
этом увеличивается.
Милиция осуществляет конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в городские и районные суды, в следственные
изоляторы, на обменные пункты, санитарную обработку, для проведения следственных действий. Помимо этого в населенных пунктах, где нет конвойных частей (подразделений) внутренних войск, милиция осуществляет конвоирование осужденных на судебные заседания из следственных изоляторов, тюрем, исправительно-трудовых учреждений, а также охрану подсудимых во время судебного заседания в краевых и областных судах и отконвоированиеих обратно.
Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде являются письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, судов, а также начальников ИВС и следственных изоляторов. Также заявки отправляются с учетом получения их за трое суток до начала производства следственных действий или судебного заседания. Исполнения заявок, поступивших позднее указанного срока, допускается в исключительных случаях.
Прием для конвоирования задержанных и заключенных под стражу производится по одному. Каждый принимаемый тщательно опрашивается и результаты опроса сверяются с документами. Принимаемые для конвоирования лица согласно имеющимся на них документам регистрируются в путевом журнале. Затем они подвергаются обыску, а их личные вещи — досмотру, о чем делается запись в путевом журнале.
Приему для конвоирования не подлежат лица с неправильно оформленными документами или без таковых; больные, не подлежащие по заключению врача конвоированию; одетые не по сезону и не обеспеченные продовольствием; не прошедшие санитарной обработки.
Перед началом движения к месту назначения начальник конвоя предупреждает конвоируемых об обязанности безоговорочно выполнять все требования конвоиров и о возможности применения к ним оружия в случае побега или нападения на конвой. В пути следования он следит за выполнением конвоируемыми установленного режима, ведет путевой журнал, принимает меры к усилению охраны на привалах и ночлегах. При необходимости начальник конвоя может обратиться за содействием в подразделения органов внутренних дел и другие учреждения.
К конвоируемым, проявляющим буйство, оказывающим физическое сопротивление конвоирам или совершающим другие в1сильственные действия, допускается применение физической
силы, наручников, связывания и приемов самбо. Эти меры могут применяться при конвоировании особо опасных преступников либо к лицам, покушающимся на побег из-под конвоя.
Конвоирование задержанных и заключенных под стражу осуществляется следующими способами: на автомашинах, железнодорожным, водным и воздушным транспортом, а также на гужевом транспорте и пешим порядком. При этом в зависимости от способа конвоирования определяется тактика охраны конвоируемых лиц.
Наиболее распространенным способом является конвоирование на автомашинах, которое, как правило, осуществляется в специально оборудованных автомобилях. В них имеются две-четыре одиночные камеры и одна общая, что позволяет при переезде соблюдать требования внутренней изоляции конвоируемых. В конвой на автомашине выделяются не менее 3-х конвоиров, включая начальника конвоя и милиционера-водителя. Ключи от замков камер хранятся у начальника конвоя (старшего конвоира), который размещается в кабине водителя.
В исключительных случаях и на небольшие расстояния допускается конвоирование в легковых автомобилях, открытом или закрытом грузовом автотранспорте. При этом необходимо соблюдать ряд установленных требований. Так, в легковом автомобиле может конвоироваться только один задержанный, размещаемый на заднем сидении между двумя работниками милиции. На конвоируемого в пути следования надеваются наручники. Кроме того, окна в автомобиле должны быть закрыты, а двери — заблокированы.
В целях рационального использования сил, транспортных
средств при компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование. Оно осуществляется междуИВС, следственными изоляторами, обменными пунктами и судами по установленным кратчайшим маршрутам и графикам движения, которые разрабатываются в МВД, УВД и согласовываются с местными органами юстиции и администрацией следственных изоляторов.
Конвоирование задержанных и заключенных под стражу в вагонах пассажирских поездов, на речных или морских судах осуществляется лишь при отсутствии в данном регионе плановых маршрутов конвоирования либо невозможности доставки конвоируемых к месту назначения иным способом. Для этого, как правило, назначается усиленный конвой. При посадке-высадке пассажиров на стоянках транспорта контроль за поведением конвоируемых лиц усиливается. Категорически запрещается конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в пригородных поездах.
Конвоирование в самолетах и вертолетах в каждом отдельном случае производится с разрешения МВД, УВД по заявкам и в сроки, согласованные на местах с предприятиями гражданской авиации. Оно осуществляется только в случаях особой срочности, на большие расстояния или из отдельных районов. При этом назначается усиленный конвой, весь состав которого вооружается пистолетами.
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений пешим порядком и на гужевом транспорте в настоящее время применяется редко и допускается лишь при невозможности использования для этих целей механического транспорта.
В процессе организации и осуществления конвоирования особое значение придается готовности наряда к несению службы в условиях чрезвычайного происшествия, которое представляет собой событие, резко изменяющее обстановку конвоирования и требующее принятия решительных мер для выполнения стоящих перед конвоем задач. Чрезвычайными происшествиями в конвойной службе являются: нападение на конвой; побег конвоируемых; пожар; авария с транспортом, на котором следуют конвоируемые; стихийные бедствия, затрудняющие охрану и конвоирование (землетрясение, наводнение и т.д.); самоубийства охраняемых. Как свидетельствует практика, свыше 30% всех ЧП происходит во Время конвоирования охраняемых за пределы ИВС и СИЗО на следственные мероприятия и в лечебные учреждения органов здравоохранения.
Нападение на конвой может последовать как со стороны конвоируемых, так и других лиц с целью освобождения последних, т.е. извне. Первый заметивший это конвоир немедленно подает сигнал «нападение», при получении которого личный состав конвоя принимает решительные меры, вплоть до применения оружия. О нападении сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать безотлагательную помощь конвою. Лица, задержанные за нападение на конвой, содержатся под усиленной охраной, в наручниках, отдельно от других конвоируемых. Затем нападавшие из числа конвоируемых сдаются в места их назначения, а другие задержанные передаются в ближайший орган внутренних дел.
Побегом является самовольное противоправное оставление задержанными или заключенными под стражу установленного для них места нахождения путем преодоления любым способом линии охраны (т.е. пространства, ограниченного прогулочным двориком, помещением камеры, салоном автомобиля и самолета, каютой судна, купе вагона и т.п.). Следует иметь в виду, что совершивший побег преступник представляет большую опасность. Для розыска бежавших преступников отвлекаются значительные силы и средства органов внутренних дел, а их задержание, как правило, сопряжено с повышенным риском для жизни и здоровья сотрудников. Поэтому конвой обязан принимать все меры для предупреждения побега.
При поступлении сигнала «побег», поданного конвоиром, первым заметившим его, конвой приступает к осуществлению действий, направленных на задержание бежавшего и усиление охраны оставшихся конвоируемых. В этих целях начальник конвоя немедленно высылает группу розыска или преследования;
осматривает каюты, трюмы, купе, салоны и другие помещения транспортных средств, на которых осуществлялось конвоирование; в необходимых случаях с помощью должностных лиц, обслуживающих поезд или судно, организует проверку билетов и документов пассажиров. Независимо от времени суток, состояния погоды и расстояния преследование продолжается до задержания бежавших. При задержании совершившего побег в качестве крайней меры и в установленном порядке конвой может применить огнестрельное оружие. Ликвидируя побег, наряды обязаны проявлять находчивость, максимальную бдительность, принимать меры личной безопасности и безопасности находящихся в районе побега граждан.
Следует иметь в виду, что согласно п.20 ст. 11 Закона «О милиции» по решению начальника органа милиции или его заместителя наряды милиции при осуществлении розыска совершивших побег осужденных и заключенных под стражу лиц вправе производить оцепление (блокирование) участков местности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.
В условиях иных чрезвычайных происшествий (авария транспорта, пожар, стихийные бедствия) личный состав конвоя действует с учетом конкретно сложившейся обстановки, обеспечивая при этом выполнение своей главной задачи - доставить всех конвоируемых к месту назначения и не допустить их побега.
О всех чрезвычайных происшествиях и принятых в связи с ними мерах начальник конвоя докладывает должностному лицу, назначившему конвой, и делает подробные записи в путевом журнале.
3. Практика и психологические исследования свидетельствуют, что негативные эмоциональные состояния, возникающие у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях, очень часто ведут или к агрессивно-хаотическим, аффективным действиям, или к отказу от необходимых действий и уходу от выполнения служебных задач, что значительно осложняет успех профессиональной деятельности и нередко приводит к несчастным случаям, ранениям и гибели личного состава. Изучение поведения сотрудников в ситуациях жизненного риска показывает, что сотрудники органов внутренних дел слабо владеют психологическими приемами преодоления и регуляции негативных эмоциональных состояний.
В Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, п. 94 статьи VIII прямо указывает на необходимость «организовать... морально-психологическую подготовку личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, обучение сотрудников методам и приемам саморегуляции психического состояния в экстремальной обстановке», а п. 95.2 - «поддерживать психологическую устойчивость...принимать меры по выявлению психотравмирующих факторов, снижению их негативного влияния на личный состав, предупреждению страха и паники; формировать функциональные группы с учетом индивидуальных психологических качеств сотрудников и психологической совместимости; организовать диагностику психических состояний личного состава, выявление сотрудников с признаками боевых психических травм, стрессовых психических нарушений и расстройств, проявляющих нервно-психическую неустойчивость; организовать оказание психологической помощи сотрудникам...». В Положении об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел, утвержденном приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, отмечается необходимость осуществления мероприятий по психологической коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний, оказанию психологической помощи личному составу после выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях, применения и использования оружия.
Билет 6