Телеграф после Великой Отечественной войны

Таблица 16 Телеграфная связь в 1941–1945 гг.
Год Почтово-телеграфные предприятия, тыс. Аппараты
всего с телеграфом
27,9 5,8
15,0 3,7
15,5 3,5
18,2 3,9
21,9 5,0
26,5 5,5
Источник: Развитие связи в СССР. С. 253.

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война задержала развитие отечественного телеграфа. Было уничтожено или выведено из строя около половины всех телеграфных учреждений. На оккупированной территории оказалась значительная часть телеграфных линий, многие из которых были затем выведены из строя. Погибла значительная часть оборудования. Некоторое представление об этом дает табл. 16.

В то же время война показала, какое огромное значение имеют электрические средства связи в общей системе управления. Поэтому были предприняты все возможные меры, чтобы эвакуировать на восток часть телеграфного оборудования, расширить там телеграфную связь, увеличить производство телеграфного оборудования для восполнения понесенных потерь. В результате к концу войны довоенный уровень развития телеграфной связи был восстановлен, а по некоторым показателям и превзойден.

Быстрое восстановление довоенного объема телеграфных услуг во многом было связано с восстановлением утраченной техники. Если в 1940 г. имелась 21 тыс. телеграфных аппаратов, то в 1950 г. – уже 26 тыс. В последующие годы их количество продолжало увеличиваться: 1960 г. – 37 тыс., 1965 г. – 50 тыс.389

Однако главным направлением развития телеграфной связи в послевоенный период было повышение ее эффективности.

В 1940 г. на телеграфных линиях работало менее 500 стартстопных аппаратов и они составляли немногим более 20% всех аппаратов, к 1950 г. их количество выросло в 19 раз и составило 8910 штук390, в результате чего их удельный вес поднялся до 34%.

Таблица 17 Динамика телеграфных услуг в 1940–1980 гг.
Год Телеграммы, млн
Источники: Народное хозяйство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С. 184; Народное хозяйство СССР в 1974 г. М., 1975. С. 506; Народное хозяйство СССР в 1985 г. М., 1986. С. 352.

В 1946–1947 гг. были сконструированы две новые системы трехкратных стартстопно-синхронных аппаратов – В. И. Керби (ТРТ–1) и Л. А. Коробкова (МТП-3) для радиотелеграфной связи, а в 1954 г. для проводной связи – двукратный стартстопно-синхронный аппарат В. В. Новикова и А. С. Шараева (2ТУ). Был модернизирован аппарат СТ-35.

На его основе были созданы аппараты СТА-2м, СТА-М67 (1967) и ЛТА-8 (1978)391.

Несмотря на сложнейшие условия, правительство пыталось по возможности продолжить начатую еще накануне войны модернизацию телеграфной связи.

В результате, если в 1940 г. протяженность каналов тонального телеграфирования составляла 211,6 тыс. канало-км, то к 1945 г. она увеличилась до 383,6 тыс.392, т. е. примерно в 1,8 раза, а к 1950 г. достигла 1,2 млрд канало-км и превысила уровень 1940 г. в 6 раз393. К 1956 г. суммарная протяженность телеграфных каналов увеличилась до 3,0 млрд км, к 1960 г. – до 4,6 млрд, к 1966 г. – до 10,5 млрд 394. Таким образом, переход к частотному телеграфированию завершился.

Одним из важнейших показателей развития телеграфной связи является рост объема телеграфных услуг.

В 1950 г. в СССР было отправлено 154 млн телеграмм, в 1980 г. – 531 млн (табл. 17). За 30 лет объем телеграфных услуг увеличился более чем в три раза.

Расширение телеграфной связи и повышение интенсивности ее работы потребовали решения задач по ее модернизации, которое было сорвано или же задержано войной. Одной из таких задач являлось совершенствование коммутации между двумя конечными телеграфными аппаратами: передающим и принимающим – переход от ручной коммутации к автоматической.

Таблица 18 Автоматизация телеграфных линий
Год Автоматизированные линии Телеграммы, переданные через автоматизированные линии, %
0,6
1,8
4,5
7,3
12,6
20,4
39,6
-
Источник: Связь страны социализма. М., 1959. С. 87.

«Автоматическая станция, – читаем мы в одном из изданий того времени, – позволяет простым набором номера аналогично тому, как это осуществляется на автоматической телефонной станции, немедленно получить двухстороннюю телеграфную связь между абонентами»395.

«К 1950 г. станции абонентского телеграфа имелись в 32 городах, причем в ряде крупнейших городов это были станции автоматизированной системы с общей монтированной емкостью 1739 связей» 396.

В 1950 г. на автоматизированные линии приходилось 0,6% всех транзитных телеграмм, в 1957 г. – уже 55% (табл. 18). Таким образом, для автоматизации телеграфных линий 50-е годы стали поворотными.

Принципиальные изменения, произошедшие в отечественной телеграфии после окончания войны, потребовали пересмотра сложившихся ранее норм, на основании которых функционировала эта отрасль связи. Поэтому в 1969 г. были введены в действие новые «Телеграфные правила», которые оформили «Основные нормативы, касающиеся организации и проектирования, а также эксплуатации устройств и аппаратуры телеграфной связи». Ими был определен «порядок приема, обработки, оформления и доставки телеграмм, очередность передачи, обязанности персонала, виды услуг и т. д. Особый раздел правил посвящен техническим показателям и нормам телефонной связи, обязательным к выполнению на всей территории страны»397.

При составлении этих правил Министерство связи СССР руководствовалось «Рекомендациями МК КТТ Международного союза электросвязи», которыми определяются «нормы и правила построения устройств и аппаратуры телеграфной связи (вид кода, скорость телеграфирования, служебные сигналы и т. п.)». Главная цель этих рекомендаций заключалась в том, чтобы обеспечить совместную работу «отдельных сетей и средств телеграфной связи при обмене международными телеграммами»398 .

Вершиной развития отечественной телеграфии были 1981–1982 гг., когда был достигнут пик телеграфных услуг. С этого времени значение и роль телеграфа в системе связи начинает сокращаться, о чем свидетельствует табл. 19.

Если в 1982 г. было отправлено 540 млн телеграмм, то в 1990 г. – 443 млн. И хотя объем телеграфных услуг сократился примерно на 20%, это свидетельствовало о зарождении совершенно новой тенденции. Под влиянием развития телефонной связи, радио и телевидения в 80-е годы телеграф начал терять свои позиции.

Таблица 19 Динамика телеграфных услуг в 1981–1990 гг.
Год Телеграммы, млн
Источники: Народное хозяйство СССР в 1985 г. Статистический сборник. М., 1986. С. 352; Транспорт и связь СССР. Статистический сборник. М., 1990. С. 169; Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 630.

Еще более заметный характер этот процесс приобрел после гибели СССР, когда все бывшие советские республики, в том числе и Российская Федерация, оказались перед лицом затяжного экономического кризиса (табл. 20).

В 1980 г. было отправлено 344 млн телеграмм, в 1990 г. – 289 млн (84% от уровня 1980 г.), в 1995 г. – 106 млн (31%), в 2000 г. – 56 млн (16%), в 2005 г. – 31 млн (9%)399, в 2007 г. – 19 млн (6%).

Если за 1981–1990 гг. объем телеграфных услуг в России сократился на 16%, то в 1991–2000 гг. – в 5 раз, в 2001–2007 гг. – в 3 раза, а всего более чем в 16 раз.

В таких условиях были предприняты поиски той ниши на рынке информационных услуг, которая позволила бы если не восстановить прежние позиции телеграфа, то по крайней мере затормозить его кризис. Такой нишей, где телеграф мог тогда более или менее успешно конкурировать с радио и телефоном, стала передача документальной информации.

Документальная электросвязь начала выделяться в самостоятельную отрасль еще в Советском Союзе, но особое значение приобрела в начале 90-х годов400.

Министерство связи России инициировало создание общественного объединения «Ассоциации документальной электросвязи», возникшей 30 августа 1994 г., которая затем в 2000 г. по распоряжению правительства была преобразована в общественно-государственное объединение под тем же названием (зарегистрировано Министерством юстиции 5 ноября 2001 г. (свидетельство о регистрации № 4094)401.

Таблица 20 Сокращение телеграфных услуг в России в 1991–2007 гг.
Год Телеграммы, млн
Источники: Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 1996. С. 608; 2001. С. 465; 2006. С. 505; 2008. С. 531.

Названная ассоциация разработала «Концепцию развития документальной электросвязи». 6 июля 1995 г. ее одобрила Коллегия Министерства связи Российской Федерации (№ 13–1). Эта концепция поставила задачу перейти «от убыточного телеграфа на базе устаревшего оборудования к современной документальной электросвязи, сочетающей достоверность и надежность передачи информации с новыми информационными технологиями и видами услуг».

С этой целью было намечено три направления: а) «поддержание функционирования существующих телеграфных сетей и служб», б) «создание и развитие новых общероссийских служб документальной электросвязи», в) «интеграция услуг документальной электросвязи»402.

В рамках этой концепции предполагалось не только перейти на цифровые технологи связи, но и, не отказываясь от приема и передачи обыкновенных телеграмм, особые усилия направить на следующие виды услуг: 1) «передачу данных», 2) «передачу факсимильных сообщений», 3) «передачу электронной почты», 4) «организацию доступа к услугам мультимедиа» 403 .

По всей видимости, эти и некоторые другие меры имели своим следствием то, что во второй половине 90-х годов процесс сокращения телеграфных услуг несколько замедлился. Если в 1990–1995 гг. количество телеграмм сократилось более чем в 5 раз, то в 1995–2000 г. – примерно в 2 раза, а в 2000–2005 гг. – в 1,8 раза.

Хотя телеграфная связь в нашей стране продолжает существовать, однако ее роль падает. Остановить этот процесс вряд ли удастся, так как в последние десятилетия у телеграфа появился еще один серьезный конкурент – интернет с электронной почтой.

Телеграф сыграл свою историческую роль и обречен на то, чтобы остаться в прошлом. Конкурировать с современными средствами связи он не способен.

Глава 10. ТЕЛЕФОН

Появление телефона

Одним из конкурентов телеграфа стал телефон, который был изобретен Александром Беллом в 1876 г.404 По некоторым сведениям, первый опыт использования телефона в России относится к периоду Русско-Турецкой войны 1877–1878 гг.405, тогда же стала рассматриваться возможность его практического использования в армии406. В ноябре 1879 г. была сделана попытка включить телефонные аппараты в телеграфную линию Петербург – Малая Вишера (150 верст), но, как явствует из рапорта начальника Петербургского телеграфного округа Герварда, этот опыт оказался неудачным407.

В следующем году подобный же опыт был проведен на линии Петербург–Любань (25 верст). Он имел положительный результат: «звуки речи и каждое отдельное слово ясно слышались обеими сторонами. Сила звука, как говорилось в рапорте Герварта, могла быть характеризована сравнением с речью двух лиц, находящихся в смежных комнатах, разделенных тонкой перегородкой и разговаривающих обыкновенным голосом»408. В том же году были предприняты попытки использования телефона для управления горными заводами в Уфимской губернии409. К началу 1881 г. имелось уже несколько десятков «письменных просьб от многих обществ и частных лиц о постройке и эксплуатации телефонных сетей в различных городах России»410. Некоторые фирмы пытались взять на вооружение новое средство связи, не дожидаясь, когда правительство определит свое отношение к нему. Так, «8 (20-го по новому стилю) июля 1881 года одна из первых в России телефонных линий гражданской связи длиной 1547 метров вступила в эксплуатацию» в Нижнем Новгороде для обслуживания пароходного общества «Дружина» 411.

Необходимо было упорядочить это новое дело.

5 февраля 1881 года министр почт и телеграфов Л. С. Маков направил в Комитет министров докладную записку об устройстве телефонной связи в России. Отметив «простоту устройства телефона», его «значительно меньшую ценность» по сравнению с телеграфным аппаратом и «возможность пользования им лицами, не обладающими никакой технической подготовкой», он обратил внимание на «значительное практическое применение» этого, нового средства связи в Америке и Западной Европе» а также на поступающие ходатайства «о разрешении устройства телефонных сообщений» в России. Из этого Л. С. Маков делал вывод о необходимости содействовать введению и распространению телефонной связи в стране. Подчеркивая далее, что «телефонные сообщения, подобно телеграфным, должны составлять правительственную регалию», он предложил на выбор: или взять правительству это дело полностью в свои руки, или же привлечь к решению данной задачи частный капитал412.

Рассмотрев это предложение, Комитет министров 27 февраля постановил разрешить создание телефонных линий «на первое время в виде опыта»413. 25 сентября того же года Александр III утвердил правила, определившие порядок открытия и эксплуатации телефонных линий414.

В мае 1881 года министр внутренних дел представил в Комитет министров доклад «О телефонной сети в Петербурге». В нем говорилось: «Применение телефонов предполагается начать с С.-Петербурга для переговоров правительственных мест, общественных учреждений и частных лиц. Осуществление этого начинания по новизне его и по неизвестности, в какой мере разовьется у нас эксплуатация телефонов, представляется более удобным вверить частной предприимчивости, без расходов для казны, подобно тому как вводились телефоны во многих иностранных государствах. Избирая этот способ, правительство наше имеет полную возможность обеспечить себе контроль над содержанием телефонных переговоров...»415

28 августа 1881 г. в Комитет министров поступила докладная записка министра внутренних дел об устройстве городских телефонных сообщений416. Комитет поддержал это предложение417 и утвердил «Основные условия устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений». Согласно этому документу, телефонная связь признавалась правительственной монополией, но государство могло передавать право на строительство и эксплуатацию телефонных линий предпринимателям на срок до 20 лет, после чего эти линии должны были переходить в безвозмездную собственность государства. До этого государство могло национализировать их, но только по истечении семи лет после ввода в действие и только путем выкупа. За государством сохранялось право осуществлять надзор за созданием и эксплуатацией телефонных линий, определять максимальную плату за пользование телефоном418.

Первым такое разрешение на сооружение телефонных сетей уже в 1881 г. получил инженер «фон Баранов»419. Однако он почти сразу же передал его американской фирме «Белл и К»420, которой таким образом было предоставлено право на открытие телефона общего пользования в Петербурге421, Москве422, Одессе423, Варшаве и Риге424. В 1882 г. она приступила к строительству. За первые полгода абонентами стали 1095 человек, из них 339 в столице425.

В 1885 г. вступили в строй телефонные станции в Нижнем Новгороде, Ревеле, Ростове-на-Дону и Царском Селе, в 1886 г. – в Баку и Либаве426.

Когда рентабельность нового вида связи стала очевидной, правительство решило открыть в Киеве первую государственную телефонную станцию427. 12 февраля 1885 г. было принято соответствующее постановление Государственного Совета428, 1 апреля 1886 г. киевская телефонная станция была сдана в эксплуатацию, после чего правительство решило прекратить дальнейшую передачу эксплуатации телефонных линий в частные руки429.

В 1888 г. государственный телефон появился в Харькове и Казани 430 , в 1889 г. – в Саратове, 1890 г. было открыто сразу 4 государственные телефонные сети, в 1891 г. – 5, в 1892 г. – 8, в 1893 г. – 5, в 1894 г. – 7. К концу 1894 г. действовало 34 телефонные сети, которые обслуживали 3181 абонента431. Это значит, что среднее количество абонентов на одну телефонную линию не превышало 95. Их вполне мог обслуживать один коммутатор.

На страницах сборника «75 лет городской телефонной связи» приведена хроника открытия телефонных станций с 1882 по 1900 г. Из нее явствует, что к 1900 г. существовало около 100 телефонных линий, которые имелись в подавляющем числе губернских городов, но еще были редкостью в уездных центрах432. Чтобы иметь на этот счет более конкретное представление, следует отметить, что к началу ХХ в. (1897 г.) в России насчитывалось 865 городов433, 78 губерний, 19 областей, 6 городов с особым статусом, 815 уездов и округов 434, т. е. 918 административных центров. Следовательно, к началу ХХ в. телефонизация захватила немногим более 10% их общего числа.

Первые телефонные линии оснащались телефонами Белла435, с 1888 г. появились телефоны Эриксона 436.

В 1882 г. в России была открыта первая междугородная телефонная линия. Она связала Петербург с Гатчиной. В 1883 г. вступила в строй телефонная линия Петербург–Петергоф, в 1885 г. – линия Петербург–Царское Село437. В том же 1885 г. телефонные линии соединили Москву с пригородом (Богородск, Коломна, Одинцово, Пушкино, Серпухово, Химки)438. В 1893 г. телефонная связь была установлена между Одессой, Николаевом439 и Херсоном440, в 1895 г. – между Ростовом-на-Дону и Таганрогом441.

Таблица 21

Междугородные телефонные линии в России. 1890–1916 гг.

Показатель
Количество линий
Общая протяженность, верст
Средняя протяженность линии, верст

Источник: Развитие связи с СССР. С. 33.

1 января 1899 г. была открыта междугородная телефонная линия Петербург–Москва, занимавшая тогда по длине пятое место в мире442. Несмотря на то, что качество телефонных разговоров трудно было назвать хо-

рошим443, желающих пользоваться этой услугой было так много, что первоначально на междугородный разговор приходилось записываться в очередь.

Некоторое представление о интенсивности действия этой линии дают следующие цифры. За 1900 г. было предоставлено 152 тыс. телефонных разговоров, т. е. более 400 разговоров в день444. Если в 1890 г. имелось только две

Таблица 22 Развитие телефонной связи в России в 1883–1914 гг.
Год* Кол-во телеф. аппаратов
* На 1 января. Источник: Статистический справочник по хозяйству связи. М., 1934. С. 132.

междугородные линии, то в 1900 г. – 12, в 1910 г. – 72, в 1916 г. – 194. Самой крупной из них была линия Петербург–Москва, около 600 верст. Протяженность остальных линий в среднем не превышала 100 верст445 (табл. 21).

Одна из важнейших проблем, с которой пришлось столкнуться на пути развития междугородной телефонной связи, заключалась в затухании передаваемых электрических сигналов.

С целью нейтрализовать этот недостаток, как мы знаем, были изобретены так называемые индукционные катушки. Накануне Первой мировой войны русский ученый В. И. Коваленков (1884–1960) изобрел более совершенное усилительное устройство – реле, основу которого составляла электронная лампа446.

Кроме того, развитие телефонии сдерживала дороговизна этого нового вида связи. Первоначально абонентская плата составляла 150 руб. в год. После того как в 1886 г. правительство взяло телефонное дело в свои руки, она была снижена сначала до 100 руб. в год, а в 1895 г. до 75 руб. для расстояния до 2 верст и 15 руб. за каждую следующую версту447. И хотя телефонизация в нашей стране развивалась быстрыми темпами, ее масштабы вплоть до начала ХХ в. оставались незначительными (табл. 22). На 1 января 1883 г. в России имелось всего 772 телефона, в 1885 г. – 1704, в 1890 г. – 4795, 1895 г. – 9838, 1900 г. – 25523, 1905 г. – 46024, 1910 г. – 97355, 1915 г. – 205476, 1917 г. – 232337 448.

А поскольку в 1914 г. численность населения страны (без Финляндии) составляла около 150 млн человек (это примерно 25 млн семей)449, очевидно, что к тому времени услуги телефонной связи были доступны менее чем 1% семей.

При этом необходимо иметь в виду, что почти половина всех телефонов была сосредоточена только в двух городах. На 1 января 1917 г. в Москве было 63 тыс. телефонов, в Петербурге – 58 тыс.

В начале 90-х годов на одну телефонную станцию приходилось менее 100 абонентов, к 1914 г. этот показатель увеличился примерно в полтора раза 450. В таких условиях коммутация на телефонных станциях продолжала осуществляться вручную. Это касается даже самых крупных станций, таких как Московская и Петербургская.

К январю 1917 г. 53% телефонной связи находилось во владении иностранных концессионеров, т. е. было сдано в арену иностранцам, главным образом шведской фирме Эриксон451, 23,5% оставалось в руках государства, 7,5% принадлежало земствам и 16,0% частным лицам 452.

Вплоть до революции 1917 г. в России существовало только три предприятия, которые производили телефоны: заводы Н. К. Гейслера, Сименс-Гальске и Л. М. Эриксона. Причем на долю Л. М. Эриксона приходилось почти две трети всего производства 453.

Наши рекомендации