Пред мет и з ад ачи а виационной метеорологии
Условия полетов летательных аппаратов (ЛА) зависят от многих факторов, среди которых одним из решающ их является погода. Погода для авиации была, ест ь и б уд ет очень сложной проблемой, кот орая зат рудняет или исключает выполнение полет ов.
По данным Международной организации гражданской авиации ( ICAO) причины авиационных происшествий (АП) распределяются следующим образом:
1. Ошиб ки экипажа, диспетчеров обслуживания возд уш ного движения (ОВД) – 70…80%;
2. Полеты в сложных метеорологических условиях – 15…20%;
3. Отказы техники – 5%.
Если говорит ь об авиации общего назначения, то, примерно, 40% АП, сопровождаемых
человеческими жерт вами, обусловлены погодными условиями. Из общего количест ва АП, связанных с мет еоусловиями, 62% об усло влены ухудшением видимости, 11%– грозовыми явлениями, 11% – сильной болт анкой, 7% – обледенением, 9% – другими причинами.
Анализ расследований АП показывает, что часть из них происходит по причине
отсутствия или нед остат очной метеорологической информации, из-за неправильной оценки метеорологических условий авиационными мет еорологами, летным составом, работниками сл ужбы ОВД и др угими, ответственными за организацию полетов должностными лицами. В других сл учаях необъективно оцениваются возможности человека и авиационной техники, в результате чего экипаж оказывается в критических условиях и не может справиться с техникой пилотирования.
Соверш енствование метеорологического обслуживания авиации может оказат ь значительное влияние не только на безопасность полет ов, но и на национальную экономику государств, так как воздушные перевозки людей и грузов могут бы ть одним из главных компонент ов валового национального прод укта.
Эффективное использование мет еорологической информации, умение хорошо разбираться в условиях погоды, принимать грамот ные реш ения при вст рече с различными метеорологическими явлениями и условиями погоды требуют от летного состава и раб отников службы ОВД твердых знаний в област и авиационной метеорологии.
Авиационная м етеорология – это наука, изучающая влияние метеорологических величин и явлений на деятельность авиации, разрабатывающая т еорет ические основы и практические методы метеорологического об еспечения полет ов. Эт о прикладная научная дисциплина, являющаяся самост оят ельным разделом мет еорологии.
Метеорология – эт о наука, изучающ ая атмосферу, ее ст роение, свойства и протекающ ие в ней физические процессы. Др угими словами, метеорология или физика атм осферы – эт о наука о погоде.
Погода – эт о физическое сост ояние атмосферы в какой-либо момент или промежуток времени, которое характеризуется совокупностью мет еорологических величин и явлений.
К числу метеорологических величин от носятся: температ ура, атмосферное д авление, влажность воздуха, облачност ь, ветер, видимост ь (прозрачность атмосферы), то ест ь такие величины , кот орые могут быть количественно выражены в т ех или иных единицах.
К метеорологическим я влениям относятся: осадки, т уманы, метели, грозы, шквалы, пыльные бури, смерчи, обледенение, болтанка и другие явления, которые не имеют т очного количественного выражения.
Очень часто смешивают понятия погода и климат. Но между ними имеют ся большие различия.
Климат – э то многолетний режим погоды, об условленный солнечной радиацией,
характером подстилающей поверхности и циркуляцией атмосферы.
Наука, изучающая климат, называет ся климатологией. Она подразделяется на общ ую и прикладную.
Общая клим атология изучает климат ообразующие процессы и географические факт оры климат а, уст анавливает общие закономерност и формирования климатов, выявляет изменения и колебания климата и уст анавливает их причины.
Прикладная клим атология изучает практические приложения климатологии к различны м отраслям человеческой деятельности и включает в себ я строительную климатологию, агроклимат ологию, авиационную климатологию и другие.
Авиационная климатология изучает влияние климатических условий у земной поверхности и на высотах на авиационную т ехнику и работ у авиации, разрабатывает способ ы и формы обеспечения авиации климатическими данными.
При изучении курса авиационной метеорологии рассматриваются следующие вопросы:
− состав и ст роение атмосферы, метод ы и т ехника ее исслед ования (применит ельно к нуждам авиации);
− важнейшие метеорологические величины, влияющ ие на полеты воздушных судов, а т акже явления погоды, определяющ ие условия взлета, посадки и полет а по маршр ут у;
− влияние основных мет еорологических величин и явлений на эксплуатацию авиационной т ехники и летно-технические характеристики возд ушных судо в;
− э лементы динамики атмосферы: закономерности движения воздуха на различных вы сотах
и способы его учет а; мет оды измерения основных парамет ров движения возд уха и удоб ные для метеооб еспечения авиации способы представления данных о вет ре;
− основы т ермод инамики атмосферы: процессы, приводящие к насыщению воздуха водяным паром, т.е. к образованию облаков, осадков и явлений, ухудшающих вид имость;
− опасные для авиации явления погоды: грозы, обледенение, болтанка возд уш ных судо в,
сдвиги вет ра в приземном слое, вулканический пепел и др.;
− синоптические процессы в ат мосфере, особенност и полетов при различных синоптических процессах;
− высот ные и географические особенности мет еорологических условий;
− авиационно-климатическая информация.
Значительное мест о в курсе авиационной мет еорологии отводит ся на изучение аэросиноптических материалов, мет еорологических кодов, информации и д окумент ации, используемых при мет еорологическом обеспечении международ ной аэронавигации, а т акже организации метеорологического обеспечения полет ов.