Саморегулирование журналистов
Помимо правового регулирования информационных потоков, большую роль играет саморегулирование прессы, которое включает в себя этические нормы, участие журналистов в различных союзах и ассоциациях прессы, общепринятые нормы подготовки и опубликования материалов для средств массовой информации.
Возьмем для примера Швецию и Норвегию.
Всякое периодическое издание, выходящее четыре раза в год или чаще, должно назначить ответственного издателя, единолично отвечающего за содержание публикации. Только он может быть привлечен к ответственности за любое нарушение Закона о свободе печати. Ответственного издателя назначает владелец издания.
В течение многих десятилетий организации шведской прессы стремились стоять на страже гарантированных конституцией свобод. Уже в 1916 году Клуб публицистов (Национальный пресс-клуб), Ассоциация шведских газетных издателей и Союз шведских журналистов создали Шведский совет по делам прессы - первую в мире организацию такого рода. В 1923 году Клуб публицистов впервые принял Кодекс журналистской этики. После ряда поправок в 1994 году Кодекс в современном виде был утвержден и принят к исполнению журналистами, издателями и вещательными компаниями. Цель Кодекса – обеспечить соблюдение высоких этических норм вообще и, в особенности, для защиты личности от вторжения в ее частную жизнь, от клеветы и прочих публикаций, наносящих ей ущерб. Особый раздел посвящен борьбе с редакционной рекламой и другими неправомерными приемами, рассчитанными на введение в заблуждение читателя. За нарушениями такого рода следит специальный комитет. Этические принципы для средств массовой информации Швеции могут быть сведены к следующим:
· предлагай корректные новости;
· не избегай дискуссий;
· уважай личность;
· осторожно обращайся с иллюстрациями;
· выслушай и другую сторону;
· не поминай имен всуе[9].
Действуют также профессиональные правила для журналистов, оговаривающие их благонадежность, методы сбора материала, время выхода в свет публикаций.
Норвежская Конституция 1814 года впервые закрепила в стране свободу печати. С тех пор свобода печати стала неотъемлемой составляющей норвежской демократии. Под свободой печати норвежцы понимают не только относительно высокий уровень свободы от вмешательства в редакционную политику, но и традиционное право доступа к информации, такие же, как и в других странах Северной Европы. СМИ пользуются официально признанным правом защищать свои источники информации. Помимо государственного регулирования информационных потоков, большое значение имеет сильная традиция саморегулирования, включая действенность Этического кодекса, принятого Советом прессы.
В современных условиях конституционная защита свободы печати означает общий запрет предварительной цензуры. Несмотря на это, Надзорный суд (Court of Enforcement) может приостановить любую публикацию, если она, по имеющимся сведениям, содержит противоправную информацию, такую например, как клеветнические высказывания. Запрет на подобные публикации может впоследствии стать постоянным.
В стране все полномочия по регулированию отношений с участием прессы находятся в компетенции центральных органов управления. Поскольку Конституционный суд как самостоятельный орган отсутствует.
Главный редактор в норвежской прессе – лицо уважаемое и весьма ответственное. В целом ряде стран издатель активно вмешивается в содержание публикаций. В Норвегии это случается крайне редко. В соответствии с «Редакторплакаттен», а также со статьей 436 УК, именно главный редактор имеет неограниченные полномочия в решении всех вопросов о содержании газеты. Издатель по закону не обладает правом решать, что печатать. В 1987 году, когда издатель «Моргенбладет» изменил первую страницу газеты, весь редакторский состав уволился по собственному желанию. В том же году издатель «Мидхордаланд» потребовал от технического персонала исключить из очередного выпуска статью о нем и его семейном бизнесе, и тогда редактор и журналист немедленно уволились и перешли в конкурирующую газету, расположенную на другой стороне улицы. «Мидхордаланд» в результате обанкротилась, а ее соперница существует до сих пор. Эти примеры хорошо иллюстрируют борьбу редакторов и журналистов за свою независимость, и такая редакторская автономия может эффективно ограничить попытки владельцев газет влиять на публикуемую газетой информацию и на выражаемые газетой взгляды.
Существующий мировой демократический опыт указывает на два возможных пути развития регулирования СМИ: либо предоставление широчайших прав, свобод и льгот при детально разработанной системе саморегулирования, либо жесткое администрирование при слабом саморегулировании прессы.
13. «Информационные войны» и информационная безопасность. Проблемы цензурного ограничения.
14. СМИ и технический прогресс.
Бурный период развития массовых коммуникаций начался с изобретением печатного станка с кассово-наборным шрифтом, но особенно – радио и телевидения. На смену быстро ставшим традиционными способам и средствам передачи информации сейчас приходят новые, связанные с использованием новейших технологий.
Джон В.Павлик из Государственного университета Сан Диего в своей книге «Новая медиа-техника: культурные и коммерческие перспективы», отмечает, что произошла техническая трансформация медиапродукта, в чем особую роль играют персональные компьютеры.
Рубеж 1970–1980-х годов был ознаменован повсеместным внедрением компьютерной техники. Журнал «Электроник дизайн», одно из известнейших американских изданий по электронике, в частности, писал: «Журналы, распространяемые в национальном масштабе, влиятельные газеты, даже коммерческое телевидение возвещают о распространяющемся феномене, называемом микроэлектроникой». Это выступление специализированного журнала отмечает два момента: во-первых, безграничные возможности современной техники и роль микроэлектроники; во-вторых – социальные последствия (иной раз далеко не благоприятные) внедрения новейшей техники.
Самое радикальное влияние на жизнь людей оказали изобретение письменности и печатного станка. Именно эти вехи ознаменовали переход человечества от мифологической к письменной цивилизации.
Сейчас на смену высокой печати повсеместно приходит офсет, который легко компьютеризируется. Компьютер широко используется для набора текста и верстки, подготовки оригинал-макетов изданий, включая многоцветные.
А если ваш компьютер включен в какую-либо информационную сеть, то появляется возможность работы «on line», т.е. ставить, скажем, информацию ИТАР-ТАСС прямо на полосу издания. Алфред Глоссбреннер в статье
Новая техника быстро внедряется в оформление изданий. Так, самый обычный фотоаппарат сейчас приобретает новое качество. Он стал цифровым. А это значит, что изображение может быть записано на диск. В результате отпадает надобность в таких дорогостоящих и трудоемких процессах, как химическая обработка пленки, фотопечать и т.д.Фотография с диска вводится в компьютер, где может быть отретуширована, подготовлена к печати и поставлена на отведенное ей место. Компьютер предоставляет широчайшие возможности для нелинейного монтажа и многих других операций.
Наш век стал, как иногда выражаются, «телевизионным». Это привело к тому, что и в верстке газет и журналов произошли качественные изменения. Так, эффективнее стал использоваться изобразительный ряд издания. На широкие поля выносятся «говорящие» цитаты большого материала; текст почти всегда иллюстрируется, причем не только рисунками и фотографиями, но в том числе графиками, диаграммами, чертежами... Шире используются аншлаги, подзаголовки, рубрики, врезки и другие оформительские приемы.
Новые технологии активно внедряются и в полиграфическое производство. Среди новинок – ризография, использование резинотканевых рабочих форм для офсетной печати, новые оконечные устройства для печати.Лазерные печатающие устройства привели к удешевлению полиграфического производства. Были разработаны «типографии на столе», что принесло изменения в сферу печатных массмедиа. Появились цифровые офсетные типографские машины, а это позволило управлять выпуском тиража непосредственно с компьютера, на котором верстался оригинал-макет.
В случае подключения типографий к компьютерным сетям возникает возможность гибкого управления полиграфическими мощностями. И, наконец, появилось множество газет и журналов в «электронном формате», распространяемых по компьютерным сетям и на компакт-дисках. Так, американский научно-популярный журнал «Омни» распространяется по сети «Америкэн он лайн», лондонские «Тайм» и «Файненшл таймс» рассылают по библиотекам годовые подшивки своих изданий на компакт-дисках, в Германии свыше двухсот журналов «гуляет» по компьютерным сетям, подобная практика широко применяется и в других странах.
Перенос газетно-журнальной информации из бумажных изданий, скажем, в Интернет, позволяет найти любую нужную нам информацию в считанные секунды, независимо от времени выхода в свет газеты или журнала. К электронным газетам и журналам прилагается поисковая система, которая способна найти необходимый материал по ключевым словам, в заданном временном интервале, по фамилии автора.