Подсистема управления заказами и диспетчеризации
Подсистема управления заказами и диспетчеризации предназначена для принятия заказов на автотранспорт, выписки разнарядки на выпуск ТС и формирование маршрутных листов, формирования и обработки путевых листов.
Заказы на автотранспорт могут приниматься как от сторонних контрагентов, так и от внутренних подразделений компании. В заказе указываются маршрут перевозки, параметры груза, требования к транспортному средству. В программе предусмотрено отслеживание частично выполненных заказов. При принятии заказа контролируется задолженность контрагента.
Выписка разнарядки на выпуск автомобилей происходит с учетом различных режимов работы ТС и графиков работы водителей. При этом программа автоматически проверяет, является ли автомобиль пригодным для выполнения рейса по следующим показателям:
· автомобиль не находится в текущем ремонте;
· у автомобиля нет приближающегося планового ТО;
· у автомобиля нет документов с истекшим сроком действия (полис ОСАГО, какие-либо сертификаты и т.д.).
Данные разнарядки используются при пакетной выписке путевых листов.
Рисунок 3 – разнарядка на выпуск ТС.
Рисунок 4 – разнарядка на выпуск ТС.
Программа позволяет выписывать и обрабатывать путевые листы следующих видов:
· Грузового автомобиля повременный (Форма №4-П);
· Грузового автомобиля сдельный (Форма №4-С);
· Специального автомобиля (Форма №3 спец);
· Междугородного автомобиля (Форма №4-М);
· Строительной машины (ЭСМ1, ЭСМ2, ЭСМ3, ЭСМ7);
· Автобуса необщего пользования (форма №6 спец);
· Легкового автомобиля (Форма №3);
· Путевые листы индивидуальных предпринимателей.
Выписка путевых листов может выполняться двумя способами: ручным вводом каждой путевки и автоматической пакетной выпиской. Режим пакетной выписки особенно удобен крупным предприятиям, поскольку позволяет в течение короткого промежутка времени сформировать и распечатать путевые листы при минимальном участии диспетчера. При формировании нового путевого листа, из предыдущей путевки автоматически переносятся остатки топлива в баках и показания спидометра автомобилей. После окончательной обработки путевого листа программа рассчитывает такие параметры выработки, как время в наряде, в работе, в простое, пробег с грузом и без груза, вес перевезенного груза, грузооборот, количество ездок и операций и т.д. Необходимые параметры выработки настраиваются пользователями через специальный справочник. Так же для водителей в путевых листах предусмотрено начисление з/п по результатам работы.
В "1С: Управление автотранспортом Проф" появилась возможность удобного оперативного планирования текущей работы автомобилей с помощью специального АРМ:
Рисунок 5 – Планирование работы ТС.
На основании данных путевых листов программа позволяет формировать разнообразные аналитические отчеты:
· Отчет по выработке транспортных средств;
· Отчет по пробегу;
· Отчет по наработке оборудования;
· Отчет по простоям;
· Журнал путевых листов (форма ТМФ-8);
· Карточка работы транспортных средств;
· Ведомость технико-эксплутационных показателей;
· Диаграмма состояния ТС.
Функциональные возможности программы дают возможность пользователям отслеживать состояние автомобилей, например:
· Автомобиль запланирован в рейс (оформлена разнарядка);
· Автомобиль находится в рейсе;
· Автомобиль в ремонте;
· Автомобиль законсервирован и т.д.
Оформление таких документов, как разнарядка на выпуск ТС, путевой лист, ремонтный лист автоматически изменяют состояние автомобиля. Кроме этого пользователь при помощи специального документа "Диспозиция ТС" может задавать любое состояние и местонахождение автомобиля. Данные о состоянии ТС наглядно представлены в соответствующем отчете (рисунок 6):
Рисунок 6 – Диаграмма состояния ТС.
Подсистема ПТО.
Основное назначение подсистемы ПТО - ведение справочника транспортных средств, учет выработки ТС и оборудования, контроль сроков замены шин и аккумуляторов, планирование технического обслуживания, учет ДТП, контроль окончания сроков действия таких документов, как полисы ОСАГО, медицинские справки, водительские удостоверения и др.
В справочниках "Транспортные средства", "Модели ТС", "Оборудование ТС" ведется учет всей необходимой информации:
· Гаражный и государственный номер;
· Номер двигателя, шасси, кузова, VIN, цвет;
· Габаритные и полезные размеры;
· Собственный вес и грузоподъемность;
· Количество осей и колес;
· Тип двигателя и мощность;
· Вид топлива и нормы расхода ГСМ;
· Нормы прохождения планового ТО;
· Выданные документы (полисы ОСАГО, сертификаты и т.д.);
· Установленные шины, аккумуляторы, аптечки, рации и любое другое оборудование;
· Закрепленный экипаж.
Удобная форма списка транспортных средств позволяет организовать быстрый отбор автомобилей по колоннам, моделям и организациям, специальными пиктограммами и выделяются автомобили, у которых приближается плановое техническое обслуживание и заканчивается срок действия таких документов (полисы ОСАГО, сертификаты и т.д.).
Карточка автомобиля содержит подробную информацию о технических характеристиках:
Рисунок 7 – карточка автомобиля.
На многочисленных закладках в карточке можно вести учет следующих данных:
· документов, выданных на автомобиль. Программа автоматически контролирует окончание сроков действия документов;
· водителей, закрепленных за автомобилем;
· в установленном оборудовании и прицепах;
· шин, аккумуляторов, аптечек и прочей дополнительной комплектации автомобиля;
· на пластиковых картах и т.д.
В "1С: Управление автотранспортом Проф" появилась возможность использования механизма бизнес-процессов при оформлении ввода в эксплуатацию, перемещения между подразделениями и организациями и выбытия автомобилей.
Учет выработки автомобилей и оборудования выполняется на основании путевых листов. При обработке путевых листов программа рассчитывает заданные параметры выработки (общий пробег, грузооборот, наработку в моточасах и т.д.) и использует их в дальнейшем для формирования разнообразных аналитических отчетов и контроля прохождения планового технического обслуживания.
Нормы прохождения планового технического обслуживания задаются в справочнике "Модели транспортных средств". Программа позволяет настраивать нормы ТО как в зависимости от объема выработки, так и в зависимости от календарных сроков. В качестве параметра выработки может быть выбран любой произвольный параметр, например: пробег, количество выполненных операций, наработка в моточасах и т.д. На представленном рисунке нормы ТО буду применяться следующим образом: ТО1 будет выполняться каждые 10000 км., но не реже одного раза в 18 месяцев. Когда до пробега в 10000 км останется 300 км, данный автомобиль будет попадать в отчет "Контроль сроков приближения ТО", а в справочнике ТС он начнет выделяться специальной пиктограммой .
Функциональные возможности программы позволяют вести контроль срока действия любых документов, выданных водителям и транспортным средствам. Виды документов настраиваются через специальный справочник, и их количество неограниченно, например: полисы ОСАГО, различные сертификаты, медицинские справки, визы и т.д. Контроль окончания срока действия выполняется в специальном отчете, кроме этого в справочниках водители и автомобили выделяются специальной пиктограммой .
Учет шин, аккумуляторов, аптечек, раций и прочей дополнительной комплектации выполняется в разрезе каждого автомобиля, а шин - еще и разрезе мест установки. Программа "запоминает" место установки и дату установки или замены каждой шины, и автоматически при обработке путевых листов учитывает пробег по каждой шине, стоящих в данный момент на автомобиле. Отчеты по контролю срока износа шин помогают оперативно принимать решения о необходимости их замены.
В программе ведется учет дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В соответствующих документах заносятся данные автомобиля и водителя, участвовавшие в ДТП, список остальных сторонних участников ДТП, данные экспертизы ущерба и страховой компании. Аналитические отчеты позволяют проанализировать причины аварийности, частоту участия в ДТП водителей, сравнить затраты на восстановительный ремонт с суммами выплат страховых компаний.
Рисунок 8 – учет ДТП.
Подсистема учета ГСМ.
Подсистема предназначена для настройки норм расхода ГСМ, учета поступления, выдачи и расхода ГСМ.
Поступление и выдача ГСМ оформляется документами "Поступление товаров" и "Заправка ГСМ", расчет расхода топлива ведется в путевых листах. В случае возврата топлива с автомобиля на склад предусмотрены специальные документы на слив ГСМ.
В программе реализованы возможности оформления заправок следующих видов:
· Со склада;
· За наличные;
· По пластиковой карте;
· По талонам;
· От поставщика.
Для случаев заправок по пластиковым картам в программе реализованы дополнительные возможности учета - загрузки данных из отчетов с детализациями заправок и автоматическое сравнение с данными, введенными на основании квитанций водителей. В поставку программы включены обработка для загрузки данных по заправкам следующих процессинговых центров:
· Лукойл-Интеркард;
· Автокард;
· Сибнефть;
· ТНК-Магистраль;
· Газпромнефть.
Для других процессинговых центров, которые не попали в данный список, но предоставляют отчеты детализации заправок в электронном виде открытого формата (DBF, Excel, txt и др.), с небольшими доработками можно также реализовать автоматическую загрузку этих данных в программу и их дальнейшую сверку с отчетами водителей.
Расчет расхода топлива выполняется в путевом листе при его обработке. Нормативный расход считается согласно нормам расхода, которые настраиваются в справочнике "Модели транспортных средств". Все алгоритмы расчета реализованы в точном соответствии с приказом министерства транспорта и позволяют рассчитывать следующие виды расхода топлива:
· линейный расход на пробег;
· расход на транспортную работу и на изменение собственного веса;
· расход на работу отопителя;
· расход на работу спец. оборудования;
· расход дополнительные операции;
· расход на запуск двигателя;
· расход на пробег при выполнении специальной работы;
· расход на простой с включенным двигателем.
Кроме этого в программе предусмотрен учет сезонных надбавок на расход топлива, а также надбавок на работу в трудных условиях.
Результирующие данные по движению ГСМ представлены в следующих отчетах:
· Ведомость движения ГСМ;
· Ведомость прихода-расхода ГСМ;
· Заправки ГСМ;
· Ведомость сравнения расхода ГСМ по водителям;
· Ведомость выдачи талонов на ГСМ;
· Ведомость сравнения заправок по пластиковым картам.