Комментарий к статье 185
Доверенность - это письменное уполномочие. В иной форме, кроме письменной, доверенность существовать не может.
№ 10. Напишите текст доверенности: а) на получение стипендии; б) на получение заработной платы; в) на управление транспортным средством. Какие глагольные формы необходимо употреблять в тексте доверенности? Подберите к ним синонимы из других функциональных стилей.
№ 11. Назовите отличия в жанрах биографических текстов: биография, художественная биография, автобиография, биографическая статья, резюме, досье и др. Какие из перечисленных текстов можно назвать документальными жанрами и почему? Прочитайте текст автобиографии В.М. Шукшина. Какие требования, предъявляемые к автобиографии, сохраняет автор? Чем вызвано нарушение хронологии событий? Объясните смысл словосочетания «выйти в люди».
Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители — крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) — колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован.
В 1943 г. я окончил сельскую семилетку, некоторое время учился в Бийском автотехникуме, бросил. Работал в колхозе, потом, в 1946 г., ушел из деревни. Работал в Калуге, на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, такелажником, учеником маляра, грузчиком. «Выйти в люди» все никак не удавалось.
№ 12. Прочитайте автобиографию М.А.Шолохова, написанную в апреле 1949 года. Какие задачи ставил перед собой автор? Какие факты биографии отражены в документе? Какие факты биографии М.А.Шолохова не отражены в данном документе? Составьте по данному тексту: а) вопросы для листка по учету кадров; б) резюме.
Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл. Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами.
Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел.
В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был. За границей был дважды, в 1930 и 1935 г., в связи с изданием моих книг в разных странах. Был в Германии, Франции, Англии, Швеции и Дании. В 1922 г. был осужден, будучи продкомиссаром, за превышение власти: 1 год условно. Женат с 1924 г. По своей линии близких родственников не имею. По линии жены: мать жены – домохозяйка, сестра и брат – служащие, о старшем брате жены точных сведений не имею, по слухам – он священнослужитель на Украине. Отец жены умер в 1939 г. Писатель М.Шолохов (полковник запаса).
№ 13. В текстах каких жанров употребляются следующие языковые формулы:- настоящие правила; - настоящий договор; - доверяю получить; - действующие расценки; - надлежащие меры; - данное обращение; - в установленном порядке; - настоящим сообщаем; - напоминаем о том, что; - выдана в том, что; - принятое решение; - утвердить на заседании; - в соответствии с договоренностью; - в порядке оказания помощи.
№ 14. Подберите глаголы к существительным: - контроль; - счет; - сделка; - право; - цена; - платеж; - качество; - работа; - договор; - приказ; - правила; - инструкция; - справка; - соглашение. Составьте с полученными словосочетаниями документные тексты разных жанров.
№ 15. Прочитайте стихотворение А.Галича «Красный треугольник. Найдите элементы официально-делового стиля. Какая речевая ситуация представлена поэтом? Найдите в тексте элементы разговорного стиля и «переведите» их в официально-деловой. Составьте на основе данного текста: а) объяснительную записку; б) протокол собрания; в) донесение; г) указание; д) приказ; е) жалобу. Какие еще жанровые разновидности документов можно составить на основе стихотворения А.Галича?
Ой, ну, что ж тут говорить, что ж тут спрашивать,/ Вот стою я перед вами, словно голенький... / Я с племянницей гулял - тёть-Пашиной, / И в «Пекин» её водил, и в Сокольники. / Поясок ей покупал - поролоновый, / И в палату с ей ходил - Грановитую... / А жена моя -тврщ-Парамонова - / В это время находилась - за границею... / Приезжает, ей привет — анонимочка, / Фотоснимок, а на нём - я и Ниночка! / Утром встал я, ан, нет моей кысочки,
Ни вещичек её нет, ни записочки... / Нет как нет.../ Ну, прямо, нет как нет! / Я к ней, в ВЦСПС - в ноги падаю, / Говорю, что всё во мне переломано, / Мол, прости, что я гулял с этой... падлою, / Извини меня, тврщ-Парамонова. / А она, как закричит - вся стала чёрная: / «Я на слёзы на твои - ноль внимания!
Ты мне лазаря не пой, я - учёёёная, / Ты - людям всё расскажи, на собрании!»И кричит она, кричит, а голос слабенький, / А холуи уж тут как тут - каплют капельки, / И ТамаркаШестопал, и Ванька Дёргалов, / И какой-то «референт», ну, что из органов... / Тут как тут... / Ну, прямо, тут как тут! / Ладно, в воскресенье прихожу на собрание, / Дело, помню как сейчас, было первого.
Я, конечно, бюллетень взял заранее, / И бумажку из диспансера нервного... / А Парамонова, гляжу, вся в новом шарфике, / А как увидела меня, вся стала - красная, / У них первый был вопрос - «Свободу Африке!», / А потом уж про меня, в части «Разное»... / Как про Гану - все в буфет за сардельками, / Я бы тоже взял кило, да плохо с деньгами... / А как вызвали меня, так сник от робости,
А из зала мне кричат: «Давай подробности!» / Всё, как есть... / Ну, прямо, всё, как есть! / Ой, ну что ж тут говорить? что ж тут спрашивать? / Вот стою я перед вами - словно голенький! / Я ж с племянницей гулял, теть-Пашиной, / И в «Пекин» её водил... и в Сокольники... / И - в моральном, говорю, моём облике - / Есть растленное влияние Запада! / Но... живём-то, говорю, не на облаке, / Это ж просто, говорю, соль — без запаха... / И на жалость я их брал, и испытывал, / И бумажку (что от психов) зачитывал, / Но поздравили меня с «воскресением» - /
Закатили строгача с занесением! / Ой, ёй, ёй.../ Ну, прямо — ой, ёй, ёй... / Вот тогда, я взял букет покрасивее, / Стал к подъезду номер семь (для начальников),
А Парамонова, как вышла - вся стала синяя, / Села в «Волгу» без меня, и отчалила! / Я тогда прямым путём в раздевалку, и / Тёте Паше говорю: «Буду вечером...», / А она мне говорит: «С аморалкою- / Нам, товарищ дорогой, делать нечего! / И племянница моя, Нина Саввовна, / Она думает теперь - тоже самое,
Она всю свою морковь нынче продала, / И домой, по месту жительства - отбыла.» / Вот те на... / Ну, прямо, вот те на!.../Ну, тогда я прям в райком шлю записочку - / Мол, прошу принять по личному делу я... / А у Грошевой сидит - моя кысочка, / Как увидела меня, вся стала - белая. / И сидим мы с нею так вот прямо - рядышком, / И с улыбкой говорит тврщ-Грошева: / «Схлопотал он строгача, ну и ладушки, / Помиритесь вы теперь по-хорошему». / ...и пошли мы с ней вдвоём, как по облаку, / И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку, / Она скушала «дюрсо», а я «перцовую» - / За советскую семью... образцовую!/ Вот и все....
№ 16. Сравните разные варианты текстов Клятвы пионеров СССР. В чем состоят различия? С какими историческими событиями связаны изменения в текстах? Можно ли считать клятву документом? Каковы отличительные особенности жанра?
1.Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться (1922).
2.Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров (1923).
3. Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.
4.Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза (1986).
№ 17. Прочитайте тексты. Определите род профессиональной деятельности приносящего клятву/присягу. Найдите клише и шаблоны, характерные для жанра, с их помощью составьте текст клятвы или присяги.
1.Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката.
2. Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
3. Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
4.Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности. Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну. Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок. Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации. Служа Закону - служу народу!
№ 18. Сравните тексты Воинской присяги. Какие реалии времени отражают тексты. В какое время они были созданы?
1.Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.
2. Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.