Наука как источник криминалистических методических рекомендаций

Р

ассматривая вопрос о науке как источнике криминалистических рекомендаций, чаще всего ограничивают его исследованием внутридисциплинарных связей методики с другими разделами криминалистики — техникой и тактикой. Нет сомнения, что методика, являясь синтезирующим разделом криминалистики, испытывает на себе влияние криминалистической техники и тактики, что под их воздействием формируется значительная часть методических рекомендаций.

Прямые связи техники и тактики с методикой исследованы достаточно и на них нет необходимости останавливаться подробно. Следует лишь добавить, что всякое изменение технико-криминалистических средств и приемов, тактических приемов и рекомендаций оказывает вли­яние и на криминалистическую методику, вызывая к жизни изменение существующих или появление новых методических рекомендаций. Это особенно относится к расширению возможностей техники и тактики, естественно влекущему за собой повышение эффективности криминалистической методики.

Гораздо меньшее внимание привлекали к себе обратные связи методики с техникой и тактикой. Фактически влияние следственной практики на криминалистику в целом проявляется главным образом через методику, являющуюся “передним краем” криминалистики по отношению к практике борьбы с преступностью. Возникающие в практике задачи ощущаются криминалистикой через этот ее “передний край”; появление новых способов совершения и сокрытия преступления, приводящих в действие новые механизмы возникновения доказательств, изменение контингента вероятных преступников, круга обстоятельств, способствующих совершению того или иного вида преступлений, и т. п. — все это, прежде всего, отражается на эффективности применяемых частных криминалистических методик и уже через них ставит новые задачи перед криминалистической техникой и тактикой. Таким образом, криминалистическая методика оказывает стимулирующее влияние на технику и тактику, побуждая к совершенствованию и изысканию новых средств, приемов и рекомендаций.

Сложные двусторонние связи существуют между методикой и общей теорией криминалистики. В соответствии с нашей концепцией, так называемые общие положения криминалистической методики есть не что иное, как “экстракт” из частных криминалистических теорий, система которых и образует общую теорию криминалистики. Эти положения составляют общую базу всех частных криминалистических методик, то общее, что их объединяет в едином разделе науки. Развитие частных криминалистических теорий в тех их направлениях, которые относятся к проблемам частных криминалистических методик, служит источником формирования новых методических рекомендаций. В свою очередь, частные криминалистические методики в их практической реализации дают эмпирический материал для теоретических обобщений и выводов.

Наконец, источником формирования методических рекомендаций служит сама криминалистическая методика как раздел науки. Осуществление синтеза криминалистической техники и тактики предполагает возникновение нового результата — методических рекомендаций. Другой путь — совершенствование существующих частных криминалистических методик.

К методике как разделу криминалистической науки, естественно, относится и все то, что говорилось о связях криминалистики с другими областями знания. Использование же данных наук в практической деятельности по применению конкретных криминалистических методик обладает определенной спецификой.

Как любая разновидность человеческой практической деятельности, расследование преступлений базируется и использует положения из самых различных областей знания. Часть из них адаптируется через криминалистическую науку и в конечном счете обретает форму криминалистических методических рекомендаций. Другая часть используется практикой помимо криминалистики, непосредственно. К их числу относится большая часть положений правовых наук, касающихся процесса расследования, некоторые данные науки управления, научной организации труда следователя и т. п. Те из них, которые оказываются связанными с методикой расследования, могут стать непосредственным источником методических рекомендаций. Таким источником, например, служит научный экономический анализ деятельности промышленных или торговых предприятий. Его рекомендации теперь прямо используются частной криминалистической методикой расследования ряда видов преступлений.

Столь же непосредственно используются в методике и положения теории доказывания, в том числе и различные системы связи доказательств, принципы доказывания при помощи косвенных доказательств, разработанные Александром Алексеевичем Хмыровым., чьи работы, исследующие пограничные между уголовным процессом и криминалистикой проблемы, представляют собой существенный вклад в обе эти науки. В работах “Косвенные доказательства” (1979), “Основы теории доказывания” (1981) “О системе доказательств по уголовному делу” (1985) он продемонстрировал значение и роль системного подхода к доказыванию, криминалистическое значение установления связей между доказательствами.

Весьма эффективным оказывается использование в следственной практике данных статистической науки, перспективным представляется и внедрение кибернетических методов в процесс расследования.

Право, практика и наука в своей совокупности образуют исчерпывающий перечень источников криминалистических методических рекомендаций. Формирование же их на базе этих источников происходит в жестких рамках требований законности и нравственности.

Наши рекомендации