Дежурят: столовая - 1 отряд; территория - 2 отряд
ОТРЯДНОМУ
ВОЖАТОМУ
Авторы-составители:
Сохинова Ольга - педагог-организатор л. «Стремительный»
Гавриленко Светлана - зам. по УВР л. «Стремительный»
Оформитель:
Голтвина Татьяна
1994 год*
Уважаемые коллеги!
Мы начинаем с Вами работу в Новом 1995 году. Он знаменателен тем, что д/л "Стремительный" отметит свое 30-летие, вожатский отряд "Юность" – 25-летие, "Орленок" – 35-летие, а вся страна 50-летие Победы в Великой Отечественной войнe. Эти юбилеи только рубежи, которые каждый из нас должен отметить какими-то успехами. Это тем более важно, что открывается новая страница в истории "Орленка". Мы приступаем к реализации программы регионального взаимодействия "Лидер". А это значит, что на протяжении нескольких лет к нам будут приезжать ребята из одних и тех же территорий, что каждая смена - это экзамен на профессионализм всего педагогического коллектива, а следовательно, мера ответственности каждого педагога возрастает во иного раз.
Эти рекомендации - попытка объединения педагогического коллектива
на реализацию основной цели программы "Лидер":
- создание педагогических условий для освоения подростком социально-значимого и жизненного опыта в общении, отношениях и деятельности, направленного на развитие лидерских качеств ребенка, ориентированного на достижения собственного успеха в различных видах деятельности (общественной, художественно-творческой, спортивной, познавательной и т.д.)
Эти рекомендации - сочетание единых педтребований и методики самого сложного из периодов смены - организационного. Опытный вожатый найдет в них для себя новые приемы работы с детьми, для новичка - это руководство к действию, к постижению логики включения ребят в коллективно-творческую деятельность.
Эти рекомендации - итог семинара в д/л "Стремительный", который спроектировал и наметил основные этапы двух первых смен, на которые приедут ребята - организаторы школьного самоуправления, внешкольных объединений, детских общественных организаций,
Эти рекомендации - изложение опыта конкретных людей, поэтому Вы вправе брать их за основу своей работы, обогащать творчески, дополнять, но при этом попытаться не нарушать последовательность движения в логике данных рекомендаций. Они написаны в форме страничек вожатского дневника, на которых изложены педагогические цели, задачи и позиция вожатого, методика проведения конкретных дел и множество приемов, которые помогут реализовать всему педагогическому коллективу идеи предстоящей смены. А их несколько:
- создание и функционирование органов детского самоуправления, как обучающего и организующего элементов смены;
- деятельность школы "Лидер" как системы дополнительного образования подростков, направленной на расширение зоны развития в организаторской и культурной областях деятельности;
- работа с детскими делегациями как основными носителями регионального опыта и интересов детства на местах для коррекции программы
регионального взаимодействия на текущий и следующий годы;
- совместная продуктивная игра "Взрослые и дети" по отработке модели регионального взаимодействия.
В ходе смены нам предстоит в совместной деятельности с детьми осуществить работу:
- совета доверия отряда (СДО);
- совета командиров (председателей) СДО (вечерняя зорька);
-совета школы "Лидер" (СЛ из представителей делегаций);
- информационного совета (СИ);
- совета досуга (СД);
- совета хозяев (СХ);
-совета доверия лагеря (СДЛ);
С положениями об этих советах, о формах работы с ними Вы познакомитесь в приложений к данным рекомендациям.
В течение смены будет проводиться большая исследовательская работа, которая поможет нам в будущем скорректировать подготовку к предстоящим сменам 1996 года, создать портрет современного подростка.
В Вашу задачу будет входить сбор диагностической информации и качественное ведение педагогического дневника.
Внимательно вчитайтесь в предложенные Вам рекомендации, попытайтесь понять авторов и творчески их реализуйте. А для того, чтобы мы говорили и использовали единую терминологию, мы приводим здесь маленький педагогический словарик.
1. Педагогическая цель - запрограммированный конечный результат деятельности педагога, который можно реально оценить. Выбор цели зависит от возможностей конкретного педагога как человека и профессионала. Педагогическая цель определяет направленность воспитательного процесса в течение смены и поэтому может быть только одна цель на смену.
2. Педагогическая задача - этапный результат педагогической деятельности, подчиненный обшей педагогической цели. По отношению к конкретному делу, моменту или периоду в жизни отряда имеет значение цели.
Различаются:
- на стратегические (перспективные) и тактические;
- педагогические (воспитательные) и организационные (обеспечивающие условия реализации);
- методические (обучающие);
- ситуативные (возникающие в ходе педагогической деятельности).
3. Педагогические принципы - норма-основание реализации воспитательного процесса, определяются общечеловеческими и профессиональными ценностями. В программе "Лидер" определяются принципы гуманистического личностно - ориентированного подхода:
- доверия, уважения и актуализации личности подростка;
- учета внутренних мотивов (побуждений) личности подростка для его включения в процессы общения, отношений и деятельности;
- эмпатийного (сопереживавшего) отношения к эмоциональному состоянию подростка и всего детского коллектива;
- открытости педагога как носителя разнообразной информации для ребенка;
- единства в предъявлении единых педтребований;
- саморефлексивного анализа действий и результатов деятельности.
К принципам жизни в "Орленке" относятся законы и традиции, которые на протяжении многих лет помогали вожатому в сплочении детского коллектива, а по сути являлись нравственной основой жизнедеятельности детей и взрослых. Реализация принципов позволяет говорить о наличии воспитывающей среды.
4. Педагогическое содержание - комплекс педагогических идей, позволяющих вожатому реализовать общую педагогическую цель. Выбор педагогической цели зависит от профессиональных возможностей вожатого. К педагогическим идеям относятся, например: идея организации коллективно-творческой деятельности взрослых и детей; идея развивавшего обучения и т.д.
5. Педагогический метод - технологическая единица воспитательного процесса, позволяющая педагогу с наименьшими затратами реализовать комплекс или задачу, поставленную на конкретном этапе его деятельности. К методам относятся:
- метод беседы, дискуссии, рассказа и т.д.;
- метод игры и романтики;
- метод поручения;
- метод проблемной ситуации и т.д.
6. Педагогический прием - технологическая единица мастерства вожатого. Позволяет вожатому постоянно оказывать влияние на каждого ребенка, чувствовать эмоциональное состояние детей, регулировать его, управлять вниманием. Различают игровые вербальные (словесные) и невербальные (мимические, жестикуляция, поведенческие) приемы. Чем больше их в опыте вожатого, тем выше его профессиональное мастерство.
7. Форма - комплекс методов и приемов, используемых вожатым для реализации какой-то педагогической идеи или задачи. Название формы определяет направленность содержания. В орлятской терминологии форма - это отрядное дело.
8. Комплекс форм, приемов и методов деятельности вожатого, направленный на достижение результатов его труда и обшей педагогической цели смены определяет систему педагогических средств воспитательного процесса.
9. Деятельность возникает только тогда, когда внутренний мотив (побуждение) (М) пробуждает у подростка интерес (И) и потребность (П) в совершении действия (Д), т.е. если сознание и моторика ребенка проходят цепочку М-И-П-Д, совершается деятельность, которая единственно формирует опыт человека. В противном случае совершается комплекс действий, которые носят принудительно-стереотипный или репродуктивный характер, то есть показывают уже сложившийся опыт (знания, умения, навыки) ребенка в каком-то виде деятельности. Поэтому такие формы дел как: интеллектуальные игры, конкурсы, соревнования носят скорее диагностический (для вожатого) характер, нежели развивающий, если дети не привлекались к их разработке, организации и проведению, а были только участниками. В ходе смены усвоение опыта ребенком проходит несколько этапов: 1 - адаптивный; 2 - учебный; 3 - демонстрационный; 4 - развивающий.
10. Таким образом, воспитание есть целенаправленный процесс усвоения подростком социально-значимого и жизненного опыта. Руководителем и организатором процесса является коллектив "Орленка", педагогический коллектив лагеря, педагог-организатор отряда (вожатый), обеспечивающий условия его реализации. Поэтому замыкание вожатого только внутри своего отряда, своей педагогической программы резко снижают возможности развития ребенка. Чаще обращайтесь к специалистам лагеря к своим коллегам по работе. При этом помните, что подросток - не объект Вашего педагогического воздействия, а субъект воспитательного процесса, имеющий право на свое мнение, на свободу выбора видов деятельности и свое участие в жизни коллектива.
Еще раз вчитайтесь в предложенные Вам рекомендации, попытайтесь
их понять и принять.
Успехов Вам в работе!
Января, среда
Первый день заезда
Дежурят: столовая - 1 отряд; территория - 2 отряд
10:00
Операция "Встреча"
Отрядное место должно быть оформлено: встречный уголок с информацией о лагере, об отряде, законами и традициями, адресом лагеря, планом на орг. период, планом на день, режимом дня. Может быть цветопись, песни, лист или тетрадь откровения и т.д. |
В палатах на кроватях детей, предварительно заправленных, могут быть сюрпризы для приехавших.
Должен быть уборочный инвентарь. Получите мусорницы, ведра, тряпки (для пыли и для полов).
Цель, задачи:
а) Дети должны почувствовать себя уютно, получить на первое время всю необходимую информацию.
б) Задать планку отношений.
Ход дела, позиция вожатого:
а) Вожатый, встречающий детей, должен постараться вызвать к себе
симпатию - улыбки, шутки, но не навязчиво.
б) Подписываются визитки (которые заранее были сданы старшему вожатому в гостиную) - так легче различать "своих", вырабатывается привычка называть друг друга по именам.
Желательно сразу же записать Ф.И., делегацию ребенка в пед.дневник, также день его рождения. В первоначальную информацию входит нахождение и правила пользования туалетом, как и где разложить в палате вещи, в каком виде должна быть кровать. |
Личная одежда, обувь и все остальные предметы должны храниться в разных местах. Показать, где можно взять нитки и иголки. Дается 30-40 минут на такую операцию (в течение которой вожатый может проводить индивидуальные беседы с детьми).
11:00 - операция "Уют" и индивидуальные беседы с детьми.
ОПЕРАЦИЯ "УЮТ".
Цель, задачи: Расположение и адаптация ребят на месте.
Ход дела, позиция вожатого:
Это время в распоряжении детей (разбирают вещи, переодеваются, подшивают вещи и пр.)
Прежде чем дать это время, вожатый знакомит детей с такими законами: закон территории (обговаривая внимательное отношение к соседям, говорит о чистоте, делая акцент, что вожатый всегда должен знать, где находится каждый член отряда). Представляет закон ноль-ноль "Я буду ждать вас в 11:30 на отрядном месте". За пять минут до назначенного времени нужно напомнить "У нас не опаздывают". |