А теперь коротко об этике 3 страница
“Живописец” (апрель 1772 по июнь 1773) – еженедельный сатирический журнал, главная тема – обличие власти и ее произвола. Жанры: письма, портреты, записки, жанр путешествия. Тираж – около 1000 экземпляров. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Была полемика с Шаппом д`Отрошем о книге андидот или противоядие. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. «Английская прогулка»-продолжение. После крестьянской темы, которая получила в “Живописце” наиболее развернутое воплощение, второй по важности является тема просвещения, борьба с галломанией (любовью ко всему иностранному, в частности, ко французскому) и бескультурьем дворянского общества. В журнале печатались помимо Новикова Е.Дашкова, П.Потемкин, В.Рубан, Д.Фонвизин, А.Радищев, М.Сушкова, А.Фомин, Ф.Каржавин и другие. Начиная с третьего номера “Живописец” представлял собой книгу из двух частей, а не журнал, разделенный на листы. В это время работает над «Древней российской вивлиотекой» в 10 т. Пишет «О памятных уголках россии». Вообще он завалил Россию книжной продукцией. Его называли истинным министром народного просвещения.
“Кошелек” (С 8 июня по 2 сентября 1774 года) – новый еженедельный сатирический журнал, который должен был прославлять древние российские добродетели и в первую очередь – национальное достоинство, порицать дворянскую галломанию, космополитизм. Вышло 9 номеров журнала. Центральная мишень критики – Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»). Приехал в Россию обучать детей, хотя на родине был парикмахером. Журнал связан с масонской ложей «Астрея», но масонской лексики, тезисов, статей не было, хотя они хорошо помогали маетриально. публикуются фельетоны, сатирические портреты конкретных людей, чьи имена не называются, но легко угадываются. Новиков составляет сатирические словари и сатирические рецепты.
“Утренний свет” (1777) – это нравственно-религиозное издание с философским уклоном. Читателям предлагалось не только слепо верить, но и размышлять над своими религиозными воззрениями и основаниями веры. Такой подход был результатом членства Новикова в масонской ложе. Журнал вел борьбу с материалистическими и рационалистическими философскими системами и пропагандировал идеалистические идеи античных и европейских философов. Главные жанры публикаций – прозаические статьи, стихотворения, пьески и анекдоты. Наиболее интересен философский раздел журнала. Круг авторов был достаточно широк. Журнал выходил в течение 3 лет. Пользовался спросом, так что обычного тиража – 1000 экземпляров – не хватало и приходилось выпускать дополнительные тиражи. Журнал издавался с благотворительной целью: доходы шли на организацию и содержание школ для неимущих. Распространялся в 58 городах (опоздание max месяц). В астрахане – 28 подписчиков, в нижнем – 32, томбов -43, полтава – 20. 3,50 за год, некоторым сам приносил журналы и филки срубал неплохие. Новиков организовал типографскую компанию. Объеденил 10 членов масонских лож и каждый был мицинатом. В последнем номере отчет, как и что потрачено, каждый вносил свой пай. 802 подписчика, 875 было выпущено. У 1го номера выручка была на 2 тысачи больше, чем потрачено.
61. Журналы И.А. Крылова.
Крылов Иван Андреевич (13 февраля Москва 1769- 21 ноября 1844 Питер). Сын армейского капитана, знатного, но бедного. Не было материальной базы для печати и фундаментального образования. Работал еще мальчишкой – канцеляристом в Земском суде. Сначала занимался драматургией. В 1778 г отец его умирает и он едет в Питер выбивать пенсию и знакомится там с писателями, актёрами. В 14 лет его пьесы уже в питере ставили. 1787 участие в журнале «Лекарство от скуки и забот». 1788 журнал Рахманинова «Утренние часы». Рахманинов – помещик, перевел и издал всего Вольтера. Помогал Крылову. Предоставил доступ к своей библиотеке, давал советы, посоветовал издавать свой журнал и предложил свою помощь.
С января по август 1789 – «Почта духов». Издавал единолично в типографии Рахманинова. Ежемесячный. Представляет собой переписку (из 48 писем состоит) арабского философа и волшебника Маликульмулька с представителями стихий(вместо автора действующий секрктарь волшебника). 23 письма называются перевод из романов Маркиза д`Аржана – кабалистические письма, или философская, историческая, критическая переписка 2х кабалистов, 2х стихий и господина Асторота». Остальные «Еврейские письма или философская историческая и критическая переписка одного еврея путешествующего по странам Европы, с его корреспондентами, живущими в разных местах». Сюжет журнала и произведения: Не только на земле, но и в загробном мире ухудшились нравы. Воздушный, водяной, подземный духи заглянули в мир земной, чтоб понаблюдать за людьми. Крылов подает фантастическую форму, но вкладывает философское содержание, обличая дворян, развращенность, бюрократизм, везде открывает господство пагубных страстей и падение нравов. Духи кстати иногда учавствуют в земных событиях и смотрят в окна и замочные скважины. Сюжет: Владыка подземного царства плутон, посылает гнома (Зора), который должен привести с земли честного парикмахера, партного и купца. Другого гнома (Буристон) отправляют найти 3х честных судей. Но на земле они учаться плохому и метаморфизируются. И жена его (призерпина) тоже побывав на земле портиться – одежда другая, манеры(у нее был паж фурбиний). Потом и Плутон меняет имидж. Тираж неизвестен. Но в одном номере есть сведения, что подписчиков было 80.
Потом в течение двух лет Крылов не печатается. Ему удается наладить сотрудничество с молодыми авторами, с актером Иваном Дмитриевским, литератором Клушиным. Мысль создать собственную типографию. Порывает с персональным журнализмом. Позже к ним присоединяется Петр Александрович Плавильщиков – актер и литератор. С февраля 1792 типография Крылов аи товарищей выкупает ежемесячный журнал «Зритель» (фев-дек 1792). На свой день лучший сатирический журнал. Подписчиков в два раза больше, чем у «Почты духов». Неизвестно, кто главный. Нет основания считать главным Крылова из-за того, что его имя вынесено в название типографии. Материалы авторов не перемешивались: сначала только Плавильщиков, потом Крылов и т.д. Первым обычно были материалы не Крылова.
Клушин – поэт и драматург, отец – бедный дворянин, рано работает в канцелярии. Окончил уездное училище. В 1790 – Перове появление его в печати. Плавильщиков из купеческой семьи. Главная его задача – создание русского национального театра. Некоторые антидворянские настроения, но при этом за монархизм, как и большая часть купечества. Преподавал в Академии художеств. Оказал воздействие на характер журнала. Кроме этой компании в журнале участвовали В.Л. Пушкин, Михалев. Хованский и др. Программное вступление – статья Плавильщикова «Нечто о врожденно свойстве душ российских». Вопрос: чему и как можно учиться у иностранцев, пример Петра Первого. Говорит о талантливых людях, преимущественно из народа – Ломоносов, Кулибин.
Крылов – несколько произведений. «Ночи», «Каиб» (восточная повесть), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «мысль философа по моде»
«Ночи» - начало незаконченного романа. Крылов практически первым принимает попытку создания психологического романа. Тема разложения дворянского общества. Персонажи – Вертушкин, Щеголь. Впервые пробовал себя в роли рассказчика. От начала и до конца иронико-сатирический ключ. Сталкивает лексику высокую и низкую. Произведение новаторское – нет ни одного положительного персонажа, в конце много разоблачений, тайн открывается. У иностранцев ночи – жанр, крылов пыается вывести все за пределы.
«Рассуждение о дружестве» - Ориентирует читателя на проявление демократического начала. Он предлагает как и с кем можно дружить. Вывод: уважение прежде всего.
«Философия по моде» - Пытается опровергнуть, что каждый модник – бездельник. Маленькое произведение, популярное. Все восхищаются стилем Крылова, типа он пишет лучше Хераскова, сумарокова, новикова.
«Похвальная речь в память…» Все серьезно. Жанр – похвальная речь. Племянник хвалит деда, который издевался, истезал своих крепостных, ужасный чел в общем.
«Каиб» за названием «восточная повесть» прячется злободневность. Государь уезжает по делам, в место него на престол сажают куклу и никто не замечает подмены.
Лето 1792 года в типографии Крылова обыск. Разыскивается сочинение Крылова «Мои горячки» и повесть Клушина «Горлица». Произведение Крылова нашли, дальнейшая судьба его неизвестна. За Крыловым устанавливается полицейский надзор.
Санкт-Петербургский Меркурий. Создан Крыловым и Клушиным в 1793 году. Приглашают и других авторов. Единства в редакции не было. В январе 1793 года казнили Людовика 16, после этого журнал перестает касаться вопросов политики. Екатерина Вторая прекращает всякую связь с Францией. Иностранцы в Росси должны были перестать общаться с Францией. Культивировалась подозрительность.
Крылов напечатал два сатирических материала: Крылов «Похвальная речь науке убивать время» и Карамзин «Похвальная речь Ермалафиду». «Российские анекдоты» придавал развлекательный характер. В журнале помещены театральные рецензии и книжные рецензии. Оригинальная проза сведена к минимуму. Клушин «Несчастный Маслов» Маслов – безродный человек, который попадает в богатый дом. В основном – поэзия и переводы. С этой повестью Клушин впервые вводит элементы психологизма. Активную роль в журнале занимал Клушин. Летом 1703 года был переведен журнал в Санкт-Петербургскую Академию Наук. Последние номера журнала были достаточно бледные и неинтересные. Журнал стал нерегулярным. В декабрьской последней книжке было извещение о том, что издатели уехали и журнал издаваться не будет.
Крылов умел внимательно относиться к уже выработанным традициям и привносить новое.
62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
Новый век ознаменовался обновлением и оживлением жизни общества в связи с убийством деспотичного Павла I и восшествием на престол Александра I (1801-1825)
1796-1801 гг. – правление Павла I, очень деспотичный монарх, поэтому Александр I хотел успокоить общественное мнение и понял необходимость реформ. Возвращает из ссылок и тюрем много людей, осужденных за вольномыслие, разрешил ввоз из-за границы книг и периодических изданий, разрешает опять частный типографии, появляются новые учебные заведения и расширяется читательская аудитория.
1801 – Александр I создает «Негласный комитет», который составляет общий план проведения реформ. 1803 он распущен. 1804 – первый в России цензурный устав. Цензура предварительная (до появления текста в печати читают и могут не допустить) и карательная (за материал может быть наказание: арест, закрытие, штраф).
В 1802 году Александр I уничтожает предварительную цензуру. В 1804 возвращает, свертывает либеральную политику. Две стороны: - расширение прав писателей и журналистов; разрешено дискутировать о внутренних делах, но все скромно, без вольномыслия. Ничего нельзя критиковать. Если у статьи несколько интерпретаций (нейтральная и вольнодумная), то истолковывают выгодно для автора. - нельзя критиковать правительственные законы, Божьи традиции и личные достоинства человека.
В результате в первом десятилетии 19 века в России отмечается количественный прирост печатной периодики – 84 новых издания, в том числе в Санкт–Петербурге – 47, в Москве – 34, в других городах – 3. Новым явлением, характерным для этого периода. Стало возникновение отраслевой периодики, посвященной экономическим, административным, научно–техническим, военным вопросам («Журнал полезных изобретений», «Экономический журнал», «Военный журнал», «Артиллерийский журнал»); также появлялись музыкальные, театральные, педагогические и др. журналы. Новые жанры – обзоры, статьи, очерки.
Помимо издававшихся еще с прошлого столетия «Санкт–Петербургских новостей» и «Московских новостей» появилось еще несколько новых газет правительственных учреждений, среди которых наибольшую популярность имела «Северная почта», издававшаяся почтовым департаментом Министерства иностранных дел в 1809–1819гг. Появляются также две частные газеты: «Московские ученые ведомости», издававшиеся профессором Московского университета И.Буле в 1805–1807гг. и «Гений времен», издававшийся в Санкт–Петербурге Ф.Шредером совместно с И.Делакроа и Н.Гречем в 1807–1809гг.
Наряду с центральными появляются и провинциальные газеты. В 1911году адъюнкт Казанского университета И.Запольский основывает газету «Казанские известия»; позже газеты появляются и в крупных торговых центрах: Астрахани (1813г.), Одессе (1820г.). Однако в тот период газета не была востребована большим количеством читателей, поскольку рыночные отношения только начинали развиваться, и господствующим изданием по–прежнему оставался журнал. Анализ содержания ведущих журналов позволяет выделить три основных направления в русской журналистике начала 19 века: 1) умеренно–либеральное; 2) демократическое; 3) консервативное.
К умеренно–либеральному направлению, представители которого поддерживали либеральные реформы Александра 1 и его окружения, относились журналы «Вестник Европы» Н.Карамзина, выходивший в 1802–1830гг., и издания «карамзинистов»: П.Макарова, В.Измайлова, П.Сумарокова, В.Жуковского, П.Вяземского. Все они выступали за идею просвещенной монархии, за «сердечную связь, царя с подданными, а помещиков – с крестьянами.
Демократическое направление представляли издания «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», созданного И.Борном и В.Попугаевым на волне демократизации общественной жизни в 1801 году. В изданиях общества («Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности», особенно на начальном этапе, когда у его руководства стояли представители радикально–демократического крыла (И.Борн, И.Пнин, А.Востоков), приветствовалось свержение «тирана» – Павла 1, и отстаивалось право народа на свержение недостойных монархов, говорилось о необходимости политического просвещения масс. В изданиях «Вольного общества» сотрудничали многие будущие декабристы, и впоследствии демократическое направление русской журналистики начала 19 века перерастет в декабристское. + Спб вестник, северный вестник Мартынова, журнал российской словестности Бруссилов в 1805.
Консервативное направление, сторонники которого отстаивали незыблемость самодержавной власти и призывали к борьбе с «вредными умствованиями», идущими из Европы, было представлено журналами «Русский вестник» С.Глинки (1808–1820гг.) и «Чтение в «Беседе любителей русского слова» А.Шишкова (1811–1816гг.).
Патриотический подъем в русском обществе, вызванный началом Отечественной войны 1812 года, вызвал появление еще нескольких периодических изданий, сыгравших видную роль в развитии русской журналистики. В первую очередь, это созданный Н.Гречем журнал «Сын Отечества» (1812–1852гг.). Для того времени это издание содержало много новшеств: наряду с теоретическими статьями профессора Царскосельского лицея и Петербургского университета А.Куницына в рубрике «Смесь» публиковались информационные сообщения из действующей армии, рисунки и карикатуры И.Теребенева и А.Венецианова соседствовали с патриотическими стихотворениями А.Воейкова и баснями И.Крылова.
При штабе действующей армии в 1812–1814гг. А.Кайсаров при участии В.Жуковского, А.Михайловского–Данилевского издавал газету «Известия Главной армии», а также печатал на французском языке прокламации на войска противника. Дух журналов, Яценков Петр Михайлович, экономические темы.
В 1813 году в Петербурге чиновник П.Пезаровиус с целью сбора средств в помощь раненым и семьям погибших начал издавать газету «Русский инвалид» (в 1821 году инвалидный капитал от пожертвований ее подписчиков превысил 1 млн. рублей). Впоследствии эта газета стала центральным печатным органом Военного министерства России.
В послевоенные годы как во внешней, так и во внутренней политике правительства Александра 1 наметился открытый поворот в сторону реакции. В 1811 году было создано Министерство полиции, а при нем – цензурный комитет. Впоследствии цензура в России приобретает множественный характер, когда кроме общих цензурных органов журналы и газеты цензурировались и в собственных ведомствах.
В этот период происходит четкое разделение на «московскую» и «петербургскую» журналистику: в то время, как в Москве основными властителями дум были консервативный «Русский вестник» и умеренно–либеральный «Вестник Европы», в Петербурге появляются издания различных литературно–философских объединений, тесно связанных с декабристами («Арзамас», «Зеленая лампа», «Вольное общество соревнователей просвещения и благотворения» и др.). Первым таким изданием стал журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825гг.). С 1816 года многие участники тайных декабристских обществ начинают активно сотрудничать в журнале Н.Греча «Сын Отечества»; в начале 1820–х годов произведения декабристов начинают появляться и в журнале «Невский зритель», но впоследствии его издатель И.Сниткин стал отдавать предпочтение материалам консервативного содержания.
Наиболее известным изданием декабристов стал литературный альманах «Полярная звезда», издававшийся К.Рылеевым и А.Бестужевым в 1823–1825гг. На его страницах публиковались статьи и произведения членов «Северного общества» К.Рылеева, Ф.Глинки, В.Кюхельбекера, братьев Бестужевых, А.Дельвига также близких к декабристам А.Пушкина, П.Вяземского, Д.Давыдова, П.Катенина, Н.Греча, Ф.Булгарина. В 1824 году В.Кюхельбекер вместе с В.Одоевским попытался начать в Москве издание альманаха «Мнемозина», однако в свет вышло всего 4 книжки журнала. Наряду с легальной периодикой участники декабристского движения нелегально издавали и распространяли прокламации, призывавшие солдат выступить против существовавшего режима.
Реакцией властей на вооруженное выступление 14 декабря 1825 года стало дальнейшее ужесточение политического режима. В первый год царствования Николая 1 был введен новый цензурный устав, запрещавший пропускать в печать места, имевшие «двоякий смысл»; начиная с 1832 года разрешение на выпуск новых изданий давалось лично царем.
После разгрома тайных декабристских обществ и закрытия стоявших близко к ним литературно–философских объединений Петербурга центром общественно–политической мысли становится Москва. В конце 20–начале 30–х годов при Московском университете действуют философские кружки Н.Станкевича и А.Герцена, издававшие журналы «Атеней», «Московский журнал», «Журнал современного просвещения», «Телескоп», однако все они вскоре были либо прекращены из–за нерентабельности, либо закрыты правительством. В этих условиях на первое место выдвигаются газеты и журналы, ориентированные не столько на просвещенную интеллигенцию, сколько на массового читателя.
Так, в конце 1825 года в Петербурге начинает выходить газета «Северная пчела» Ее издатели Н.Греч и Ф.Булгарин, опасаясь преследований за свои связи с участниками декабристского движения, активно сотрудничали III Отделением, и потому «Северная пчела» стала единственным в России частным изданием, которому разрешалось печатать политическую информацию.
Для увеличения тиража редакторы подавали политические новости в занимательном, хотя и несколько упрощенном тоне. В то же время, хорошо понимая неизбежность развития рыночных отношений, редакторы «Северной пчелы» пропагандировали политику правительства в области промышленности и торговли, и одновременно выступали против «литературной аристократии»: А.Пушкина, А.Дельвига, П.Вяземского, Е.Баратынского, Ф.Глинки и др. литераторов–дворян, объединившихся вокруг «Литературной газеты» (1830–1831гг.) и отстаивавших идеалы классической литературы.
В московской журналистике одним из наиболее интересным явлений этого периода стал журнал «Московский телеграф», издававшийся Н.Полевым в 1825–1834гг. Понимая, что время чисто литературного журнала уже проходит и одни только философско–эстетические искания не могут привлечь массового читателя, Н.Полевой сделал свой журнал энциклопедическим. На страницах «Московского телеграфа» литературные статьи соседствовали со статьями по математике и медицине, критика и библиография чередовались с материалами, обобщавшими передовой опыт ведения хозяйства за рубежом; в то же время редактор активно проповедовал идеологию буржуазии и купечества и не упускал случая критиковать дворянство. По своей направленности и потенциальной аудитории «Московский телеграф» Н.Полевого явился первым в России массовым буржуазным журналом (его тираж превышал 1500 экземпляров).
Другим энциклопедическим изданием стал издававшийся в Петербурге О.Сенковским в 1834–1865гг. журнал «Библиотека для чтения», однако, в отличие от «Московского телеграфа» он был рассчитан прежде всего на провинциальных помещиков и членов их семей. Вместо сообщений о передовых достижениях науки и техники публиковались популярные статьи по земледелию и ведению домашнего хозяйства, в разделе «Словесность», где поначалу было обещано участие около 60 виднейших писателей России, публиковались произведения таких второсортных литераторов, как В.Ушаков, М.Загоскин, Н.Кукольник. Наиболее примечательным являлся раздел «Литературная летопись», в котором публиковались литературные пародии, рецензии и критические статьи, отличавшиеся недюжинным остроумием и вместе с тем подчеркнутой парадоксальностью, доходившей иногда до литературного озорства (мало кто из читателей знал, что под псевдонимом «Барон Брамбеус» скрывался сам О.Сенковский – крупный ученый–востоковед).
Наряду с изданиями «триумвирата», предназначавшимися для семейного чтения, появился и ряд частных литературных журналов, рассчитанных на просвещенную публику, а посему не имевших больших тиражей, и зачастую убыточных. Так, в 1836 году А.Пушкин создает журнал «Современник», на страницах которого печатались литературные произведения и статьи Н.Гоголя, В.Жуковского, А.Тютчев, Е.Баратынский; в журнале впервые были опубликованы пушкинские «Капитанская дочка», «Путешествие в Арзурум», «Скупой рыцарь» ( при жизни поэта вышло всего четыре номера журнала).
Другим частным литературным журналом стал «Телескоп», основанный профессором Московского университета Н.Надеждиным в 1831 году и имевший подзаголовок «Журнал современного просвещения». В нем публиковались научные статьи профессоров М.Павлова, М.Максимовича, А.Востокова, произведения М.Загоскина, И.Лажечникова, Ф.Тютчева, А.Полежаева, переводы О. Де Бальзака. Но особенно возросла популярность издания с приходом В.Белинского, наполнившего критический отдел «Телескопа» острополемическими статьями о состоянии и перспективах развития русской литературы и публицистики. Однако после публикации в 1836 году «Философского письма» П.Чаадаева, резко порицавшего православие и отрицавшего самобытность исторического пути России, журнал был закрыт, автор объявлен сумасшедшим, а П.Надеждин отправлен в ссылку.
Журнал «Московский наблюдатель» был создан в 1835 году В.Андросовым, М.Погодиным, С.Шевыревым и с самого начала он выступил против изданий «Триумвирата», объявив их «торговцами от журналистики и литературы». В 1837 году в журнал приходит В.Белинский, опубликовавший ряд литературных и философских трудов, однако это направление не способствовало росту числа подписчиков, и в 1839 году «Московский наблюдатель» прекратил свое существование.
Наряду с частными изданиями в 30–е годы усиливается и правительственная печать: в 1829 году появляется «Журнал Министерства внутренних дел», в 1834 году – «Журнал Министерства народного просвещения», в 1848 году – журнал Морского министерства «Морской сборник». С 1837 года в России формируется система официальных газет, подчиненных канцеляриям губернаторов – «Губернских ведомостей»,
В 40–х годах Х1Х века в России продолжался рост противоречий феодальной системы, и передовая часть общества несмотря на жесткие цензурные барьеры все настойчивее ставила вопрос о путях дальнейшего развития страны. В общественной мысли и в журналистике этого периода достаточно четко выделились два основных направления: «западники» и «славянофилы».
«Западники» (Т.Грановский, С.Соловьев, К.Каверин, В.Боткин, Б.Чичерин) единственным верным путем развития страны считали присоединение к западной цивилизации. Однако это течение с самого начала не было однородным: в 40–е годы в него входили и буржуазные либералы, защищавшие интересы помещиков, и революционные демократы (В.Белинский, А.Герцен), выражавшие чаяния крестьян. «Славянофилы» ( братья К. и И.Аксаковы, А.Хомяков, братья И. и А.Киреевские), не одобряя крепостничества, тем не менее считали, что страна должна развиваться не по капиталистическому пути, как страны Европы, а вернуться к допетровским порядкам. И те и другие, не имея возможности создавать собственные общественно–политические издания, вынуждены были публиковаться в уже существовавших литературных журналах «Отечественные записки» и «Современник». В противовес им выступили издания консервативного направления «Маяк» П.Корсакова и С.Бурачка и «Москвитянин» М.Погодина и П.Шевырева (последний был чрезвычайно близок к славянофилам). В конце 40–х годов редактором «Москвитянина» стал И.Киреевский, сумевший привлечь к работе А.Островского, Ап.Григорьева. А.Писемского.
С ростом демократического движения все большее число его сторонников сплачивается вокруг журнала А.Краевского «Отечественные записки». Созданный еще в начале 30–х годов как энциклопедический, журнал после прихода в редакцию В.Белинского наряду с произведениями М.Лермонтова, А.Кольцова, В.Сологуба, В.Даля, А.Фета, и других известных писателей и поэтов публикует сочинения А.Герцена, И.Огарева, А.Панаева, В.Бакунина. Однако впоследствии в условиях ужесточения политической цензуры А.Краевский вынужден был придать «Отечественным запискам» либерально–охранительный характер, после чего ведущим демократическим изданием становится «Современник», купленный в 1846 году Н.Некрасовым и И.Панаевым у П.Плетнева. С переходом в редакцию журнала В.Белинского, А.Герцена, И.Кронеберга намечается разрыв между представителями либеральной (западнической) и революционной демократии.
Западноевропейская революция 1848 года вызвала дальнейшее ужесточение цензуры в России. Созданный 2 апреля 1848 года Особый комитет под руководством графа Н.Бутурлина, обследовав содержание выходивших в стране журналов, потребовал закрытия многих из них (в т.ч. как демократического, так и славянофильского направления). В 1849 году было разгромлено общество М.Петрашевского, в 1852 году закрываются славянофильские «Московские сборники», прекращается выход журналов «Ералаш», «Северное обозрение», «Литературной газеты». В этих условиях в русской журналистике возникает новое явление – бесцензурная печать русского зарубежья, основоположниками которой стали А.Герцен и Н.Огарев. Создав в 1853 году Вольную русскую типографию в Лондоне, А.Герцен наряду с прокламациями и брошюрами («Русский народ и социализм», «Крещеная собственность», «Русское крепостничество») начинает в 1855 году выпуск журнала «Полярная звезда», названного так в память об альманахе декабристов; с 1857 года в качестве приложения к журналу начинает выходить газета «Колокол».
Поражение России в Крымской войне 1853–1856гг. наглядно продемонстрировало несовершенство государственного устройства и вынудило новое руководство страны начать подготовку широкомасштабных реформ (крестьянской, земской, судебной, военной). Чтобы обеспечить гласность при обсуждении предстоящих преобразований, правительство Александра П готовит новый закон о цензуре, предусматривавший ряд послаблений журнально–газетному предпринимательству. В этих условиях возникают новые периодические издания, отражавшие взгляды тех или иных общественных сил на предстоявшие преобразования.
Так, возникший в 1856 году журнал «Русский вестник» М.Каткова отстаивал правительственный вариант крестьянской реформы, защищая привилегии помещиков и духовенства и требуя крутых мер против «нигилистов». Издания славянофилов (журнал «Русская беседа» А.Кошелева, газеты «Парус» и «Молва») и близкий к ним журнал «Время» Ф. и М.Достоевских, выступая за отмену крепостного права, в то же время отстаивали идею сохранения общины как традиционного уклада русской жизни. В противовес монархическим и дворянско–либеральным изданиям выступал демократический «Современник», на умы и настроения читателей которого в конце 50 – начале 60–х годов все большее влияние начинали оказывать писатели–разночинцы Н.Чернышевский и Н.Добролюбов, тогда как влияние дворянских писателей И.Тургенева, Н.Некрасова и др. постепенно слабело.
Реформы 60–х годов дали значительный толчок развитию журналистики в России, в первую очередь, газетного дела. С одной стороны, развитие буржуазных отношений и рост образования втягивали в общественную жизнь все новые и новые массы людей, нуждавшихся в оперативной информации; с другой стороны, в процессе капитализации информация также начинала приобретать товарную стоимость, а ее распространение – характер производства. В этих условиях укрепляется положение частных газет. Так, из еженедельника «Сын Отечества» А.Старчевского, издававшегося с 1856 года, в 1861 году была образована массовая газета; в это же время банкир И.Трубников основал газету «Биржевые ведомости», при которой в 1865 году возникла первая в стране «Вечерняя газета»; в 1862 году А.Краевский основал газету «Голос»; с 1863 года «Санкт–Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» стали выходить как частные издания. В провинции наряду с официальными «Губернскими ведомостями» также появляются частные газеты: «Черниговский листок», «Сибирский вестник» (Иркутск), «Киевский курьер», «Волга» (Астрахань), «Воронежский курьер» и др. Начинают выходить газеты, рассчитанные на читателя из народа – крестьян, ремесленников, мелких служащих: «Воскресный досуг», «Мирское слово».