Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм

41Ш

Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм - student2.ru

Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм - student2.ru Рис.3

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Феде­рации. —* М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008. с П.

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Феде­рации.— М.: Общественная палата Российской Федерации,2008. С. 43.

Таким образом, наиболее заметны на общем фоне по­требительские кооперативы, некоммерческие учреждения и общественные и религиозные организации. Крайне не­значительную долю от общего числа общественных орга­низаций составляют общественные движения, органы об­щественной самодеятельности, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, органы территориального обще­ственного самоуправления.

Достаточно слабое развитие форм общественной орга­низации (в особенности, на низовом уровне) связано с не­простыми условиями для их развития, о чем уже говори­лось выше. Под воздействием этих факторов формируется коммуникативная политика пресс-служб некоммерческих структур, которые в ходе своей работы взаимодейству­ют со следующими субъектами: ■

1) отдельные граждане и социальные группы, выде­ленные по признакам профессиональной, экономи­ческой, политико-идеологической, этнокультурной,
возрастной, тендерной и других общностей;

2) органы законодательной, исполнительной и судебной
власти;

3) правоохранительные органы и спецслужбы;

4) международные фонды и организации, иностранные
правительства и граждане других государств;

5) бизнес-структуры;

6) средства массовой коммуникации (СМК);

7) религиозные организации и их последователи;

8) другие общественные организации.
Приведенный перечень субъектов максимально широк,

поэтому, ориентируясь на всех, пресс-служба НКО все равно вынуждена делать определенные акценты на ту или иную целевую группу в зависимости от ситуации.

Общественная организация,во-первых, создается сни­зу, самим населением, а, во-вторых, она существует для того, чтобы определенной части общества была польза от ее существования. Поэтому в таких структурах внимание должно уделяться не только взаимодействию с предста­вителями СМИ, но и связям с общественностью в целом.




Естественно, взаимодействие со СМИ — это самый широкий сегмент связей с общественностью в деятельно­сти общественных организаций, потому что без использо-нания СМИ эффективно довести до населения информа­цию невозможно. Хотя в работе пресс-службы нужно ис­пользовать и другие технологии распространения инфор­мации (например, работу в блогосфере).

Перечислим инструменты, с помощью которых пресс-службы некоммерческих организаций могут влиять на мнение целевых групп:

♦ средства массовой информации (возможно создание собственного информационного бюллетеня1);

♦ просветительские мероприятия (информационные
акции в местах скопления людей и т.д.);

♦ воздействие на органы власти, политические партии,
правоохранительные органы с целью продвижения
«нужных» решений (социальный лоббизм);

♦ общественно-массовые мероприятия (пикеты, митин­ги, демонстрации);

-пресс-конференции, «круглые столы» и форумы по наиболее актуальным социальным вопросам с при­влечением СМИ;

♦ бескорыстная помощь гражданам в отстаивании сво­их прав (юридические консультации и т.п.);

♦ мониторинг ситуации в наиболее социально-опасных областях (экология, качество продуктов питания, ал­коголизм, наркомания и т.д.);

♦ инспектирование учреждений, вызывающих особое
внимание общественности (следственные изоляторы
и т.п.);

♦ демонстрация реальных примеров оказания реаль­ной помощи гражданам («PR-фактов»);

- участие в работе общественных палат и консульта­тивных советов при органах власти и управления, а также при правоохранительных органах;

♦ выпуск информационной и просветительской продук­ции (буклеты, листовки, памятки и т.д.).

Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм - student2.ru информационный бюллетень издается тиражом до 1000 эк­земпляров, он может официально не регистрироваться как СМИ.

Информационная работа ни в коем случае не должна оказываться на периферии интересов и деятельности общественной организации. На современном этапе в любой НКО должно быть три ключевых фигуры: директор, глав­ный бухгалтер и пресс-секретарь.

Анализ деятельности современных НКО позволяет вы­делить следующие проблемы и ошибочные подходы в их работе, влияющие на информационное продвижение.

1. В ряде организаций бытует такое мнение, что назна­чить директором по PR или пресс-секретарем можно лю­бого человека (как правило, кого-то из родственников и
знакомых). Вроде «работа несложная, особенно ничего де­лать не надо». Как правило, наличие родственных связей
не способствует качественной работе подразделения, так
как эта профессия не приемлет дилетантского подхода.

2. В «третьем секторе» институт пресс-службы мало распространен, при этом руководители некоммерческихорганизаций активно жалуются на отсутствие обществен­ной поддержки и нехватку средств. Это — прямое след­ствие дефицита необходимой менеджерской подготовки
значительной части руководящих кадров НКО, следствием чего является отсутствие комплексного видения проблем
управления и развития. Недостаточное внимание руково­дителей НКО к информационному блоку и работе пресс-службы, которое во многих случаях вызвано дефицитом средств, в свою очередь, порождает целый комплекс проблем, опять же в области финансирования, так как орга­низации, о которой никто не знает, просто неоткуда получить средства.

3. Большой проблемой НКО, даже при наличии осозна­ния потребности в информационном развитии, является
неспособность привлечь к сотрудничеству профессионала в области PR. Выше мы уже говорили о том, какие могут
возникнуть проблемы, если взять в пресс-службу выпуск­ника ВУЗа, у которого, в большинстве случаев, нет необ­ходимого опыта. Большинство современных российских
НКО — это небольшие и небогатые организации, в кото­рых функции различных отделов пресс-службы, как правило, соединяются в одном лице. Учитывая это, сотрудник

пресс-службы должен обладать универсальными навыка­ми и профессиональным опытом, лишь в этом случае от tTo работы будет ожидаемый эффект.

Решать проблему кадров можно путем заключения до­говоров о сотрудничестве с кем-либо из опытных журна­листов, имеющих опыт PR-деятельности. Такой человек может работать в должности PR-директора или пресс-сек­ретаря общественной организации как совместитель, од­нако потенциальный кандидат должен разделять идеоло-шческие цели организации. Привлечь профессионалов к сотрудничеству можно благодаря собственным конкурент­ным преимуществам, так как работа в пресс-службе общественной организации (особенно средних размеров), является отличной школой для ее сотрудников, и для тех, кто хочет развиваться в данной профессиональной области.

4. Сегодня многие общественные организации оправды-щ| ют свое нежелание обратиться к профессионалам в об-иасти PR тем, что у них нет на это денег. Однако, отказавшись сь от данного направления, они теряют гораздо боль­ше, так как чтобы расширять свою деятельность, нужно обладать определенным уровнем общественной известности. Тот факт, что организация неизвестна обществен­ности, значительно сокращает число возможных источ­ников ее финансирования, так как потенциальный спонсор и органы государственной власти не смогут оценить перс­пективы сотрудничества с ней и предложить варианты работы. Информирование о своей работе — это «правило хорошего тона». К примеру, на Западе, когда общественной организация получает грант, в смету этого гранта изначально закладывается определенный PR-план, в нашей стране пока этого нет.

5. Общественная организация должна заботиться о своем имидже и избегать скандалов, в которых многие видят вожность для «бесплатного PR». К сожалению, подоб­ным образом можно заработать известность, но авторитет может быть утерян навсегда. Надо помнить, что «ярлык и/юрских сумасшедших» в России приклеивают очень

Быстро».

В идеале, некоммерческая организация должна влиять на принятие решений, нужных обществу, либо сама осу­ществлять какие-то общественно-значимые мероприятия.

6. В настоящее время одной из основных проблем в раз­витии медиа-активности НКО является отсутствие тради­ций освещения подобной проблематики в самих СМИ, так как сами независимые общественные организации в Рос­сии стали появляться только в конце 80-х гг. XX века. Отечественные СМИ, к сожалению, мало заинтересованы в самостоятельном поиске информации об общественных структурах. Это — еще большая проблема, чем пассив­ность самих общественных организаций в области связей с общественностью.

Деятельность общественных организаций преимуще­ственно рассматривается через призму политики, либо обращает на себя внимание, если НКО активно заявляют протест или выдвигают какой-то законопроект. Когда об­щественная структура занимается неким благим делом, это журналистов не интересует — ни федеральных, ни регио­нальных, хотя именно они должны сообщать обществу о подобных маленьких победах. К сожалению, это происхо­дит в редких случаях и иногда за деньги, что само по себе неправильно.

В развитых странах Запада журналисты напротив ак­тивно поддерживают традиции благотворительности и об­щественной деятельности: об этом говорится во многих ста­тьях и интервью. В России ситуация сложилась таким образом, что деятельностью общественного учреждения очень сложно заинтересовать СМИ. Учитывая это, осо­бенно необходимо, чтобы пресс-служба в НКО не просто существовала, как «дань моде», а чтобы в ней работали профессионалы в области PR и связей с общественностью.

Важным отличием пресс-службы общественной органи­зации от аналогичных подразделений в других структурах является то, что в НКО она выполняет не только функ­цию распространения информации. Одно из приоритетных направлений в ее деятельности составляют разъяс­нения и комментарии, направленные на повышение уров­ня образования своей базовой целевой аудитории.

Пресс-службы НКО должны понимать, какая инфор­мация о деятельности общественных организаций наи­более востребована журналистами, что в большей степе­ни может их заинтересовать. Это отмечается и в Докла­де ОПРФ от 2008 года.

Для получения объективных сведений о медиаактивно-сти общественных организаций в 2008 году был проведен анализ федеральных СМИ, региональной прессы и интер­нет-изданий в 8 субъектах РФ1.

В региональных СМИ чаще всего освещаются инициа­тивы общественных организаций в области культуры, «•порта, образования и события в молодежной среде с их участием. «Сходная картина наблюдается и при анализе публикаций в интернет-СМИ: наличие большей доли со­общений, имеющих правозащитную тематику, очевидно, объясняется большей открытостью и свободой размещения информации в Интернете»2.

Представители Общественной палаты отмечают, что значительное число НКО не осуществляет результативных коммуникаций с представителями СМИ. Отчасти это связано с тем, что в структуре организаций отсутствуют соответствующие специалисты, а многие из руководите­лей НКО не понимают важности данной работы. По оцен­кам экспертов, на наиболее качественном уровне взаимо­действуют со СМИ правозащитные организации. Связано не с тем, что деятельность данных НКО часто соприкасается я с вопросами политики, представители этих организа­ций чаще оказываются в конфликтных ситуациях, поэто­му больше привлекают внимание журналистов.

«В ходе исследования также был зафиксирован значительный рост упоминаемого там такого понятия, как «неком­мерческая организация», или НКО. Данный факт объясняет-

Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм - student2.ru 1 Аналитическое исследование «Динамика позиционирования процесса развития гражданского общества в СМИ в период 2006-2008 гг.», проведено Коммуникационной группой INSIDERS при участии пресс-службы Общественной палаты РФ. — М., 200Н. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Феде­рации. — М.: Общественная палата Российской Федерации,2008.

ся постепенным вводом в оборот новой терминологии вза­мен понятия «общественная организация» (свойственно для региональных СМИ)... В ходе исследования также было выявлено, что во всех видах СМИ увеличилось количе­ство публикаций на темы, связанные с проявлениями граж­данской активности в области здравоохранения и социаль­ной политики...

Был выявлен высокий рост количества публикаций на тематику, связанную с поддержкой, адаптацией и защи­той прав людей с ограниченными возможностями во всех СМИ, особенно в региональных... Наиболее часто, прак­тически во всех СМИ, освещается деятельность профсою­зов. Это связано с тем, что они действуют в сфере труда, где формируются и реализуются основные интересы граж­дан, возникают конфликты, вызывающие вполне оправ­данный интерес прессы...

Исследование показало устойчиво низкий уровень упо-минаемости общественной активности в области научной деятельности, спорта, культуры и искусства. Самыми ред­кими без сколько-нибудь заметных тенденций к изменению оказались материалы на природоохранную, религиозную и потребительскую темы»1.

Пресс-служба НКО должна учитывать данные тенден­ции и использовать их в своей работе при формировании стратегии взаимодействия со СМИ. У многих организаций (правозащитные, благотворительные) имеются объектив­ные условия для наличия интереса к их деятельности со стороны журналистов, поэтому стоит лишь развивать дан­ное сотрудничество и получать взаимную выгоду от этого процесса. Пресс-службам НКО, представляющим меньший интерес для СМИ, в первую очередь, стоит делать акцент на создании информационных поводов.

Спецификой пресс-служб общественных организаций являются особенности распределения их активности по сегментам средств массовой коммуникации в плане пере-

Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм - student2.ru 1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Феде­рации. — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008. — С. 37.

дачи сообщений. Она несколько иная, чем у пресс-служб других организаций. Это хорошо видно на примере соот­ношения того, какими каналами распространения инфор­мации чаще всего пользуются пресс-службы НКО, и из каких источников население преимущественно получает информацию об их деятельности1.

Жителям Москвы был задан вопрос: «Из каких средств массовой коммуникации Вы узнаете о деятельности обще­ственных организаций?». В скобках указан процент респон­дентов, выбравших конкретный вариант ответа (можно было выбрать несколько вариантов).

♦ Печатные СМИ (35,2%).

В настоящее время в печати появляется наибольшее количество информационных материалов о деятельности некоммерческих организаций. В качестве прессы, которая освещает деятельность общественных организаций, наиболее часто называются следующие газеты: «Новая газета», • Новые известия», «Газета», «Время новостей», «Ведомо­сти», «Коммерсантъ», «Известия», «Московские новости», «Независимая газета».

♦ Радио (18,7%).

Респондентами указаны радиостанции, которые доста­точно часто освещают деятельность некоммерческих орга­низаций: «Эхо Москвы», «Радио России», «Говорит Моск-на», «Свобода», «Голос России». Например, правозащит­ное движение «Сопротивление» на «Радио России» имеет собственную программу «Право на защиту», которая вы­ходит раз в неделю в часовом формате.

♦ Телевидение (17,9%).

Относительно небольшая часть респондентов отмечает, что деятельность общественных организаций освещается на м-невидении. В основном информация передается в контексте репортажей о происходящих социально значимых со­бытиях, в ходе которых берутся небольшие комментарии у представителей некоммерческих организаций. Сюжеты, программы и репортажи об НКО в эфире федеральных и реги­ональных телеканалов появляются крайне редко.

Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм - student2.ru 1 Согласноисследованию, проведенному АНО «НИИ Социологии» (2007 г.).

♦ Интернет (14,3%).

Многими подчеркивается, что в сети Интернет нахо­дится значительное количество информации о работе об­щественных организаций, их целях и задачах, а также о текущей деятельности. Безусловно, это так. Однако пре­имущества виртуального пространства являются продол­жением его недостатков. Основная проблема заключается в том, что нахождение соответствующей информации все­гда обусловлено активностью пользователя, то есть со­знательными действиями гражданина, направленными на какой-то результат. При распространении информации исключительно в сети значительно сокращается охват той аудитории, которая изначально не собиралась получать эту информацию (в отличие от печатных СМИ и телеви­дения).

Пресс-службы НКО должны отдавать себе отчет в том, что если они хотят распространять информацию на макси­мально широкую целевую аудиторию, они должны рабо­тать не только в Интернете, но и рекламировать адрес сайта, используя другие СМИ.

5. «Из уст в уста», «сарафанное радио» (9,1%).

Один из древнейших способов распространения инфор­мации, который особо эффективен в случае наличия сфор­мированной социальной сети, в которую включаются чле­ны организации, сочувствующие, лица, так или иначе во­влеченные в работу организации и т.д. Однако в условиях крупных городов, наличия значительной разобщенности в обществе, небольшой численности членов и сотрудников общественных организаций эффективность данной техно­логии существенно сокращается.

6. «Я не получаю информацию о деятельности обще­
ственных организаций» (29,7%).

Как мы видим, процент тех, кто не получает информа­цию о деятельности НКО достаточно высок.

Работникам пресс-службы следует учитывать приве­денные выше данньх1, чтобы их работа была адресной и сообщения точно достигали целевой аудитории. При фор­мировании стратегии работы, сотрудники пресс-службы должны использовать комбинированные подходы, обеспе-




чивающие, с одной стороны, адресное информирование граждан, а с другой, привлечение внимания к деятельно­сти некоммерческих организаций потенциальных спонсо­ров и органов государственной власти и управления. По­следнее условие представляется особенно важным в рос­сийских условиях, так как конструктивные контакты с государственными структурами — одно из важнейших условий успешной деятельности.

В настоящее время общественные организации долж­ны стремиться к тому, чтобы население как можно боль­ше получало информации об их деятельности и уже на основе ее формировало свое мнение. Результаты социо­логического исследования свидетельствуют о том, что да­леко не каждый человек получает хотя бы какие-то све­дения о работе общественных организаций. Как известно, отсутствие информации — это благодатная почва для по-нпления слухов и формирования негативных мнений.

Подобно тому, как при проектировании государствен­ной политики всегда необходимо планировать, с помощью каких технологий информация о принятых решениях дой­дет до населения, так и в работе пресс-службы НКО сле­дует обращать на этот момент первоочередное внимание. В связи с тем, что деятельность данных организаций, как правило, имеет свой определенный сегмент, выбор спосности информирования должен быть избирательным. Для орга­низаций других форм собственности такая задача менее приоритетна. К примеру, у пресс-службы компании-производителя соков главным вопросом является смысловое наполнение материала, а проблема с площадью менее ак­туальна, так как потенциально каждый является потребителем их продукции.

В деятельности общественных организаций все слож­ите, в связи с тем, что далеко не все россияне одобрительно относятся к некоммерческому сектору, так как в созании значительной социальной группы его представители ассоциируются с некоторыми правозащитниками, за­помнившимися своей неоднозначной деятельностью во время военных кампаний в Чечне.



Если не уделять должного внимания каналам распрост­ранения информации и технологиям информирования на­селения, можно получить негативную реакцию, которую в свое время вызвала монетизация льгот. Это типичный пример того, как хороший законопроект привел к боль­шому социальному возмущению и ухудшил имидж органов власти. Во многом это было вызвано отсутствием объек­тивной и полной информации у граждан о готовящихся изменениях. Поэтому аксиомой деятельности некоммерче­ских организаций должно быть следующее положение: «Ре­ализации любой программы действий предшествует ком­плексная работа с общественным мнением». Ведь обще­ственная структура без доверия населения теряет смысл своего существования.

В общественной организации с момента ее создания дол­жен появиться PR-специалист, который расскажет обще­ственности о том, что такая структура существует, сде­лает пресс-конференцию, на которую в силу названных ранее обстоятельств, скорее всего, придут два-три чело­века, но это будет первый важный шаг к обретению ши­рокой известности. Для того чтобы решить, как подать эту новость, нужно знать текущий информационный кон­текст того региона, где создается организация. Надо ре­шить, представителей каких СМИ пригласить, возможно, не стоит сразу приглашать федеральные и крупные реги­ональные издания и телеканалы, а для начала ограничиться Интернет-сайтами. Можно действовать через ньюсмейке­ров, например, пригласить на открытие своей организа­ции представителей давно существующих и пользующих­ся авторитетом общественных структур.

После того, как организация заявила о своем существо­вании, она должна не пропасть из поля зрения общественности и журналистов, а активно работать на собственном сайте, расширять свои возможности в интернет-пространстве.

Пресс-служба НКО должна активно взаимодействовать, с представителями СМИ, приглашая их на мероприятия, привлекая их к совместной деятельности, постоянно показывая и рассказывая о своей работе. Журналисты обяза

тельно должны становиться активными участниками про­цесса работы организации, так как при таком подходе зна­чительно повышается результативность контактов.

На начальном этапе работы НКО необходимо понять, что стабильное внимание СМИ не купишь и заинтересо­вать их можно только качественной, актуальной и непресной информацией. Для этого, безусловно, следует применять творческий подход к работе. Надо использовать каждый информационный повод, а если его нет, то его надо в обязательном порядке готовить. Когда внимание жур­налистов невозможно купить, то необходимо их заинте­ресовывать.

При планировании любой акции пресс-секретарь дол­жен присутствовать на первом совещании по этому пово­ду, стоять у истоков ее разработки, только тогда он мо­жет сформировать правильные механизмы освещения го­товящегося события в обществе и средствах массовой ин­формации. Если его приглашают в самом конце и ставят задачупригласить СМИ для освещения мероприятия, успех не гарантирован. К сожалению, в большинстве рос­сийских общественных (и не только) организациях практи­куется именно этот сценарий.

Следует отметить, что знания самих представителей руководства организации о сфере связей с общественно­стью в большинстве случаев носят крайне поверхностный характер (конкретнее, ограничиваются знанием отдельных терминов), что приводит к неправильной постановке за­дач для сотрудников и низкой эффективности всего блока связейс общественностью.

К примеру, даже в некоторых солидных организациях и настоящее время на сайтах отсутствуют анонсы меро­приятий, а новости обновляются нерегулярно, что, безу-' iiouHO, говорит о наличии коренного непонимания техно­логии развития в современном мире. Сайт должен еже­дневно изменяться, должны быть новости, из которых жур­налисты смогут выбрать то, что им интересно.

Одно из необходимых условий работы общественной организации — это реализация принципа открытости, который следует не декларировать, а реалияовывать на

практике. К примеру, выражаться он может в наличии максимально подробной информации на сайте, где долж­ны быть максимально полно представлены контакты со­трудников — от пресс-секретаря до руководителя. Следу­ет четко понимать, что любой звонок журналиста являет­ся возможностью продвинуть свою идею, заинтересовать его и подготовить следующий результативный контакт, когда уже пресс-служба может выступить в качестве ини­циатора взаимодействия.

Создать конструктивные отношения с журналистами можно лишь в том случае, если регулярно предоставлять им интересную информацию о своей организации, чтобы образовался свой маленький пул (пусть из 3-5 человек, зато будет понятно, кому, когда и какую информацию мож­но направить). Необходимо знакомиться с главными редак­торами изданий, налаживать с ними постоянные деловые контакты, так как именно они формируют политику конк­ретного средства массовой информации.

Если пресс-служба наладит мониторинг ситуации в области общественной жизни, связанной с профилем дея­тельности некоммерческой организации, можно постоянно привлекать к себе внимание журналистов, стать для них ценным экспертом. Важным направлением является разви­тие представителей организации в качестве ньюсмейке­ров и носителей экспертного знания, для достижения этой цели можно готовить и направлять интересные критиче­ские статьи на злободневные темы в те СМИ, формату которых они соответствуют. В то время, когда в жизни организации нет никаких крупных событий, можно сде­лать ставку на комментарии для СМИ актуальных пунктои «повестки дня», напрямую не связанных с профилем дея­тельности организации, тем самым «подтягивая» уровень своей организации до общественного интереса (попробо­вать свои силы в качестве эксперта можно на специализи­рованном сайте http://www.kornmentarii.ru/). При грамот­ном подходе на этом можно сделать себе имя.

При этом пресс-служба НКО ни в коем случае не долж­на заниматься «массовой рассылкой» сообщений, адресат всегда должен быть четко определен, а отправка сообще-

ния должна сопровождаться личным звонком. Если инфор­мация интересна, СМИ ее примут. Конечно, сначала будет много отказов, однако первые неудачи не должны разоча­ровывать, со временем нужный результат будет достигнут.

Пресс-служба НКО не должна стремиться часто прово­дить брифинги и пресс-конференции по примеру крупных государственных структур. Современный журналист в принципе не любит, когда всем дают одинаковую инфор­мацию, он ориентирован на эксклюзив («всем — значит, никому»). Необходимо создавать разные материалы для разных СМИ, думать над их форматами, находить ориги­нальные решения. Проведение пресс-конференций в со­временных условиях актуально только для организаций, привлекающих повышенный интерес со стороны СМИ (хотя им тоже не стоит злоупотреблять этим инструментом).

Очень эффективным методом выстраивания отношений с журналистами являются так называемые «встречи для понимания», которые могут проходить в форме «деловых завтраков», на которых могут присутствовать 2-3 журна­листа. Такие мероприятия усиливают взаимное доверие, повышают авторитет руководства организации в журна­листской среде, так как ее представители всегда ищут бэкграундную информацию. Проводить встречи в данном формате стоит раз в квартал, раз в полгода, но не слиш­ком часто. Вообще, основная заповедь современного пресс-секретаря: «Ни с чем нельзя частить». При слишком ча­стом использовании технологии у целевой аудитории воз­никает «эффект привыкания», усталости от формата вза­имодействия, чего следует категорически избегать. Лучше сделать 10 эффективных публикаций, чем 200 «ни о чем», которые пройдут незамеченными.

Время от времени можно давать журналистам интере­сующих изданий свои аналитические материалы, по про­блеме, на решение которой общественная организация хо­чет повлиять. Если эта тема достаточно значима, от этого можно получить хорошую медийную «отбивку». Однако надо иметь в виду, что представленные данные будут проинтерпретированы журналистом, исходя из своей точки зрения и существующей редакционной политики. Это —

12 :.ш /08

особенности их работы, которые не могут становиться по­водом для упреков.

В своей работе нужно эффективно использовать анон­сы, которые также публикуются в СМИ, так называемые «превью» (если Вас могут не упомянуть в отчете о собы­тии, попадите в его анонс, иногда это гораздо проще). Надо отметить, что хорошо сделанные превью привлека­ют значительное журналистское внимание и часто цити­руются.

Сотрудники пресс-службы должны писать по-журна­листски интересно, тогда их материалы будут читать и перепечатывать. Пресс-секретарю нужно говорить с журналистами на одном языке, знать их доминирующий стиль общения и поведения. По словам пресс-секретаря Союза журналистов России Петра Полоницкого, «журна­листы считают себя если не гениями, то очень талантли­выми. А талантливые люди в большинстве своем особен­ные. Поэтому пресс-секретарь должен чувствовать их ин­дивидуальную психологию».

На обращения журналистов необходимо отвечать пре­дельно оперативно: если журналист позвонил в пресс-служ­бу и не получил исчерпывающего ответа на свой вопрос, он больше никогда туда не позвонит, так как найдет дру­гие возможности узнать то, что его интересует. Звонок журналиста нельзя оставлять без внимания. «Нет ни места» — не ответ, в пресс-службе крупной организации обязательно должен быть дежурный специалист, даже и вечернее, а в ряде случаев — и в ночное время. Журналисты очень часто звонят вечером, когда верстаются завтрашние газеты и готовятся вечерние выпуски новостей, с целью что-то уточнить. Другой период особой активности прихо­дится на раннее утро — 08.00-09.00 часов (многие региональные газеты в 13.00 уже закрываются). Хороший пресс-секретарь должен знать эти особенности работы журнали­стов и подстраивать свой график под их активность.

В качестве положительного примера работы россий­ских общественных организаций с общественность можно привести опыт достаточно молодого правозащитного движения «Сопротивление» (http://www.soprotivlenie.org/)

и старейшей российской правозащитной организации «Мос­ковская Хельсинская группа» (http://www.mhg.ru/). МХГ очень грамотно работает с журналистами, потому что это организация с огромными традициями, которая много лет существовала на западные гранты и хорошо знает стиль публичных взаимодействий, принятый в современном мире. Н связи с этим у массовой аудитории ошибочно складыва­ется ощущение, что правозащитной проблематикой в Рос­сии занимается только одна структура, хотя организаций подобной направленности достаточно много.

Далее мы рассмотрим опыт работы пресс-службы в рамках крупнейшего профессионального объединения жур­налистов — Союза журналистов России (СЖР), с которым приходится взаимодействовать многим пресс-службам и самим СМИ (в России на сегодняшний день более 2000 чле­ном СЖР).

Целевую аудиторию пресс-службы СЖР составляют:

♦ СМИ;

♦ региональные отделения СЖР;

♦ посетители официального сайта СЖР, не имеющие прямого отношения к деятельности этой обществен­ной организации.

В данном случае пресс-служба выступает в качестве связующего звена между центром и территориями. Для членов важна самая разная информация, и прогресс ин­формационного обмена является одним из элементов кон­солидации НКО, имеющей отделения в субъектах РФ . Вдруг руководитель сегодня скажет о том, чего не знают в Якутии или на Дальнем Востоке? Может быть, они ждут именно этого?). Эффективной технологией вовлече­ния регионов в созидательную работу является проведе­ние конкурса в конце года с целью определения самых активных региональных отделений. Для регионов в принципе важна информация о проведении конкурсов и фестивалей . Такой раздел есть на сайте СЖР — http://www.ruj.ru/).

Пресс-секретарь Союза журналистов России Петр Полоницкий подчеркивает, что организация, которую он представляет, «находится внутри медийного сообщества




и, казалось бы, само сообщество достаточно информиро­вано о том, что происходит внутри него. Однако практика показывает, что недостаток информации есть.

Тезис о том, что журналисты в ряде случаев «ленивы и нелюбопытны» иногда подтверждается. Хотя сама про­фессия подразумевает человека образованного в разных областях, что должно позволить ему искать и обрабаты­вать информацию».

Действительно, не первый раз эксперты отмечают на­личие того факта, что журналистов в нынешних условиях нужно заинтересовывать, так как они лишь в редких слу­чаях самостоятельно выходят на контакт. В этом — специ­фика работы пресс-службы в современных условиях по сравнению с периодом пятнадцатилетней давности, когда информационное пространство было менее насыщенным и «акулам пера» во многих случаях приходилось самостоя­тельно находить нужные сведения и факты.

Возвращаясь к процессу создания пресс-службы СЖР, необходимо отметить, что на начальном этапе главе под­разделения предстояло выстроить отношения информаци­онного обмена внутри коллектива. Для общественных орга­низаций в принципе характерен внутренний плюрализм, в СЖР это особенно проявлено, так как многие сотрудни­ки аппарата Союза обладают учеными степенями, препо­дают журналистику и PR на специализированных факуль­тетах, являются авторитетными профессионалами в своих областях. На начальном этапе психологическая задача для пресс-секретаря состояла в том, чтобы найти индивиду­альный подход к каждому, так как ему необходимо рас­пространять публичную информацию обо всех в компакт­ном и объективном виде. В СЖР функционал между со­трудниками распределен: есть группы, которые отвечают за правовую помощь, за профессиональную поддержку, творческие конкурсы, работу профсоюза, учебу, взаимо­действие с ветеранами.

Целевая аудитория: СМИ, региональные отделения СЖР и публика, которая заходит на сайт СЖР, не имеющая прямого отношения к его деятельности. В конце года опре­деляются самые активные региональные отделения.



Работа пресс-службы СЖР организована следующим образом:

1) ежедневный мониторинг того, что происходит в СМИ;

2) сбор информации от региональных отделений (на местах происходит очень много интересно);

3) сбор, обработка и размещение на сайте СЖР ин­формации, касающейся проблем медиасообщества;

4) размещение информации о деятельности Обществен­ной коллегии по жалобам на прессу;

5) контакты с журналистами федеральных и региональ­ных СМИ (рассылка пресс-релизов, анонсирование мероприятий СЖР, организация комментариев экс­пертами Союза);

6) размещение электронного дайджеста нарушений прав журналистов и СМИ («Фонда защиты гласности»);

7) создание и реализация информационных поводов;

8) подготовка пресс-конференций с участием председа­теля и секретарей СЖР;

9) консультирование журналистов по вопросам, свя­занным с деятельностью СЖР;

10) контакты с партнерами Союза журналистов России в
части проведения профессиональных конкурсов или
публичных мероприятий, обмена информацией;

11) организация работы сайта СЖР;

12) сбор и кодификация информации о СМИ и журна­листов, пресс-служб государственных структур, кор­пораций и НКО;

13) подготовка писем, заявлений, медиапланирование с учетом рабочего графика председателя СЖР и ме­роприятий организации.

Наши рекомендации