Разработка информационно-логической модели БД «Туристическая фирма «АлатанТур»

Для построения информационно-логической модели (ИЛМ) необходимо:

- на основе анализа предметной области определить цель создания БД, ее функции и перечень входной и выходной информации;

- на основе функционального анализа полученного перечня информации выделить информационные объекты (таблицы)

- установить тип реальных отношений между объектами, при необходимости ввести объект-связку

В построенной нормализованной ИЛМ БД указать:

- тип связей между таблицами,

- поля первичного ключа,

- внешние ключевые поля,

- типы данных полей.

Использование базы данных «Туристическая фирма «АлатанТур» позволит оперативно накапливать, систематизировать и эффективно обрабатывать информацию по различным срезам, формировать отчеты, выявлять слабые звенья в системе продаж.

При традиционной организации деятельность фирмы по продаже туристических путевок находит свое отражение в таких документах как

- каталог туров, содержащий все необходимые характеристики, фото и т.д.

- бланк-заказа (договор предварительного бронирования) содержит всю информацию о заключенной сделке и сведения о клиенте

- карточка клиента (как правило, заполняется для постоянных клиентов) включает подробную информацию о клиенте.

На первом этапе проектирования БД определяют: цель создания БД, ее функции и примерный перечень информации.

Целью создания БД «Туристическая фирма «АлатанТур» является автоматизация учета информации по продаже туров.

Функциипроектируемой БД:

- хранение информации о клиентах туристической фирмы

- хранение информации о предлагаемых турах

- хранение информации о сформированных заказах

- обновление и добавление информации

- анализ информации по различным срезам (клиент, туры, заказ)

- выдача итоговой информации в виде отчетов.

Анализируя предметную область можно выделить примерный перечень информации, которую будут содержать таблицы проектируемой БД:

фамилия, имя, отчество клиента туристической фирмы;

дата рождения, адрес, телефон клиента;

наименование тура;

характеристики тура (продолжительность, транспорт, проживание, примечание к туру, вид тура, фото тура);

цена путевки;

дата формирования заказа;

дата поездки;

количество заказанных путевок;

предоставляемые скидки.

На втором этапе проектирования БД выделяют информационные объекты предметной области.

Функциональный анализ информации проектируемой БД позволяет выделить следующие информационные объекты:Клиент, Туры.

В соответствии с понятиями реляционной СУБД каждому информационному объекту в проектируемой БД будет соответствовать таблица.

Реальные отношения между информационными объектами являются отношениями "многие-ко-многим". Такие отношения непосредственно не поддерживаются реляционными СУБД. Реальные отношения "многие–ко-многим" разбиваются на отношения "один-ко-многим" после ввода промежуточная таблица Заказы.

Для установления связей каждому объекту назначается ключ (ключевое поле). Причем ключи объектов Клиент и Туры (первичные) должны присутствовать как внешние ключи в объекте Заказ (рис. 4.1).

Разработка информационно-логической модели БД «Туристическая фирма «АлатанТур» - student2.ru

Рис. 4.1. Отношения 1:∞ между информационными объектами

В реляционной модели вышеуказанным информационным объектам соответствуют двумерные таблицы-отношения: Клиент, Туры, Заказ. Логические связи между двумерными таблицами осуществляются при помощи ключевых полей.

Важным требованием, предъявляемым к таблицам, является нормализация данных, которая позволяет минимизировать повторение данных.

…(указать основные правила нормализации)

С учетом требований к содержанию реляционных таблиц:

…(указать требования к содержанию таблиц)

получен список полей для каждой таблицы.

С учетом требований к содержанию реляционных таблиц можно получить список полей для каждой таблицы.

Таблица Клиенты (главная таблица)

Код клиента (поле первичного ключа)

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Домашний адрес

Телефон

Таблица Туры (главная таблица)

Код тура (поле первичного ключа)

Название тура

Продолжительность тура

Транспорт

Проживание

Примечание к туру

Цена путевки

Вид тура

Фото тура

Таблица Заказ (промежуточная таблица)

Код заказа (поле первичного ключа)

Код клиента (поле внешнего ключа)

Код тура (поле внешнего ключа)

Дата заказа

Дата поездки

Количество заказанных путевок

Скидка, %

На основании спроектированной информационно-логической модели можно приступить к непосредственному созданию БД с помощью СУБД Microsoft Access.

Наши рекомендации