Тема: Особенности публичных выступлений
Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют и бледнеют, у третьих срывается голос. Не случайно появилось такое понятие, как «ораторская лихорадка». Немецкий исследователь Отто Эрнст предлагает пути ее преодоления:
1) думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи;
2) заставить себя поверить, что ораторы хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное;
3) набраться смелости и при удобном случае просить слова;
широко использовать возможности участия в различных дискуссиях.
Для публичной речи характерно:
- наличие обратной связи,
- устная форма общения,
- сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением,
- использование различных средств общения (вербальных и невербальных).
Публичная речь –это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.
Схема 2. Основные виды красноречия
Классификация видов красноречия по сфере применения
Виды красноречия | Жанры |
политическое | 1) политические дискуссии 2) лозунги 3) призывы 4) речи на совещаниях, партийных съездах 5) выступления на митингах |
деловое | 1) деловая беседа 2) деловые переговоры 3) телефонные беседы на деловые темы |
дипломатическое | 1) переговоры 2) речи во время протокольно-этикетных мероприятий 3) синхронный перевод |
социально-бытовое | Беседы и диалоги |
академическое | 1) лекция 2) доклад 3) выступления на научной конференции 4) защита курсовых и дипломных проектов 5) академические дискуссии 6) диспуты |
судебное | 1) дискуссии на суде 2) речи обвинения и защиты 3) юридические консультации |
военное | 1) военные повествования 2) боевые призывы 3) приказы 4) команды |
церковное | 1) исповедь 2) проповедь |
Приёмы воздействия на аудиторию: прямое требование внимания, вопросы, обращение, примеры, юмор, паузы, интонирование, апелляция, сопереживание.
Советы начинающему оратору
1) выбрать тему, интересную для оратора и аудитории;
2) хорошо знать предмет разговора;
3) использовать несколько источников при подготовке;
4) определить цель выступления;
5) структурировать речь;
6) прорепетировать;
7) продумать внешний вид;
8) уверенно вести себя, искренно говорить.
Композиция речи
1. Введение (вызвать интерес)
2. Основная часть (просто, кратко, с объяснением терминов, с примерами)
3. Заключение (краткое обобщение основных идей, иллюстрация замысла)
Схема 3. Основные части публичной речи и их целевые установки
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ:
ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:
Вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории Установить взаимопонимание и доверие Подготовить аудиторию к восприятию речи Сообщить информацию Обосновать свою точку зрения Убедить аудиторию Побудить слушателей к конкретным действиям Суммировать сказанное, сделать вывод Усилить интерес к предмету речи Закрепить впечатление от речи |
Виды подготовки
1) речь написана полностью и прочитана по рукописи;
2) речь написана полностью и выучена наизусть;
3) речь сказана с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания;
4) речь произнесена экспромтом.
Виды жестов:
1) механические, отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию
2) ритмические, связаны с ритмикой, подчеркивают логическое ударение, темп речи
3) эмоциональные, передают оттенки чувств
4) указательные, говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (рядом, наверху), порядок следования (по очереди, через одного) (взгляд, кивок, рука, указательный палец, нога, поворот тела)
5) изобразительные. Появляются в случаях:
- если не хватает слов, чтобы полностью объяснить;
- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (эмоции, нервозность);
- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно;
6) символические:
- жест предельности (сабельная отмашка кистью правой руки (Никто не знал))
- жест интенсивности (рука сжимается в кулак (Никто не знал))
- жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед (Нет, нет, нет!))
- жест разъединения, расподобления (ладони «разъезжаются» в разные стороны (Это надо различать))
- жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладонями рук (Они подходят друг другу)).