Фактор забывания – время
Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.
Для уменьшения забывания необходимо:
1. Понимание и осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
2. Повторение информации:
А.Первое повторение необходимо провести через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации.
Б. Необходимо чаще повторять в следующем порядке:
в 1-й день – 2-3 повторения;2-й день– 1-2 повторения;3-7 день – по 1 повторению;затем – 1 повторение с интервалом в 7-10 дней.
Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.
Когда мы отмечали, что забывание определяется временем, прошедшим после заучивания, то можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди (возраст — это временная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода времени.
2. Фактор забывания – степень активности использования имеющейся информации.Забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости. Но впечатление детства, двигательные навыки (езда на велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно устойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.
3. Фактор забывания – работа защитных механизмов нашей психики,которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются.
Итак, забывание - невозможность восстановления ранее воспринятую информацию.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем идет медленнее. Опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем оно идет медленнее. Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент, но припоминает или узнает спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции. Оно обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников. Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.
В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком и не связан с практическими потребностями.
Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.).
Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила"). Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить.
Расстройства памяти
1. Гиперфункция памятисвязана с сильным возбуждением, волнением, приемом наркотиков или гипнозом. При этом воспоминания становятся живее и резче, воспроизводятся самые мелкие подробности.
2. Навязчивые воспоминаниявозникают при нарушении эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности. При этом человек непрерывно вспоминает свои крайне неприятные или позорные поступки в самой яркой образной форме. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно; они возвращаются вновь и вновь вызывая чувство стыда и раскаяния («память совести»).
3. Ослабление избирательной репродукции – это затруднение в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.д.).
4. Амнезия –утрата памяти. Вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем сокращаются информационные запасы памяти. В последнюю очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. События детства, юности сохраняются дольше.
Виды амнезии:
А. Ретроградная амнезия – утрата памяти на недавно произошедшие события.
Б. Антероградная амнезия – остается и КП и ДП, но страдает способность ввода новой информации в ДП.
В. Прогрессирующая амнезия – дальнейшее ослабление памяти. Причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные изменения, некоторые заболевания.
5. Нарушения непосредственной памяти – нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел. Поэтому накопление нового опыта и знаний невозможно, хотя прежние знания могут сохраняться. Такие нарушения памяти наблюдаются у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, после интоксикации.
6. Обманы памяти, ложные воспоминания.Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший пример: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается.
7. Искажения памятичасто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то что человек переживал в действительности, и то, что он читал или слышал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют патологической реальностью.