Профессионального образования. В основу создания технологии для обеспечения содержания компонента «реализация»
В основу создания технологии для обеспечения содержания компонента «реализация» системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования была выбрана модель готовности учащихся к получению профессионального образования. Технология организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования включает в себя специальные методики, позволяющие развивать качества личности учащихся, являющихся показателями готовности: ориентацию учащихся на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания и информационную компетентность. В соответствии с моделью готовности учащихся к получению профессионального образования, автор дает описание методик, созданных другими исследователями, и приводит собственные методики формирования готовности учащихся к получению профессионального образования.
Методики и технологии ориентации учащихся на продолжение образования разрабатывали различные авторы. В. И. Земцова и Л. Г. Земцов опубликовали концептуальное научное исследование, посвященное проблеме формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, которое содержит описание актуальных педагогических методик и позволяет учитывать психолого-педагогические условия формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в условиях гимназии [117]. Ю. А. Копылов разработал систему непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [171]. Методику профессиональной ориентации учащихся старших классов в процессе обучения и воспитания разработали А. П. Чуркин и Т. А. Власова [341]. Технологии оптимизации процесса ориентации учащихся на продолжение образования на примере использования современных коммуникаций и открытых информационных систем, была представлена И. Н. Герасимовой и Ю. С. Федосенко [70]. Г. А. Поличко [251] разработал методику, которая подразумевает общее культурное развитие направленности учащихся сельских школ на продолжение образования, понимание ценности знаний и расширение кругозора. А. В. Смазнев [290] описывает методику организации воспитательной работы в сельской школе с агротехническим уклоном.
Однако, специальных методик, предназначенных для формирования ориентации учащихся на продолжение образования, разработанных специально для сельских школ в изученной литературе, не обнаружилось. Поэтому автор разработал собственные методики ориентации учащихся на продолжение образования в форме внеклассного мероприятия и деловой игры.
Методики и технологии формирования познавательного интереса, глубоких и прочных знаний учащихсятак же разрабатывали различные авторы. П. В. Разбегаев [333] предложил экспериментальный курс, направленный на формирование у старшеклассников познавательного интереса к изучению и применению компьютера. Технологии активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе разработала Г. И. Щукина [351]. В. И. Земцова [128] разработала технологию использования познавательных задач в процессе обучения, которая позволяет формировать у учащихся не только познавательный интерес, но и глубокие и прочные знания, а так же совершенствовать информационную компетентность учащихся, описала методики и технологии формирования глубоких и прочных знаний на примере различных разделов физики: «механика», «электродинамика», «молекулярная физика». Она так же описала технологию формирования знаний, практических навыков и умений на примере введения понятия «ускорение», а так же в процессе решения задач [117, 119, 120]. Л. И. Анциферов, В. И. Земцова, И. Х. Панькевич разработали практикум, который позволяет формировать глубокие и прочные знания при изучении физических разделов «механика» и «термодинамика» [127]. Описанные методики и технологии позволяют формировать несколько качеств личности, удовлетворяющих модели готовности учащихся к получению профессионального образования. Однако, в условиях современной компьютеризации сельских школ, актуальным является использование информационных технологий, поэтому автор разработал методику, позволяющую формировать развитый познавательный интерес, и глубокие и прочные знания на примере изучения зависимостей физических величин.
Методики и технологии развития информационной компетентности учащихся были разработаны различными авторами. Л. И. Анциферовым и В. И. Земцовой была описана технология применения структурно-логических схем в процессе развития информационных умений старшеклассников на примере обучения физики [13]. Технологии развития исследовательских умений, развития техники различных умственных операций, технологию интеллектуального развитие учащихся разработала В. И. Земцова [129, 130, 132]. Г. В. Королевой [173] была предложена технология внедрения информационных и Интернет-технологий в систему образования. Указанные технологии обладают высокой эффективностью, однако они не покрывают всех возможностей в вопросе формирования информационных умений учащихся. Автором была предложена методика, которая предусматривает знание учащимися сельских школ различных физических теорий и на этой основе предполагает развитие умений применять в работе с текстовой информацией операции анализа, синтеза, обобщения и систематизации. Она основывается на описании технологии составления программ для ЭВМ, содержащих имитационный эксперимент, разработанной А. В. Гириным [73].
Итак, компонент «реализация» системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, предусматривает использование технологии организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, которая включает в себя методики формирования компонентов готовности учащихся к получению профессионального образования.
Вопросы и задания
1. Как связана модель готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования и содержание компонента «реализация» системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования?
2. Назовите специальные методики, позволяющие развивать качества личности учащихся, являющихся показателями готовности учащихся к получению профессионального образования.
3. Перечислите авторов, разрабатывавших методики и технологии ориентации учащихся на продолжение образования.
4. Назовите авторов методик и технологий формирования познавательного интереса, глубоких и прочных знаний учащихся.
5. Кто разрабатывал методики и технологии развития информационной компетентности учащихся?
6. Что включает в себя технология организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования?