Требования безопасности
7.1 В эксплуатационных документах на навигационные знаки должны быть установлены требования безопасности при монтаже и эксплуатации знаков, в том числе периодичность осмотров их технического состояния.
7.2 Береговые знаки высотой 20 м и более должны иметь молниезащиту. Значение сопротивления заземления не должно превышать 20 Ом.
7.3 Береговые знаки высотой 10 м и более должны иметь устройства для механизации подъема оборудования и материалов, используемых при эксплуатации знаков и их ремонте.
7.4 Береговые и плавучие навигационные знаки должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими безопасность их обслуживания.
7.5 Обслуживание плавучих знаков (смена источников электропитания светосигнальных приборов, ремонт и т. п.) следует производить с плавучих средств, при этом высадка на знак человека не допускается.
7.6 Электрооборудование береговых и плавучих знаков должно соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к наружным электроустановкам с учетом питающего напряжения по нормативной документации.
7.7 Поверхность русловых опор судоходных пролетов мостов, обращенная в сторону судового хода, и указатели (полосы) отметки расчетного высокого судоходного уровня воды в темное время суток должны быть освещены. Все лампы, в том числе и предназначенные для освещения проезжей части моста, видимые со стороны судового хода, должны быть оснащены защитными устройствами, исключающими создание помех для судоводителей.
8 Правила приемки1)
8.1 Для проверки соответствия навигационных знаков требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемосдаточные и периодические испытания.
8.2 Приемку знаков следует проводить партиями. В партию, оформляемую документом о качестве, включают знаки одного типа и типоразмера. Размер партии устанавливают в заказе на изготовление знаков.
8.3 Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый знак. В процессе испытаний проверяют соответствие знаков требованиям настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.
8.4 Для плавучих навигационных знаков обязательной проверке подлежат:
— сплошному контролю (каждый знак): основные размеры (по 5.3.1), внешний вид, маркировка, вид и качество окраски2) или грунтовки, состояние уплотнений, пробок, горловин; водонепроницаемость (только для стальных знаков с несущими поплавковыми частями, не заполненными пенопластом);
— выборочному контролю (объем выборки 5% партии, но не менее двух изделий): остойчивость3), вертикальность оси знака при установке его на воду, прочность скоб и рымов, взаимозаменяемость съемных деталей и частей, масса знака. Для опытных образцов знаков, кроме указанного выше, проверке подлежат: дневная дальность видимости, а также плавучесть, осадка, крен, обусловленный воздействием течения, волнения и ветра, и другие показатели, предусмотренные технической документацией на знак конкретного вида или его составную часть.
8.5 Приемку береговых знаков проводят в соответствии с ГОСТ 13015.1 и СНиП на приемку металлических, железобетонных и деревянных конструкций, утвержденными в установленном порядке.
8.6 Периодическим испытаниям подвергают 5% знаков от партии, но не менее двух знаков, прошедших приемосдаточные испытания, не реже одного раза в три года на соответствие требованиям настоящего стандарта. Испытания проводят по программе и методике, утвержденным в установленном порядке.
8.7 При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных или периодических испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного количества знаков, взятых от той же партии.
При получении неудовлетворительных результатов повторных испытаний всю партию бракуют и приемку знаков приостанавливают.
Возобновляют приемку после выявления причин брака и их устранения.
1) Настоящие правила распространяются на знаки и (или) их элементы, изготовляемые промышленными предприятиями.
2) Окраску производят после приемосдаточных испытаний, если она предусмотрена в заказе на изготовление знаков.
3) Кроме деревянных знаков.
Методы испытаний
9.1 Применяемые методы испытаний (методы контроля) должны обеспечивать определение требуемых чертежами и другой технической документацией точности изготовления и качества знаков.
9.2 Контроль по 5.1.1, 5.2.2 и 5.3.1 проводят сличением с чертежами и измерением знаков измерительным инструментом, обеспечивающим требуемую чертежами точность.
9.3 Контроль внешнего вида, вида и качества окраски или грунтовки, маркировки, состояния уплотнений, пробок, горловин проводят визуально.
9.4 Водонепроницаемость всех отсеков несущей поплавковой части и других герметичных элементов стальных плавучих знаков проверяют пневматическим испытанием, воздействуя на указанные элементы избыточным давлением воздуха [0,03 МПа (0,3 кгс/см2)]. Перед испытанием сварные швы по наружному контуру смачивают пенообразующим раствором (мыльным, лакричным и др.).
При отсутствии пузырьков воздуха и подтеков в течение не менее 15 мин и падении значения давления, не превышающем 5% первоначального, считают, что знак выдержал испытания.
Пневматические испытания могут быть заменены гидравлическими.
9.5 Статическую остойчивость плавучего знака проверяют на спокойной воде и при глубине, полностью исключающей касание о грунт его корпуса, путем принудительного кренования до горизонтального положения.
Испытания проводят на знаке со светосигнальным оборудованием и источниками электропитания или имитирующими их по массе и положению центра тяжести предметами.
После снятия кренящего усилия знак должен возвратиться в вертикальное положение.
Время восстановления вертикального положения знаков, не имеющих водосливных отверстий, должно быть не более 1 мин, а знаков, имеющих водосливные отверстия,— не более 3 мин.
9.6 Массу знака проверяют взвешиванием. Допустимое отклонение массы знака устанавливают в технической документации в зависимости от типоразмеров и применяемых материалов.
9.7 Плавучесть, осадку и крен проверяют на плавучих знаках со светосигнальным оборудованием и якорными устройствами по технической документации на знаки конкретных видов.
9.8 Дневную и ночную дальность видимости знаков проверяют по программе и методике испытаний, утвержденным в установленном порядке.
9.9 Прочность подъемных и швартовных скоб и рымов проверяют по технической документации на знаки конкретных видов.
Якорные рымы испытывают:
— при одном рыме — пробной нагрузкой, установленной для якорной цепи (троса), имеющей калибр (диаметр) по технической документации на знак данного типоразмера;
— при двух рымах, работающих совместно,— пробной нагрузкой, равной половине пробной нагрузки, установленной для якорной цепи, умноженной на коэффициент неравномерности распределения нагрузки между рымами, равный 1,25.
Рымы считают выдержавшими испытания, если после их проведения не будут обнаружены остаточные деформации рымов или корпуса знаков в местах соединений.