Компетентность в обсуждаемых вопросах
Аудитория может полностью либо частично состоять из специалистов, относительно компетентных неспециалистов или людей, совсем незнакомых с предметом речи. М. Н. Попов в начале XX в. положил этот признак (наряду с уровнем образования и умственного развития слушающих) в основу деления политических речей на парламентские и гражданские. Выступая перед компетентными, образованными депутатами, оратор должен тщательно обосновывать каждый тезис, излагать мысли от частного к общему, умеренно использовать фигуры речи: ему «прежде нужно убедить ум, а потом повлиять и на чувство» слушающих [18]. Тому же, кто выступает перед неподготовленной публикой, лучше предлагать слушающим готовые тезисы без доказательств, излагать мысли от общего к частному, использовать разнообразные стилистические средства, повышающие эмоциональное воздействие речи, чтобы «наэлектризовать толпу» [18].
Социально-демографические характеристики
К этим характеристикам относятся: общественное положение членов аудитории, род занятий, образование, национальность, возраст и пол. Нужно заранее получить наиболее полные сведения о составе аудитории, чтобы продумать содержание речи с учетом ценностей, потребностей и интересов слушающих и подобрать речевые средства, уместные и эффективные в данной ситуации. Важно учитывать соотношение социально-демографических характеристик членов аудитории с характеристиками оратора. Например, М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» уделяет внимание соотношению возраста говорящего и возраста слушающих. Он советует молодому оратору, выступающему перед пожилыми людьми, проявлять сдержанность и почтительность, иначе оратор «возмущает самолюбие старца, и слово его теряет свою силу» [21].
Отношение к предмету речи
Аудитория может состоять из единомышленников оратора, неопределившихся лиц или оппонентов. Если слушающие — единомышленники говорящего, ему достаточно подкрепить их убеждения. Если же взгляды оратора и большей части аудитории расходятся, оратор может только привлечь внимание к своей позиции, показать возможные точки соприкосновения, смягчить антагонизм [14]. Переубедить идейных противников одной речью почти невозможно: для этого нужен интенсивный диалог, включающий целый ряд публичных выступлений, объединенных общей целью, и коммуникацию других видов. Речевое воздействие приносит желаемый результат, когда оратор выступает перед Людьми, не имеющими определенного мнения о затрагиваемых про-блемах. В этом случае его задача — привлечь колеблющихся на свою Сторону.
От того, насколько слушатели согласны с главной идеей оратора, ■зависит построение логики речи. Когда выступление рассчитано на единомышленников, удобнее сразу сформулировать основной тезис, а затем развивать его при помощи доводов, примеров и других средств. Когда же приходится выступать перед оппонентами, такая логика развития содержания неэффективна: сразу высказав свою главную идею, расходящуюся с представлениями аудитории, оратор настроит против себя слушателей и потеряет возможность установить с ними контакт. Поэтому речь перед оппонентами лучше начинать с рациональных аргумен-тов, с которыми слушатели согласятся, с обращения к личному опыту собравшихся и к авторитетным для них источникам и только затем на Основе изложенного формулировать тезис.
Отношение к оратору
Отношение аудитории к оратору может быть доброжелательным, равнодушным или враждебным, более или менее уважительным, осно- ванным на доверии или скепсисе. Аудитория, разделяющая идейную позицию оратора, иногда недоброжелательно относится к нему лично, а аудитория, несогласная с говорящим в оценках и суждениях, может уважать его. Например, когда посол США в России А. Вершбоу 10 де-кабря 2004 г. выступал перед студентами факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, аудитория проявляла уваже-
ние, выражавшееся и в почтительном молчании во время речи А. Вершбоу, и в содержании и стиле заданных ему после речи вопросов, несмотря на неоднозначное отношение к высказанной послом позиции США По выборам на Украине и войне в Ираке.
В данном случае большое влияние на отношение аудитории к ора-Topy оказала его социальная роль, вызвавшая уважение у студентов, го-
товящихся в будущем занять государственные посты. Социальная роль оратора важна и в других ситуациях политического и делового общения. В целом отношение аудитории к оратору складывается из ролевых ожиданий, обусловленных его должностью, и из восприятия оратора как личности
Если члены аудитории имеют опыт личного общения с выступающим, их мнение о нем основано на собственных впечатлениях и может отличаться от общепринятого. Если же слушающие судят об ораторе по сообщениям СМИ, не имея доступа к другим источникам информации, их точка зрения отражает имидж выступающего, создаваемый тем каналом телевидения или той газетой, которым они отдают предпочтение. Немалое влияние на мнение аудитории об ораторе оказывают оценки авторитетных лиц или близких знакомых. Все это служит основой, на которой формируется речевой имидж политика или бизнесмена.