Взаимосвязь маркетинга и PR
Маркетинг- это комплексная система организации производства и сбыта продукции, построенная на основе предварительного исследования потребностей покупателей. Если маркетинг продвигает продукт на рынок, помогает встретиться производителю, продавцу и покупателю, то PR служит как бы движущим механизмом этого процесса, обеспечивая успех и в то же время оберегая фирму как от финансовых, так и от возможных моральных потерь.
Наиболее рельефно это сходство между маркетингом и PR проявляется в социально-экономической сфере, где PR выполняет маркетинговые функции:
1. PR формирует и осуществляет продвижение на рынках корпоративного имиджа, а также имиджей отдельных товаров, марок и т.п. Таким образом, именно ПР в значительной мере формирует современную рыночную среду как коммуникативное, этическое и эстетическое пространство.
2. PR участвует в процессе позиционирования фирмы, ее отдельных подразделений, товаров и марок в сознании потребителей, то есть отвечает не только за оценку потребителем товара как набора качеств, но и за место, которое потребитель отводит этому товару в рыночном пространстве.
3. PR призван содействовать преодолению потребителями когнитивного диссонанса, связанного с товарами или услугами фирмы, а также ее корпоративным образом в массовом сознании.
4. К числу маркетинговых ролей PR относится взаимодействие с контактными аудиториями, проявляющими интерес к деятельности фирмы на рынке. Здесь PR сталкивается с самыми различными контрагентами - от общества защиты прав потребителей до фанатов собственной марки, от неформального клуба инвесторов до благотворительного фонда, причем с каждым из них необходимо установить оптимальные для корпорации взаимоотношения.
5. PR поддерживает процесс реализации маркетинговых стратегий, а также функционирования отдельных инструментов маркетинга, в том числе призван компенсировать издержки неэффективности стратегии или отдельных инструментов маркетинга. Именно на сотрудников PR-службы обычно ложится вся тяжесть публичного признания ошибок и поражений корпорации.
6. PR отвечает за оперативную реакцию фирмы на непредвиденные изменения рыночной ситуации. В данном контексте PR выступает, конечно, не единственным, но наиболее мобильным и оперативным резервом. Это и определяет его авангардную позицию в чрезвычайных ситуациях.
7. PR снижает маркетинговую эффективность конкурентов, компенсирует их стратегические и тактические преимущества, нейтрализует их действия по связям с общественностью. Результаты противостояния PR-служб, особенно на монополистических рынках, могут самым существенным образом отразиться на ходе конкурентной борьбы и, как следствие, на конфигурации рынка в целом.
Что касается отличий маркетинга и PR, то PR продвигает не столько продукт на рынке, сколько саму организацию в глазах общественности. Если маркетинг работает преимущественно с потребителями, то PR - с более широкой общественностью, где потребители - не единственная и не самая значимая аудитория. Если маркетинг использует платное средство информирования - рекламу, то PR практически бесплатны для организации. СМИ сами заинтересованы в качественной PR-информации, поскольку продают то, что получено бесплатно, подписчикам
Паблик рилейшнз и пропаганда
Термин "пропаганда" имеет весьма благородное происхождение. По-видимому, он был изобретен Конгрегацией пропаганды веры - колледжем, основанным Папой Георгием 15-м в 1622 году для пропаганды веры и предназначался специально для обучения миссионеров.
Пропаганда (лат. "подлежащее распространению") - особый вид деятельности, основная функция которой - распространение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, то есть с целью влияния на поведение людей.
Целью паблик рилейшнз является достижение согласия, в то время как цель пропаганды - формирование движения. Паблик рилейшнз стремятся к правдивому диалогу; правдивый диалог не свойственен для пропаганды. Методы паблик рилейшнз предполагают полную открытость, в то время как пропаганда при необходимости прибегает к сокрытию фактов. Паблик рилейшнз стремятся к пониманию, а пропаганду интересуют последователи. (Блэк)
В пропаганде может возникнуть необходимость в искажении фактов или даже в их фальсификации (подделки) для достижения цели. Паблик рилейшнз, напротив, признают долговременную ответственность и стремятся убедить и достичь взаимопонимания, основываясь на добровольном восприятии идей и мнений. Они могут достигать успеха, только если осуществляются честными средствами и в их основу заложены этические нормы. Цель, к которой стремятся паблик рилейшнз, никогда не может быть оправдана использованием лживых, вредных или сомнительных средств.