Период, в течение которого

НАЛОГОВИКИ МОГУТ ПРЕДЪЯВИТЬ

ТРЕБОВАНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ

Требование о представлении документов может быть предъявлено налоговым органом в период проведения (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93, абз. 1, 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57):

1) выездной налоговой проверки.

Напомним, что первым днем выездной проверки считается дата принятия решения о ее назначении. А ее последним днем признается дата составления справки о проведенной проверке (п. п. 8, 15 ст. 89 НК РФ). При этом по общему правилу срок проверки не должен превышать двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Примечание

Подробнее о сроке выездной проверки см. гл. 11 "Сроки проведения выездной налоговой проверки";

2) дополнительных мероприятий налогового контроля, назначаемых после окончания выездной проверки.

По общему правилу продолжительность таких мероприятий составляет не более одного месяца (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Примечание

Подробнее о сроке дополнительных мероприятий налогового контроля вы можете узнать в разд. 23.6.1 "Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля".

Для их проведения требуется решение руководителя налоговой инспекции или его заместителя, принимаемое, если в ходе рассмотрения материалов проверки выяснилось, что доказательств недостаточно (п. 6 ст. 101 НК РФ). В решении должны быть указаны обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а также срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). В частности, в нем должно быть указано на истребование документов, если инспекция осуществляет его в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля.

СИТУАЦИЯ: Имеют ли налоговые органы право истребовать документы после выездной проверки?

Истребовать у вас документы после окончания налоговой проверки инспекция вправе только в период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Это следует из абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 13.5 "Период, в течение которого налоговики могут предъявить требование о представлении документов".

Поэтому, если решение о проведении таких мероприятий не принималось, вы можете не выполнять требование инспекции о представлении документов, направленное вам после завершения выездной проверки. Полагаем, что данное требование не соответствует Налоговому кодексу РФ, а значит, вы вправе отказаться от его выполнения (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Также вы можете отказаться от выполнения требования о представлении документов, направленного после окончания сроков налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Если же вы его выполните, то истребованные у вас после истечения указанных сроков документы недопустимо учитывать при рассмотрении материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, абз. 2, 3 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Решение инспекции по итогам налоговой проверки, в основу которого положены такие документы, можно обжаловать.

Примечание

Подробнее о порядке обжалования решений налоговых органов в связи с налоговыми проверками вы можете узнать в гл. 25 "Обжалование действий и решений налоговых органов в связи с налоговыми проверками".

СИТУАЦИЯ: Могут ли налоговые органы истребовать документы в период приостановления выездной проверки?

В определенных случаях налоговики вправе приостановить проведение выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). В данной ситуации проверяющие должны также приостановить действия по истребованию у налогоплательщика документов. Причем все подлинники, которые были истребованы ранее, вам должны вернуть. Это правило не распространяется только на документы, полученные в ходе проведения выемки в порядке ст. 94 НК РФ (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Примечание

Дополнительную информацию о порядке проведения выемки документов см. в разд. 10.8.3.2 "Порядок проведения выемки".

Таким образом, направить вам требование о представлении документов в этот период налоговики не могут. Данный вывод подтверждают и суды (Постановления ФАС Московского округа от 22.03.2010 N КА-А40/989-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2010 N А03-15683/2009).

Примечание

Дополнительную информацию о приостановлении налоговой проверки см. в разд. 11.3 "Приостановление выездной проверки".

Вместе с тем налоговый орган может продолжить анализировать полученную до приостановления проверки информацию, в том числе сведения, содержащиеся в заверенных копиях документов налогоплательщика (Письмо Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-47).

Примечание

О том, должны ли налогоплательщики представлять в период приостановления выездной проверки документы, которые были истребованы до приостановления, см. раздел "Ситуация: Приостанавливается ли срок исполнения требования в случае приостановления выездной проверки?".

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ

Документы, истребуемые при выездной проверке, можно представить в налоговый орган (абз. 1 п. 2 ст. 93 НК РФ):

1) на бумажном носителе, передав их заверенные копии в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Примечание

Заверение копий документов на бумажном носителе, истребованных в рамках выездной проверки, осуществляется по тем же правилам, что и при камеральной проверке, поскольку порядок представления документов по требованию налогового органа, установленный п. 2 ст. 93 НК РФ, одинаков для обоих видов налоговых проверок;

2) в электронной форме путем их направления по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В такой форме можно подать только документы, составленные в электронном виде по установленным ФНС России форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Письмо ФНС России от 07.09.2015 N ЕД-4-2/15669).

Примечание

Порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден п. 1 Приказа ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Что касается передачи указанных документов через личный кабинет налогоплательщика, то порядок их представления в налоговый орган данным способом также устанавливает ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). На сегодняшний день процедура передачи в налоговый орган документов (информации), сведений через личный кабинет налогоплательщика регламентирована только для физических лиц (п. 1 разд. I, разд. VI Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного п. 1 Приказа ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@).

Если истребуемые документы составлены в электронном виде по не установленным ФНС России форматам, их нужно представить в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных копий. На это указано в Письме ФНС России от 07.09.2015 N ЕД-4-2/15669. Минфин России высказал такое же мнение и дополнительно отметил, что заверенные копии должны иметь отметку о подписании соответствующих документов квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) (см., например, Письма от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1, от 03.11.2011 N 03-07-11/297). Аналогичные разъяснения Минфина России, содержащиеся в его в более ранних письмах, приводятся в Письме ФНС России от 09.09.2015 N СА-4-7/15871.

период, в течение которого - student2.ru Правоприменительную практику по вопросу о порядке представления документов, составленных в электронном виде не по установленным форматам, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Наши рекомендации